1. Марафон зима 2017 "Мой светлый образ", состоится 25-26 февраля 2017г. . Начало 12-00 финиш через сутки. Всех заинтересованных в участии в том или ином качестве на марафоне просьба обращаться к kv . В ходе марафона будут работы в психодраматическом ключе, работа с индивидульными образами , показ видеоклипов участников, выступление желающих в концерте, использование техник иррационального исследования бессознательного. Возможно гостевое участие.

новая книга

Тема в разделе "«АВЕСТА» и УФОЛОГИЯ", создана пользователем IGOR, 12 июл 2009.

  1.  
    Julia Julia

    Julia Julia Member

    да это были счастливые и беззаботные годы молодости, полные поиска, интересных рассказов настоящих учёных, но просто мои находки, конкретно мои... оказались шелухой...
  2.  
    Wanderer

    Wanderer Авторы

    Не отчаивайтесь:Ab: Зато сколько приключений, интересных событий и людей в Вашей жизни! Это главное - прожить жизнь не впустую...
  3.  
    IGOR

    IGOR Member

    УДК 398.324

    О.В. Ратник

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение самарский международный аэрокосмический лицей городского округа Самара



    Изменение представлений о роли капища Белая лошадь у жителей села Смолькино (Самарская область) в ХХ веке.

    Материал представлен на II конференции «Человек и общество в условиях войн и революции» (Самара, 2015 год) // Материалы конференции – Самара: Самар.гос.техн.ун-т, 2015. – 305 с., С.59-63

    Дополнительный материал по теме можно посмотреть на сайте Краеведофф http://kraevedoff.ru/mify-i-legendy/ (дата обращения 16.12.2015 г.)



    С начала 80-х годов ХХ столетия автор занимался изучением современного фольклора Среднего Поволжья. Одним из интереснейших его элементов явились былички села Смолькино (Самарская область) посвященные капищу Белая лошадь. До ноября 2008 года данное капище находилась на безымянной лесной поляне в 3,5 км к юго-западу от села. Его образовывала система, составленная из разноразмерных фигурных камней, скорее всего природно-антропогенного происхождения, установленных над подземными водяными потоками (возможно искусственно организованными – подземной водно-заборной галерей). Подробное описание капища дано в авторском докладе "Языческие капища и ритуальные камни рачейских альп" представленном на V межрегиональной научно-практической конференции "Самарский край в истории России" (Самара 2014 г.), а так же его можно найти в работе И.Л. Павловича "Древние капища и современный туризм" [4, с. 3-10].

    В данной работе автор рассматривает изменения представлений о роли капища в повседневной жизни и представлениях жителей села Смолькино в ХХ в.

    Многолетняя работа с местными жителями (в частности с местным лесником Иван Алексеевичем Ивановым) показала, что история сооружения капища практически полностью утрачена. Впрочем, данное утверждение вполне справедливо и для общей истории самого села Смолькино (возможно это последствия большого пожара случившегося в данном районе в 1921 году).

    Более того, автор отмечает, что большая часть ныне известных страниц истории капища Белая лошадь приходятся на переломные моменты войн и революций ХХ в. И эти во многом ключевые периоды, с одной стороны порождают волну тотального разрушения, а с другой высвечивают теневые, в обыденности привычно практически закрытые стороны жизни общества.

    И так, предвоенный период перед первой мировой, а также последовавшей за ней революций, отношение местных жителей к капищу неизвестно. Хотя исходя из косвенных свидетельств – значительный объем труда и знаний вложенный в его сооружение, указывает на его значимость для местных жителей.

    Первая ныне известная страница истории капища приходится на после революционный период, а вернее на годы культурной революции. В 1929 году в селе Смолькино был образован первый колхоз, потом леспромхоз и совхоз. Тогда же в рамках борьбы с религиозным дурманом и народными суевериями на культовые камни "натравливали" лесорубов. Однако организовано покончить с капищем не получилось. Хотя в индивидуальном порядке "вандалы", вооружившись кувалдами, разбили немало камней. Но после того как особо активных разрушителей постигла целая череда несчастных случаев (возможно специально организованных местными жителями), а в 1932-1932 годах край поразил голод (и многие были вынуждены покинуть село, уходя в более сытные места), ритуальныекамни трогать перестали.

