новая книга

Тема в разделе "«АВЕСТА» и УФОЛОГИЯ", создана пользователем IGOR, 12 июл 2009.

  1. Julia Julia

    Julia Julia Member

    да это были счастливые и беззаботные годы молодости, полные поиска, интересных рассказов настоящих учёных, но просто мои находки, конкретно мои... оказались шелухой...
     
  2. Wanderer

    Wanderer Авторы

    Не отчаивайтесь:Ab: Зато сколько приключений, интересных событий и людей в Вашей жизни! Это главное - прожить жизнь не впустую...
     
  3. IGOR

    IGOR Active Member

    УДК 398.324

    О.В. Ратник

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение самарский международный аэрокосмический лицей городского округа Самара



    Изменение представлений о роли капища Белая лошадь у жителей села Смолькино (Самарская область) в ХХ веке.

    Материал представлен на II конференции «Человек и общество в условиях войн и революции» (Самара, 2015 год) // Материалы конференции – Самара: Самар.гос.техн.ун-т, 2015. – 305 с., С.59-63

    Дополнительный материал по теме можно посмотреть на сайте Краеведофф http://kraevedoff.ru/mify-i-legendy/ (дата обращения 16.12.2015 г.)



    С начала 80-х годов ХХ столетия автор занимался изучением современного фольклора Среднего Поволжья. Одним из интереснейших его элементов явились былички села Смолькино (Самарская область) посвященные капищу Белая лошадь. До ноября 2008 года данное капище находилась на безымянной лесной поляне в 3,5 км к юго-западу от села. Его образовывала система, составленная из разноразмерных фигурных камней, скорее всего природно-антропогенного происхождения, установленных над подземными водяными потоками (возможно искусственно организованными – подземной водно-заборной галерей). Подробное описание капища дано в авторском докладе "Языческие капища и ритуальные камни рачейских альп" представленном на V межрегиональной научно-практической конференции "Самарский край в истории России" (Самара 2014 г.), а так же его можно найти в работе И.Л. Павловича "Древние капища и современный туризм" [4, с. 3-10].

    В данной работе автор рассматривает изменения представлений о роли капища в повседневной жизни и представлениях жителей села Смолькино в ХХ в.

    Многолетняя работа с местными жителями (в частности с местным лесником Иван Алексеевичем Ивановым) показала, что история сооружения капища практически полностью утрачена. Впрочем, данное утверждение вполне справедливо и для общей истории самого села Смолькино (возможно это последствия большого пожара случившегося в данном районе в 1921 году).

    Более того, автор отмечает, что большая часть ныне известных страниц истории капища Белая лошадь приходятся на переломные моменты войн и революций ХХ в. И эти во многом ключевые периоды, с одной стороны порождают волну тотального разрушения, а с другой высвечивают теневые, в обыденности привычно практически закрытые стороны жизни общества.

    И так, предвоенный период перед первой мировой, а также последовавшей за ней революций, отношение местных жителей к капищу неизвестно. Хотя исходя из косвенных свидетельств – значительный объем труда и знаний вложенный в его сооружение, указывает на его значимость для местных жителей.

    Первая ныне известная страница истории капища приходится на после революционный период, а вернее на годы культурной революции. В 1929 году в селе Смолькино был образован первый колхоз, потом леспромхоз и совхоз. Тогда же в рамках борьбы с религиозным дурманом и народными суевериями на культовые камни "натравливали" лесорубов. Однако организовано покончить с капищем не получилось. Хотя в индивидуальном порядке "вандалы", вооружившись кувалдами, разбили немало камней. Но после того как особо активных разрушителей постигла целая череда несчастных случаев (возможно специально организованных местными жителями), а в 1932-1932 годах край поразил голод (и многие были вынуждены покинуть село, уходя в более сытные места), ритуальныекамни трогать перестали.

    Вторая страница истории капища в повседневной жизни села, накладывается на период Великой отечественной войны. Тогда в лихую годину сложилась традиция - на капище “некрутов водить, там просили - чтоб те на войне не сгибли, да домой вернулись". (Этот ритуал сохранялся и позже - только место его проведения сместилось от урочища Белая лошадь, сначала в урочище Семиключье, а потом к Гремяченским высотам.)

    Примерно с этого же времени, капище стали использовать для практических хозяйственных нужд. Когда летом начиналась засуха, директор совхоза приказывал выдавать женщинам мыло, полотенца, ведра и отправлял их мыть камень. Через некоторое время в окрестностях села всегда был дождь. Этот ритуал или обычай сохранялся в селе ещё в 70-80-е годы ХХ века [9].

