По Фрейду и далее..

Тема в разделе "ОТКРЫТАЯ ГРУППА", создана пользователем kv, 6 июн 2021.

  1. Ivan

    Ivan Участник

    Слабое эго крайне нуждается в терапевтических взаимоотношениях, способных заполнить провал, оставленный неадекватным материнским уходом. Лишь это может спасти пациента от соскальзывания в ужас окончательной изоляции. Однако, когда до этого доходит дело, слабое эго боится тех самых взаимоотношений, в которых оно нуждается. Изолированное инфантильное эго нуждается в том, чтобы его обнаружили и вступили с ним в контакт, но глубоко боится быть обнаруженным, и в тот самый момент, когда «избавление» представляется неминуемым, вновь убегает в пустоту изоляции. Обладание не знающей тревог «индивидуальностью» важно для людей в установлении «объектных связей». В действительности это неразрывно связано, о чем не знает глубоко шизоидная личность.

    Без взаимоотношений, в ходе которых происходит взросление, человеческое эго не может развить собственную индивидуальность. Однако ослабленное эго всегда боится, что его погубит другое лицо в их взаимоотношениях. Психотерапия такого пациента обычно вовлекает в себя длительный процесс подхода к терапевту, а затем бегства от него снова и снова, в то время как медленно и скрыто растет способность к «доверию».

    Шизоидные явления, объектные отношения и Самость
    Гарри Гантрип
     
    Ира, Julia и kv нравится это.
  2. Ivan

    Ivan Участник

    Понятие «психологическая сепарация» устойчиво вошло в лексикон современного психолога и в большинстве случаев используется для обозначения определенного этапа отношений, складывающихся между людьми, на котором прежняя коммуникация, построенная по типу созависимости, реорганизуется, и взаимодействие начинает осуществляться на паритетных основаниях. Иногда сепарация трактуется как процесс разделения, отделения одного человека от другого, в результате которого личность обретает свою автономию, становится независимой. При этом понятно, что, если достижение этого состояния и возможно, то оно сохраняется на непродолжительное время и может вновь переходить в состояние подчиненности, зависимости. Многое определяется тем, какие именно задачи стоят перед человеком в тот или иной период жизни, способен ли он их принять и решить.

    Маргарет Малер писала, что процесс сепарации–индивидуации осуществляется на протяжении всего онтогенеза, однако важнейшим этапом для его стабильного развития является период от 4–5 до 30–36 месяцев жизни ребенка. «Нормальный процесс сепарации – индивидуации, следуя сразу за нормальным, с точки зрения развития, симбиотическим периодом, подразумевает достижение ребенком отдельного функционирования в присутствии и при условии эмоциональной доступности матери… в отличие от ситуации травматической сепарации, нормальный процесс сепарации–индивидуации протекает в ситуации возрастной готовности к независимому функционированию и сопровождается удовольствием от этого состояния» (Малер, Пайн, Бергман, 2011, с. 21–22).

    Высказанное М. Малер мнение согласуется с нашим пониманием психологической сепарации как процесса, который продолжается всю жизнь. Сущность психологической сепарации состоит не в обособлении человека от других людей, а в способности строить отношения таким образом, чтобы сохранять и развивать свою личность. Только так, как нам представляется, можно исследовать этот уникальный процесс становления человека, его развития и поиска новых путей саморазвития в детстве, юности и в разные периоды взрослости.
    ...
    Специально подчеркнем, что на всех выделенных уровнях взаимодействия – детско-родительских отношений, возрастных кризисов, трудных жизненных ситуаций, повседневных ситуаций – сепарация происходит в отношениях Я–значимый Другой.

    Н. Е. Харламенкова, Психологическая сепарация: феномен, понятие, концепция
     
    Последнее редактирование: 19 апр 2024
    kv и Julia нравится это.
  3. Ivan

    Ivan Участник

    Страх в эго сам по себе играет большую роль. Паника при утрате поддерживающего объекта и вина по поводу утраты объекта любви перемешаны друг с другом. Это вынуждает более сильно развитое эго любить незаинтересованно и заботиться о другом человеке в основном ради него самого, пусть даже на практике никто никогда не бывает настолько зрел для этого. Поэтому мы вновь возвращаемся к проблеме слабости эго как следствия нарушенного развития в самые первые формирующие годы, к проблеме, которая делает очевидным, что психотерапия в каком-либо радикальном смысле не может быть ничем иным, кроме как постепенным и длительным процессом повторного роста.