    Вторая страница истории капища в повседневной жизни села, накладывается на период Великой отечественной войны. Тогда в лихую годину сложилась традиция - на капище “некрутов водить, там просили - чтоб те на войне не сгибли, да домой вернулись". (Этот ритуал сохранялся и позже - только место его проведения сместилось от урочища Белая лошадь, сначала в урочище Семиключье, а потом к Гремяченским высотам.)

    Примерно с этого же времени, капище стали использовать для практических хозяйственных нужд. Когда летом начиналась засуха, директор совхоза приказывал выдавать женщинам мыло, полотенца, ведра и отправлял их мыть камень. Через некоторое время в окрестностях села всегда был дождь. Этот ритуал или обычай сохранялся в селе ещё в 70-80-е годы ХХ века [9].

    Во второй половине ХХ в. население данного района оказалось в относительной изоляции. Практически всю последнею четверть века отсюда наблюдался отток сельского населения, уезжающего в крупные города. Хотя дорога, например, до Самары была неблизкая – более 200 км. По итогам переписи в 1958 году в селе было 414 дворов и население 1252 человека, а уже в 2012 году жилыми оставались всего 129 дворов и их население составило 140 человек.

    Вместе с тем жителей села Смолькино нельзя рассматривать тотально изолированно от прочих обитателей окружающих территорий, и прежде всего крупных промышленных городов таких как Самара, Сызрань, Тольятти. И хотя долгое время, данное капище скрывалось от чужаков, информация о фигурных камнях попала в литературу. Например, в Путеводителе 1965 г. содержится следующее указание: "На территории Балашейского и Старо-Раческого лесничества есть геологические обнажения в форме коня, лягушек, бабы – былые предметы поклонения и суеверий" [8, с. 54].

    Однако складывается впечатление, что большинство авторов упоминавших фигурные камни капища Белой лошади лично их не видели. Например, "каменные изваяния возвышаются над окружающим ландшафтом. Таковы Каменный Конь, Воин и другие природные скульптуры. Это все останцы" [7, с. 15]. Или "Каменная лошадь" находится почти на самой вершине поляны, в ее западной части. Если посмотреть на этот камень с одной стороны, то он напоминает большую лошадиную голову. По некоторым данным местное население мордва и чуваши, до сих пор справляют вокруг него языческие обряды… Ритуальные памятники - природные памятники, наиболее крепкие участки пластов ожелезненного песчаника» [2, с. 143].

    Исходя из собранной информации, автор отмечает, что в первом десятилетии XXI в. память о капище у местного населения практически утратилась. Последняя ныне известная страница истории капища, попытка ряда местных энтузиастов представить капище как перспективный туристический объект.

    2 ноября 2008 года капище, а вернее «ритуальная поляна с камнями» была показана по одному из областных телеканалов. Практически сразу после демонстрации данного сюжета – камни с поляны пропали. В настоящее время считается, что они были вывезены неустановленной группой лиц в неизвестном направлении. Поскольку данные камни не были официально зарегистрированы и не находились на учете какой-либо организации, их официальный поиск не производился [9].

    На взгляд автора, а с ним согласны многие, в этом урочище до наших дней сохранялся один из самых интересных местных памятников культуры по своему значению, могущий быть приравненный к английскому Стоунхенджу.

    Более того, автор считает важным указать - подобные капища являются уникальным хранилищем бесценной информации, с аккумулировавшими в себе древнейшие знания человечества.

    Исследования, которые автор, а так же И.Л. Павлович в своё время проводили в этом месте, а так же тщательный анализ собранной ими информации к.т.н. С.А. Самаровым и к.ф-м.н Д.Ф. Китаевым, позволяют считать его самым настоящим астро-инженерным комплексом древних. Комплекс камней урочища Белая лошадь позволял достаточно точно фиксировать такие важные для аграрных и скотоводческих культур моменты года, как день летнего солнцестояния (естественное начало года); начало массового сбора созревших плодов и ягод (середина июля, звезда Альтаир находится над "пятым" камнем); начало зимы (звезда Альдебаран расположилась над "четвертым" камнем); конец зимы (звезда Регул находится над "четвертым" камнем); конец весны (Ковш Малой Медведицы располагается над "первым" и "вторым" камнем); начало лета (звезда Вега восходит над "третьем" камнем).

    Вместе с тем после пропажи камней интерес к ним в регионе не только не угас, но парадоксально усилился, в том числе и в плане организации туристических поездок городских жителей сюда.

    Областные "специалисты" задним числом даже включили эти камни в Энциклопедию Самарской Губернии (глава "Каменная лошадь" [1]).