    Во второй половине ХХ в. население данного района оказалось в относительной изоляции. Практически всю последнею четверть века отсюда наблюдался отток сельского населения, уезжающего в крупные города. Хотя дорога, например, до Самары была неблизкая – более 200 км. По итогам переписи в 1958 году в селе было 414 дворов и население 1252 человека, а уже в 2012 году жилыми оставались всего 129 дворов и их население составило 140 человек.

    Вместе с тем жителей села Смолькино нельзя рассматривать тотально изолированно от прочих обитателей окружающих территорий, и прежде всего крупных промышленных городов таких как Самара, Сызрань, Тольятти. И хотя долгое время, данное капище скрывалось от чужаков, информация о фигурных камнях попала в литературу. Например, в Путеводителе 1965 г. содержится следующее указание: "На территории Балашейского и Старо-Раческого лесничества есть геологические обнажения в форме коня, лягушек, бабы – былые предметы поклонения и суеверий" [8, с. 54].

    Однако складывается впечатление, что большинство авторов упоминавших фигурные камни капища Белой лошади лично их не видели. Например, "каменные изваяния возвышаются над окружающим ландшафтом. Таковы Каменный Конь, Воин и другие природные скульптуры. Это все останцы" [7, с. 15]. Или "Каменная лошадь" находится почти на самой вершине поляны, в ее западной части. Если посмотреть на этот камень с одной стороны, то он напоминает большую лошадиную голову. По некоторым данным местное население мордва и чуваши, до сих пор справляют вокруг него языческие обряды… Ритуальные памятники - природные памятники, наиболее крепкие участки пластов ожелезненного песчаника» [2, с. 143].

    Исходя из собранной информации, автор отмечает, что в первом десятилетии XXI в. память о капище у местного населения практически утратилась. Последняя ныне известная страница истории капища, попытка ряда местных энтузиастов представить капище как перспективный туристический объект.

    2 ноября 2008 года капище, а вернее «ритуальная поляна с камнями» была показана по одному из областных телеканалов. Практически сразу после демонстрации данного сюжета – камни с поляны пропали. В настоящее время считается, что они были вывезены неустановленной группой лиц в неизвестном направлении. Поскольку данные камни не были официально зарегистрированы и не находились на учете какой-либо организации, их официальный поиск не производился [9].

    На взгляд автора, а с ним согласны многие, в этом урочище до наших дней сохранялся один из самых интересных местных памятников культуры по своему значению, могущий быть приравненный к английскому Стоунхенджу.

    Более того, автор считает важным указать - подобные капища являются уникальным хранилищем бесценной информации, с аккумулировавшими в себе древнейшие знания человечества.

    Исследования, которые автор, а так же И.Л. Павлович в своё время проводили в этом месте, а так же тщательный анализ собранной ими информации к.т.н. С.А. Самаровым и к.ф-м.н Д.Ф. Китаевым, позволяют считать его самым настоящим астро-инженерным комплексом древних. Комплекс камней урочища Белая лошадь позволял достаточно точно фиксировать такие важные для аграрных и скотоводческих культур моменты года, как день летнего солнцестояния (естественное начало года); начало массового сбора созревших плодов и ягод (середина июля, звезда Альтаир находится над "пятым" камнем); начало зимы (звезда Альдебаран расположилась над "четвертым" камнем); конец зимы (звезда Регул находится над "четвертым" камнем); конец весны (Ковш Малой Медведицы располагается над "первым" и "вторым" камнем); начало лета (звезда Вега восходит над "третьем" камнем).

    Вместе с тем после пропажи камней интерес к ним в регионе не только не угас, но парадоксально усилился, в том числе и в плане организации туристических поездок городских жителей сюда.

    Областные "специалисты" задним числом даже включили эти камни в Энциклопедию Самарской Губернии (глава "Каменная лошадь" [1]).

    В сентябре 2012 года ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния» сняла и даже выпустила в прокат фильм "О чем молчат камни", затрагивающий тему культовых камней капища Белая лошадь [3].

    Необходимо отметить, что в постперестроечный период под натиском приезжих горожан рассматриваемый район понес (и продолжает нести) весьма ощутимые материальные потери. Речь идет о массовом вывозе фигурных камней – конкреций, а также жерновов и их заготовок, находившихся в местных лесах. Самарский парапланерист фото-краевед Виктор Пылявский, много времени уделявший изучению данного района и посетивший его самые труднодоступные уголки, неоднократно отмечал, что в период с 2012 по 2014 годы наблюдался массовый вывоз фигурных камней, а также заготовок жерновов.

    Автор считает, что данное явление провоцируется откуда-то появившийся слухом - если установить "смолькинский камень" на своем огороде или приусадебном участке, то можно получать из года в год завидный урожай. Данный слух быстро распространился по области, и вследствие чего за местными конкрециями началась настоящая охота. Под горячую руку попали и заготовки жерновов, и даже сами жернова. Но самое страшное, что этим поверьем сразу же воспользовались предприимчивые деятели, организовавшие сбор и вывоз камней уже грузовиками [5, с. 304-316].