    Шизоидные явления, объектные отношения и Самость
    Гарри Гантрип
     
    Последнее редактирование: 21 апр 2024
    kv и Julia нравится это.
  4. Ivan

    Ivan Участник

    Для гармоничного развития личности требуется компенсация дефицитов, накопленных взрослым человеком в детстве, обусловленных отсутствием родителей или их нечувствительностью к потребностям ребенка (Харламенкова, Кумыкова, Рубченко, 2015,с. 50). Невозможность такой компенсации приводит к закреплению симбиотических связей со значимыми людьми, человек становится «"прилипчивым" во взаимоотношениях с другими» (Кернберг, 2000, с. 109), у него появляются трудности в интеграции Эго-идентичности и построении зрелых форм социального взаимодействия.

    Н. Е. Харламенкова, Психологическая сепарация: феномен, понятие, концепция
     
    kv, Яна и Julia нравится это.
  5. Ivan

    Ivan Участник

    Внутренняя сепарация, также реализуется по-разному. Если придерживаться самой общей классификации, то следует выделить два направления внутренней сепарации: сепарацию Я от внутренних объектов (Я от не-Я – структурный аспект) и сепарацию образа Я (чувств, мыслей, переживаний) в настоящем от образа Я (чувств, мыслей, переживаний) в прошлом и будущем (Я от Я во временной перспективе – генетический аспект). В норме оба эти проявления сепарации функционируют во взаимодействии друг с другом, а именно дифференциация Я от внутренних объектов сопровождается дифференциацией Я настоящего от Я прошлого и будущего (и наоборот); причем в этом случае дифференциация функционирует совместно с принятием новых отношений между Я и внутренними объектами, а также новых ощущений, представлений и т. д. о себе. Эта группа механизмов обеспечивает процесс личностного роста, когда человек сепарируется от прежних чувств, действий, образа мыслей, не вполне соответствующих новым жизненным задачам, проявляя внутреннюю независимость по отношению к ним и «архивируя» их в своей личной истории, а также от того, что еще только ожидается и может быть отнесено к будущему. В качестве психологических механизмов выступает рефлексия, механизмы внутренней независимости и принятия.

    Проблемными проявлениями внутренней сепарации являются разные виды дедифференциации:
    1) Я и внутреннего объекта, которая ведет к слиянию с внутренним объектом (объектами), к потере чувства Я и сопровождаемой сепарационной тревогой;
    2) Я настоящего и Я прошлого и будущего, ведущая к стагнации личностного роста

    Н. Е. Харламенкова, Психологическая сепарация: феномен, понятие, концепция
     
    kv, Julia и Гесер нравится это.
  6. Ivan

    Ivan Участник

    [Существует мнение, согласно которого] обостренное самоосознание является предпосылкой переживания стыда. Однако Льюис и ее коллеги считают, что на самом деле переживание стыда базируется на чем-то вроде знания о самом себе. Они предполагают, что, до того как ребенок окажется в состоянии испытать стыд, он должен научиться взаимоотношениям с самим собой. То есть у ребенка должен быть сформирован достаточно ясный и стабильный образ «Я», с которым ему надо научиться осознанно соотносить себя. Только после этого ребенок способен будет испытать стыд.

    Кэррол Изард: Психология эмоций
     
    Julia нравится это.
  7. Иван! О каком стыде идёт речь? За что, кого ребенок испытывает стыд? Как ты понял это. интересно.
     
  8. Ivan

    Ivan Участник

    о стыде, как о чувстве. на данный момент, я понимаю этот отрывок так: то естественное представление о себе в раннем детстве, которое у меня было, могло не понравится кому-то из моих близких, было отвергнуто и я уступил им. пытался вжиться в роль, предложенную ими, т.е. болел. а разговор внутри с кем-то напротив протекает постоянно. это мой скромный взгляд, я могу ошибаться в своих идеях.
    кто-то из авторов трактует стыд так: "это гнев, направленный на себя, при попытке зацепиться за взаимность." безусловно, это сложная эмоция.
    думаю в каждом отдельном случае лучше исследовать причины его возникновения. если говорить про отрывок из книги, мне показалась что я усмотрел у себя - что-то подобное. если интересно, книга есть в ВК, язык вполне доступный, специальных знаний для неё не нужно.
     
  9. Самое важное, что я отмечаю для себя - это "гнев направленный на себя".
    И далее - "...при попытке зацепиться за взаимность". Это прям меня задевает. Мой случай точно. Каким боком он так вписался / устроился - надо изучать. И что с этим далее сотворять.
     
    Ivan нравится это.
  10. Яна

    Яна Участник

    Вань, Дим есть книга Марио Якоби "Стыд и истоки самоуважения", может что то будет интересно из того что там изложено.
     
    Julia нравится это.
  11. Яна. Благодарю! Уже иду смотреть эту книгу. Благодарю.
     
    Яна нравится это.

Поделиться этой страницей