    В сентябре 2012 года ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния» сняла и даже выпустила в прокат фильм "О чем молчат камни", затрагивающий тему культовых камней капища Белая лошадь [3].

    Необходимо отметить, что в постперестроечный период под натиском приезжих горожан рассматриваемый район понес (и продолжает нести) весьма ощутимые материальные потери. Речь идет о массовом вывозе фигурных камней – конкреций, а также жерновов и их заготовок, находившихся в местных лесах. Самарский парапланерист фото-краевед Виктор Пылявский, много времени уделявший изучению данного района и посетивший его самые труднодоступные уголки, неоднократно отмечал, что в период с 2012 по 2014 годы наблюдался массовый вывоз фигурных камней, а также заготовок жерновов.

    Автор считает, что данное явление провоцируется откуда-то появившийся слухом - если установить "смолькинский камень" на своем огороде или приусадебном участке, то можно получать из года в год завидный урожай. Данный слух быстро распространился по области, и вследствие чего за местными конкрециями началась настоящая охота. Под горячую руку попали и заготовки жерновов, и даже сами жернова. Но самое страшное, что этим поверьем сразу же воспользовались предприимчивые деятели, организовавшие сбор и вывоз камней уже грузовиками [5, с. 304-316].

    Как отмечает Виктор Пылявский, ранее довольно многочисленные фигурные и обработанные камни, стали ныне в местных лесах большой редкостью.

    К выше изложенному автор также хочет добавить, что все попытки, вывести в этот район и произвести профессиональную оценку обнаруженных объектов, представителей профессионального историко-археологического сообщества как столичных, так и региональных, успехом не увенчались. Ехать на местность специалисты дружно отказывались, впрочем, также как и работать с накопленным фото-видео материалами. Главная мотивация отказов – большая занятость специалистов и не включение этих объектов в планы работы [6, с. 66].

    Автор отмечает, что выше рассмотренная история это яркий пример того как на весьма короткое время народная быличка может "материализоваться", а потом вновь уйти исключительно в духовную сферу (рассказов, преданий, быличек). При этом даже накопленный краеведческий этнографический материал зачастую сохраняется лишь в коллекциях частных лиц, под потенциальной угрозой полного и внезапного исчезновения.

    И так в повседневной обыденности жителей села Смолькино в ХХ веке представление о капище Белой лошади претерпело целую череду изменений. От важного, но практически забытого после первой мировой войны объекта, к попытке его разрушения в годы «культурной революции», до прагматического использования в годы второй мировой войны, до полной утраты в пост перестроечную эпоху.


    Список источников и литературы



    1. Каменная лошадь, Энциклопедия Самарской Губернии [сайт, tvsamara] http://www.tvsamara.ru/index.php?abc=10&id=134 (дата обращения 03.07.2014 г.), видеосюжет продолжительность 1 мин 44 секунды

    2. Оробенская Т.В., Варенов Д.В. Памятники природы северо-запада сызранского района в комплексной практике студентов географического отделения СГПУ // Краеведческие записки. Выпуск ХIII, Самара 2004, – 240 с.
    3. О чем молчат камни, Видеофильм / ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния» [видеозапись], фильм вышел в эфирный прокат в сентябре 2012 года.
    4. ПавловичИ.Л. Древниекапищаисовременныйтуризм // журналAustrian Journal of Humanities and Social Sciences 4 (7-8) 2014, С. 3-10
    5. Павлович И.Л., Ратник О.В. Некоторые последствия современного неорганизованного туризма на территории рачейских альп (Рачейского бора) // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара: ПГСГА, 2014, - 449 с., С. 304-316
    6. Павлович И.Л. К вопросу о современных быличках среднего Поволжья. Materials of the I International scientific and practical conference, «Science and Education», - 2014. Volume 4. History. Sheffield. Science and education LTD, 2014, - 72 с., С. 64-67
    7.ПамятникиприродыКуйбышевскойобласти. Куйб.книж. издательство, 1986, - 158 с.
    8. Соболев А. Жигулевская кругосветка. Куйб.книж. издательство, 1965, - 168 с.

    9. Украли идолов. В чувашском селе осквернена языческая святыня. Областной аналитический еженедельник «Хронограф» [Текст] // http://chronograf.ru/articles/?num=143&a=3193 (дата обращения 30.07.2014 г.)
  4.  
    kv

    kv ADMIN

    Написал Кириллу про книгу. Пока молчит. Интересно где купить?

Поделиться этой страницей