    Как отмечает Виктор Пылявский, ранее довольно многочисленные фигурные и обработанные камни, стали ныне в местных лесах большой редкостью.

    К выше изложенному автор также хочет добавить, что все попытки, вывести в этот район и произвести профессиональную оценку обнаруженных объектов, представителей профессионального историко-археологического сообщества как столичных, так и региональных, успехом не увенчались. Ехать на местность специалисты дружно отказывались, впрочем, также как и работать с накопленным фото-видео материалами. Главная мотивация отказов – большая занятость специалистов и не включение этих объектов в планы работы [6, с. 66].

    Автор отмечает, что выше рассмотренная история это яркий пример того как на весьма короткое время народная быличка может "материализоваться", а потом вновь уйти исключительно в духовную сферу (рассказов, преданий, быличек). При этом даже накопленный краеведческий этнографический материал зачастую сохраняется лишь в коллекциях частных лиц, под потенциальной угрозой полного и внезапного исчезновения.

    И так в повседневной обыденности жителей села Смолькино в ХХ веке представление о капище Белой лошади претерпело целую череду изменений. От важного, но практически забытого после первой мировой войны объекта, к попытке его разрушения в годы «культурной революции», до прагматического использования в годы второй мировой войны, до полной утраты в пост перестроечную эпоху.


    Список источников и литературы



    1. Каменная лошадь, Энциклопедия Самарской Губернии [сайт, tvsamara] http://www.tvsamara.ru/index.php?abc=10&id=134 (дата обращения 03.07.2014 г.), видеосюжет продолжительность 1 мин 44 секунды

    2. Оробенская Т.В., Варенов Д.В. Памятники природы северо-запада сызранского района в комплексной практике студентов географического отделения СГПУ // Краеведческие записки. Выпуск ХIII, Самара 2004, – 240 с.
    3. О чем молчат камни, Видеофильм / ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния» [видеозапись], фильм вышел в эфирный прокат в сентябре 2012 года.
    4. ПавловичИ.Л. Древниекапищаисовременныйтуризм // журналAustrian Journal of Humanities and Social Sciences 4 (7-8) 2014, С. 3-10
    5. Павлович И.Л., Ратник О.В. Некоторые последствия современного неорганизованного туризма на территории рачейских альп (Рачейского бора) // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара: ПГСГА, 2014, - 449 с., С. 304-316
    6. Павлович И.Л. К вопросу о современных быличках среднего Поволжья. Materials of the I International scientific and practical conference, «Science and Education», - 2014. Volume 4. History. Sheffield. Science and education LTD, 2014, - 72 с., С. 64-67
    7.ПамятникиприродыКуйбышевскойобласти. Куйб.книж. издательство, 1986, - 158 с.
    8. Соболев А. Жигулевская кругосветка. Куйб.книж. издательство, 1965, - 168 с.

    9. Украли идолов. В чувашском селе осквернена языческая святыня. Областной аналитический еженедельник «Хронограф» [Текст] // http://chronograf.ru/articles/?num=143&a=3193 (дата обращения 30.07.2014 г.)
     
  4. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Написал Кириллу про книгу. Пока молчит. Интересно где купить?
     
  5. IGOR

    IGOR Active Member

    С наступающим днем космонавтики!

    Более десяти лет назад группе самарских энтузиастов удалось обработать ранее накопленный материал и опубликовать на тот момент последнюю книгу цикла «Современные мифы Поволжья» - авторы И. Павлович, О. Ракшин «Легенды самарского заречья» 2021 год. (Следует напомнить, что это был сокращенный вариант, ранее подготовленный к печати книги, сгруппированной из десяти взаимосвязанных частей, сценариев ранее запланированных фильмов. Но тогда опубликовать удалось только две части. Основная главы той книги – самарские байки об НЛО и загадочные камни самарских легенд.)

    Уже с момента начала «ковидной эры» шла подготовка к изданию новой книги или очередная вариация глав давно утраченной книги «Далекие острова» (1989 год). [Было бы крайне обидным если бы уникальный материал собиравшийся автором долгие годы, в один момент оказался бы безвозвратно утраченным]. И вот в апреле 2022 года была опубликована новая книга цикла «Современные мифы Поволжья»:

    «Утраченное наследие. Информационные миражи и фантомы в современных байках Самары, 1979–2022 годы»: научно-популярное издание. – М.: Евроазиатская научно-промышленная палата, 2022. – 104 с.

    Ее обложка — основана на карте рисунке И. Черкашина (2008 год), а в форзаце использована карта Д. Широкова (1987 год) (Подробнее описание карт смотри в главе 1).

    Необходимо указать, что первоначально данная книга планировалась к изданию в Самаре и предполагала более двухсот страниц оригинального текста и более тридцати цветных иллюстраций. Но два года крайне сложных переговоров, взаимоувязок и непрерывного роста цен сделали это на текущий момент невозможным. И книга съежилась до объёма всего ста страниц и восьми черно белых иллюстраций.

    Вместе с тем именно в данной книге впервые представлен уникальный материал упоминающий сказочных подземных существах макаавасов, летающие аппараты древних, в том числе «летающая лодка Степана Разина», странствующих каменных болванов – в начале ХХ века зафиксированных/представленных в ранее почему-то совершенно неучтенном наследии самарского краеведа Ф.Т. Яковлева. Также в книге сделана попытка проследить возможную связь между малоизвестными уникальными объектами (например, «дугой кекуров») и проявлением сложных миражей класса Фата-моргана, а также феномена «бестелесных голосов» и уникальных объектов природы. В книге также рассматривается роль современного фольклора (в частности рассказов о необычном) как фактора потенциально способствовавшем увеличению регионального туристического потока.

    Опубликованный материал – это авторская попытка рассмотреть в отдельных главах несколько малоизвестных материалов (или информационных фантомов) составной частью входящих в современный фольклор Самарского края.

    Следует указать, что понятие информационный мираж и/или информационный фантом были введены в книгу автором и это ее центральный элемент. Что это такое? Известно, что сравнения всегда условны. Вместе с тем можно предположить, что явление, условно определяемое как информационный мираж (автору представляется что в чем-то он подобен явлению Фата-моргана) или информационный фантом наблюдаются и он проявляется непосредственно в информационных массивах. В этом случае при определенных условиях вполне реальная информация (или ее отдельные части), связанная с вполне конкретными людьми, местами, событиями может искажаться, дробится и затем проецироваться совершенно в другую область. Иногда искаженная форма информации оказывается более известной и устойчивой во время, чем то, что ее непосредственно породило. Одно из основных свойств информационного фантома – они проявляются и обычно фиксируются лишь единожды, а также их/его смысловое содержание нельзя с полной уверенностью подтвердить или опровергнуть. Более того информационный фантом остается зафиксирован только в памяти отдельных исследователей, а как известно память вещь весьма и весьма ненадежная. Было – нет – и откуда взялось совершенно непонятно…

    Структура книги «Утраченное наследие» следующая.

    Введение – размышления о возможности проявлений информационных фантомов. Анализ местных баек и легенд, в том числе рассказы о камне Аусина (см. соответствующую ветку сайта). Дополнительно рассматривается тема таких фольклорных образов как Ангел из Библиотеки, его антипода Старатели (в том числе Людей в черном), управления Случаем и т.д.

    В главе 1 - анализируется роль современного фольклора в перспективах развития местного краевого туризма. Поднимается вопрос о практически не учтенных местных культурно-исторических объектах, типа «лагерь Тамерлана», «Стрела Тохтамыша», «рудокопские копи/ рудный овраг» и т.д.

    В главе 2 - рассматривается тема информационных фантомов, сформировавшихся в конце ХХ века. Здесь главным образом упор сделан на анализе краеведческого наследия зафиксированном самарским исследователем Ф.Т. Яковлевым в конце ХIХ века. Позже его записи (или их информационный фантом) случайно было обнаружено и обработано непосредственно автором. Изображение в сравнении японский Догу (рассматривающийся как фиксация древнего космонавта) и волжский макаавас (персонажи к настоящему времени практически неизвестные), а так же странного человекоподобного существа с гротескно вывернутым телом, увенчанное округлой головой, сложившей небольшие руки на ярко выраженном животе (косвенное свидетельство применения ядерного оружия в древности) – это центральные элементы ради которых были предприняты усилия по изданию данной книги.

    В главе 3 - представлен материал, выраженный через совокупность информационных фантомов, рассказывающих о темных маяках – каменных столбах и некоторых странных явлениях (предположительно в этих местах навеваемых сложными миражами).

    В главе 4 - рассматривается информационные фантомы выраженные через проявление в неучтенной истории Рачейских Альпах (Рачейском боре) таких фольклорных персонажей как «Ангел из библиотеки» и «Стиратель», в частности проявившемся в исчезновении «культовых камней» урочища Белая Лошадь.

    Глава 5 - рассматривала старинные и современные информационные фантомы/былички сохранившиеся на территориях Самарской области и рассказывающие о бестелесных голосах. В этой главе сделана попытка рассмотреть связь местного фольклора с мифологическими персонажами древнего мира, а также современными гипотезами, объясняющими их появление. Впрочем, данная глава в силу финансовых проблем автора в книгу не вошла. По финансовым вопросам в Приложение книги не попала «Новый взгляд на мифы Вавилого дола» и самарский вариант легенды о «Черном солнце»

    Но в общем по оценкам ознакомившихся книга получилась весьма неплохая и позволяет желающим ознакомится с весьма уникальным материалом.
     
    kv нравится это.
  6. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Игорь, хочу купить.
     
  7. IGOR

    IGOR Active Member

    Привожу двумя кусками фрагменты текста из книги.
    KV позже обещал прикрепить фотографии.

    Следует указать, что непосредственно для автора история самарской фигурки макааваса впервые проявилась в начале восьмидесятых годов ХХ столетия. Тогда в областном архиве Самары (в то время город именовался Куйбышев) вели проработку сохранившихся там документов инженер И.Л. Павлович (автор) и историк О.В. Ратник. Эти исследователи разбирали хранящиеся материалы на предмет обнаружения зафиксированных различных, но главное старых местных историй повествующих о необычном.

    И именно тогда автор (с подачи известного в свое время куйбышевского краеведа архивариуса Блока Валерия Семеновича, личности уже тогда почти полулегендарной) ознакомился с папкой материалов, собранных еще в начале ХХ века действительным членом императорского общества археологии и этнологии Ф.Т. Яковлевым.

    В тот момент в обнаруженной папке наличествовали как его личные записи и зарисовки, так и многочисленные пожелтевшие вырезки из старых городских газет и имперских журналов. При этом несомненно, часть найденного вполне могла быть отнесена к теме необычного (как культурологически его тогда понимали исследователи И.Л. Павлович и О.В. Ратник). В данный перечень попадали, например, легенда о световых столбах, отмечавших «места где исчезают»; предания о падающих звездах «салтар упре», указывающим путь к старым каменным домам «киве чул сурт» (вообще-то обычно запретным для обычного посещения) и много чего еще. В частности исследователь Ф.Т. Яковлев упоминал о найденных где-то в крае - египетских фаянсовых скарабеях и жезле египетского бога Тота. (Впоследствии данная информация не повторилась и не нашла своего подтверждения. Возможно это очередной информационный фантом?)

    Но сожалению подобного интересного материала, было не так уж и много, а главное большая его часть не имела точной географической привязки к современной местности.

    Более того, необходимо отметить, что исходя из стиля записей, применения задействованных речевых оборотов, а также подборки отобранных исследователем материалов складывается впечатление, что к теме необычное, сам Ф.Т. Яковлев относился без особого интереса, скептически и по меньшей степени весьма неодобрительно. Словно осуждая сообщения своих многочисленных информаторов, он писал: «Суеверия и верования в губернии весьма обширны…». Исследователю этот материал явно не нравился, но он его честно записал, положив начало целой цепочки маловероятных событий.

    Важно отметить, что в начале восьмидесятых годов ХХ столетия, особое внимание исследователей И.Л. Павловича и О.В. Ратника привлекла запись (дополненная зарисовками исследователя, к сожалению сделанным не очень качественно) о семи небесных духах странствующих на крылатом драконе и большом летающем горшке «чакш нармутъ», некогда упавшем с неба где-то на территории Жигулевских гор.

    В папке также содержались упоминания о фигурках макаавасов. Впрочем, кто такие эти макаавасы или что такое «чакш нармутъ» - на тот момент не И.Л. Павловичу, не О.В. Ратнику известно не было. Лишь четверть века спустя самарский краевед О.А. Ракшин предположил - «чакш нармутъ» это вероятно искаженное имя покш нармунь. Это имя переводится на современный русский язык как «великая птица». Она является одним из главных персонажей эрзянского мифа о сотворении Мира…

    В момент первоначального ознакомления, с представленным материалом самарские исследователи И.Л. Павлович и О.В. Ратник в первую очередь обратили внимание на зарисовку фигурки макааваса. Тем более что и сам Ф.Т. Яковлев уже отметил особую важность самарских верований в этих подземных существ, якобы и сегодня живущих на территории Поволжья, а случается что и «ныне порой выходящих из вод».

    Уникальный материал, тем более важный, что другие этнографы в тот период работавших в Поволжье (включая знаменитого этнографа и писателя Д.Н. Садовникова) подобных верований почему-то не зафиксировали.

    Складывается впечатление, что история самарской фигурки макааваса один из ярких примеров работы благожелательного «ангела из библиотеки».

    Но вернемся в начало ХХ века. В своих записях Ф.Т. Яковлев вполне однозначно отразил свои размышления и сомнения: «Можно ли отнести фигурки макаавасов к разновидности культовых кукол «панки», «иерех» или это нечто другое, стоящее ближе к преданиям о водяных человечках ичеткии?» Похоже при своей жизни исследователь ответа на этот вопрос так и не нашел. Впрочем, описывая странные деревянные фигурки, Ф.Т. Яковлев выдвинул предположение, что им были найдены обереги и в таком качестве фигурки обычно изготавливались, после чего нашивались на праздничную или повседневную одежду местными крестьянами.

    Вместе с тем на зарисовку этой деревянной фигурки И.Л. Павлович и О.В. Ратник обратили особое внимание, поскольку смогли оценить удивительную внешнюю схожесть и соразмерность фигурок макаавасов и японских фигурок Догу (рисунок 2.1).

    Рисунок 1 - Японский Догу слева и волжский макаавас справа

    Следует указать, что японские фигурки Догу стали довольно знаменитыми только во второй половине ХХ века. Более того сегодня понятно, что волжскую фигурку сложно рассматривать непосредственно как прямой аналог Догу. Поскольку последние практически не известны вне территории современных островов Японии [13, с.244-246].

    А в начале ХХ века в мире и тем более в России японские фигурки Догу известны были мало или были вовсе неизвестны. Поэтому конечно сам Ф.Т. Яковлев сравнить эти фигурки между собой не мог.

    Для автора культурологически важно, что в середине ХХ века в японских фигурках Догу некоторые исследователи увидели изображения древних существ облаченных в защитные космические скафандры. В СССР особую роль в популяризации этой идеи сыграл заслуженный советский изобретатель и писатель А.П. Казанцев. В те годы именно он внес огромный вклад в разработку темы палеоконтакта.

    В начале 90х годов найденный рисунок был представлен ряду специалистов куйбышевского авиационно-космического института (КуАИ). Тогда, рассматривая данный рисунок, некоторые из них пришли к заключению, что именно верхняя часть костюма макааваса удивительно напоминает разрабатываемую в те годы конструкцию спиральной радиоантенны или другого аналогичного устройства с поперечным излучением, круговой диаграммой направленности и круговой (вращающейся) поляризацией сигнала.

    По весьма настоятельной просьбе И.Л. Павловича, самарский художник Д.Ю. Широков, используя скопированные описания и зарисовки Ф.Т. Яковлева, изготовил из дерева практически точную копию аналог фигурки таинственного макааваса (рисунок 1), а также безымянного существа (рисунок 2).
     
    Гесер и kv нравится это.
  8. IGOR

    IGOR Active Member

    Еще одним элементом невостребованного наследия Ф.Т. Яковлева был рисунок странной фигурки. На рисунке было изображено странное человекоподобное существо с гротескно вывернутым телом, увенчанное округлой головой, сложившей небольшие руки на ярко выраженном животе (рисунок 2). [Рисунки обещал вставить KV когда появится время]. К сожалению данной рисунок не сопровождался каким либо описанием. (Возможно оно изначально было, но до нашего времени не сохранилось.) В какой-то степени эмоционально эта фигурка напоминала фигурки острова Пасхи Моак кова-кова.

    По одной из легенд, записанных на острове Пасхи, моаи кава-кава изображают духов аку-аку, чьи ребра однажды увидел вождь по имени Туу-ко-иху. Высказаны гипотезы о том, что статуэтки изображают жертвы радиации, которой когда-то подвергся остров Пасхи. «Кроме интересных особенностей, присущих физическому облику моаи кава-кава, — нос с горбинкой, оскал зубов, — ряд черт, например аномалии в строении позвоночника, возможно, свидетельствуют и о сильном облучении», — пишет Ф. Мазьер («Загадочный остров Пасхи» М.: Мысль. 1970).



    Рисунок 2 - Странное человекоподобное существо с гротескно вывернутым телом, увенчанное округлой головой, сложившей небольшие руки на ярко выраженном животе. В начале ХХ века запечатленное самарским исследователем Ф.Т. Яковлевым.



    Американский исследователь Захария Ситчин писал: «Шумерские беженцы (после атомных бомбардировок территории их страны анунаками) прошли через Грузию, затем поднялись вверх по Волге, основали крупный город, который теперь носит название Самара (camara – Самара – древне шумерское - h;m;ri «сумерки»)… и в конечном итоге добрались до Балтийского моря».

    [Ситчин Захария Армагеддон откладывается М.: ЭКСМО, 2006, - 448 с.]



    Еще одним интригующим моментом местных преданий, некогда зафиксированным Ф.Т. Яковлевым, была уже упоминавшаяся легенда об упавшем на Самарской Луке горшке «чакш нармутъ» (в папке имелась его довольно подробная зарисовка). Именно о нем Ф.Т. Яковлев писал: «Суеверия в пределах Самарской губернии невероятно распространены и разнообразны… Старики в Аскулах рассказывают: «Давным-давно, в сенокос это было. Небо раскололось. И в овраг, что рядом с дорогой, упал, и в землю ушел большой размером с телегу глиняный горшок». Слух родился, что в том горшке золото. И многие в то место ходили копать, но нечего не нашли…»

    Как пояснение к этой записи был приложена зарисовка, изображавший этот якобы упавший с неба горшок. Но то, что там было запечатлено, вовсе не походило на классический горшок или котел, а скорее напоминало вполне современный аэродинамический обтекаемый каплеобразный объект (чья длина примерно в три раза была больше его ширины), с вытянутым округлым горлышком (соплом), обращенным вниз. В центре горшка было изображено большое округлое пятно (эдакий аналог большого иллюминатора на ракете).

    С точки зрения современной эпохи рисунок очень сильно напоминал стилизованное изображение посадочного модуля космического корабля, а еще вернее изображения одного из так и не реализованных проектов космических ракетопланов разрабатывавшихся в Европе еще в первой четверти ХХ века.

    Нужно указать, что сам Ф.Т. Яковлев совершенно не соотносил данный «небесный горшок» и макаавасов, но в XXI столетии, эти объекты слишком хорошо коррелировались между собой и укладывались в один ряд с другими описаниями, изображениями и фигурками, рассматриваемыми сегодня в рамках концепции существования древней цивилизации высокоразвитых предтеч и/или концепции палеокосмонавтики [17, с.251-258].

    Вернемся к изображению упавшего горшка.

    Несколько позже, вероятно благодаря помощи все того же доброго «ангела из библиотеки», в далекой от Среднего Поволжья горной Аджарии был обнаружен декоративно-фольклорный кувшин (или в просторечье глиняный горшок), по своему внешнему виду удивительно напоминающий некогда упавший с неба чакш нармутъ.

    На фото 3 представлен коллаж - декоративно-фольклорный кувшин как визуальный аналог летающего горшка макаавасов, а также место его предположительного «падения»/«захоронения». В правом верхнем углу приведен внешний вид «ушедшего» в береговой склон реки Полтавка или «упавшего» в подземное озеро Игоневого дола «летающего снаряда».



    В январе 2014 года в квартире И.Л. Павловича, где хранилась большая часть необработанных краеведческих материалов и его личный архив, случился сильный пожар. В опустошительном огне погибли практически все наработанные за долгие годы записи, рисунки, фотографии, а также видео и аудиокассеты (в том числе сгорели и копии записей Ф.Т. Яковлева). Но каким-то чудом (или опять благодаря вмешательству доброго «ангела из библиотеки») деревянная фигурки, пережили огненное опустошение.

    Вместе с тем И. Л. Павлович, утративший личный архив, попытался восстановить некогда найденное. Он вновь обратился в областной архив. Но данная попытка успехом не увенчались. Папку документов некогда собранных Ф.Т. Яковлева вновь найти не удалось. Впрочем, какие-то следы материалов некогда им собранных еще сохранялись, например, папка содержащая «Предания самарской губернии: Лешие, водяные, домовые и другие мифические существа» или «Предания самарской губернии: Гордеев дол». Вместе с тем крайне сложно сказать, являлись ли они разрозненными фрагментами ранее описанной папки или представляли изначально вполне самостоятельную совокупность документов.

    Исследователь А.И. Мартиновская в учебном пособии «Самарский фольклор» 2012 год, приводит запись преданий о леших, водяных, домовых и других мифологических существах, сделанных Ф.Т. Яковлевым (ГАСО Ф.558 Оп.1. Д.263. Л.1-3). Но там вовсе не упоминаются Макавасы. Почему? Тут можно сделать два предположения. Либо в записях Ф.Т. Яковлева когда с ними работала А.И. Мартиновская уже не было выше упомянутых рисунков и описаний, либо по какой-то причине они показались ей просто не достойными упоминания.

    P.S. Внимательно следящий за работой группы интернет-пользователь «Веселый Джо» написал, что в его личном архиве сохранилась подборка газет «Самарская Лука» №6-8 за 1992 год. Там в в публикации «Фантомы Жигулей» дается ссылка на записи Ф.Т. Яковлева, помеченные как «Предания Самарского края» Государственный архив Самарской области, Ф. 558 «Самарское научно-краеведческое общество 1917 – 1931 гг».

    Дополнительно как возможный местный информационный фантом он дает ссылку на малоизвестную историю «находок» в 2021 году «металлических гробов» с окошками:

    Необычный гроб обнаружили в Самаре во время прокладки новых труб

    https://pulse.mail.ru/article/neoby...trub-7890703678402245805-7060375598890507360/? (дата обращения 06.04.2022 г.)

    или

    https://fishki.net/3975256-v-samare-stroiteli-obnaruzhili-jawik-pandory.html? (дата обращения 06.04.2022 г.)

    https://bloknot-samara.ru/news/mogilu-vliyatelnogo-kuptsa-samary-snachala-razgrab-1402011 (дата обращения 06.04.2022 г.)
     
    kv и Гесер нравится это.
  9. IGOR

    IGOR Active Member

    Веселый Джо спрашивает есть ли в книге "утраченное наследие" В.И. Степанова? А как же...
    Вот соответствующий фрагмент (глава 2):
    Любопытно отметить, что хронологически сложилось так, что первым оригинальным местным материалом из темы Необычное для автора стал довольно объемный труд, содержащий 242 листа текста, отпечатанных на машинке (вторая или даже третья копия) и переплетенных в твердый зеленый картон. На ее титульном листе значилось: «Предварительные итоги фольклорной экспедиции 1959 года в Борский район Куйбышевской области». Ленинградский гос.пед. институт имени Л.И. Герцена 1959/1960 годы. Данный материал в 1984 году автору для последующей проработки передал местный краевед В.И. Степанов. [К сожалению, вскоре он умер, и сегодня уже невозможно установить, где собственно были добыты им эти материалы. Данный материал, впрочем, как и многое другое пропало в огне пожара, опустошившего квартиру автора в ночь на 4 января 2014 года.]

    В вышеуказанном труде, у автора особый интерес вызвал фольклор о Степане Разине местном колдуне, спроецированным на Борский район Куйбышевской области (до революции именуемый пшеничной горкой) и в частности образ его «летающей лодки», «захороненной» в одном из местных курганов. «Записывая песни о разбойнике Разине, экспедиция натолкнулась на явление, еще не известное науке. С именем Степана Разина в Борском районе связываются предания о местных возвышенностях: холмах, степных курганах, горных кручах возвышающихся над рекой Самарой. От легенд и сказаний о волжских разинских урочищах эти предания сильно отличаются...

    Стенька чернокнижник дюжий был, в облаках на своей лодке летал. На лодку свою заберется и летит, куда ему надо. А лошади у него не было. И свет у него там, в горе, не хуже нашего солнечного.

    Была та у него на горе крепость, сейчас она почти развалилась. А под ней ходы, в потайные пещеры ведущие. Они большими камнями закрыты…

    Один он там, в горе находился. Хотя еще старики говорят, что когда новолуние вокруг той горы черные кошки кругом ходят, толи внутрь попасть хотят, толи наоборот из горы не выпускают… его никто не мог обидеть. Никто не мог взять. У него еще стрелы какие-то особые были. Он всех убивал, а его не могли. Его боялись… Сейчас не кто не знает где он. Живой, нет ли. Кто говорит, в норе спит, а кто уехал на Волгу и там в каких-то горах остался… Гора его как шар. Многие ездили глядеть, любопытничали…

    А еще сказывают, что Стенька до сих пор жив и ныне по ночам многие видят, как он огненным змеем из горы вылетает, вокруг холмов кружит, а потом над могилами огнем-жаром рассыпается».

    Работа автора с литературой и Интернетом, в попытке восстановить данный материал, привела лишь к тому, что в 2018 году автору в областной библиотеки удалось обнаружить только сборник: «Вопросы истории русской литературы» (Л. 1961) содержащей статью Л.С. Шептаева «Песни и сказы Борского района Куйбышевской области». (Данная статья представляла собой краткий пересказ выше представленных материалов.)

    В своей статье доцент кафедры русской литературы Л.С. Шептаев писал: «Последняя всесоюзная конференция фольклористов подчеркнула, что у нас недостаточно изучается фольклор на местах. Целые районы страны до сих пор представляют собой белые пятна на фольклорной карте… Обнаруженный материал требует самого пристального внимания» [28].
     
    Вертоградарь, kv и Гесер нравится это.
  10. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Давно обещанные картинки для Игоря Павловича.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Вертоградарь и Гесер нравится это.
  11. IGOR

    IGOR Active Member

    Издание "Утраченное наследие. Информационные миражи и фантомы в современных байках Самары, 1979–2022 годы" (И.Л. Павлович) отмечено
    ДИПЛОМОМ ЛАУРЕАТА XLV МЕЖДУНАРОДНОЙ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ В НОМИНАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Заведующая краеведческим отделом СОУНБ Наталья Стребкова рассказывает о книге Игоря Павловича «Утраченное наследие. Информационные миражи и фантомы в современных байках Самары. 1979 – 2022 гг»
    https://vk.com/video-52437339_456240421?list=8c3b895eed4371ca49
    Почему мы не долетели до Луны
     
    kv нравится это.
  12. IGOR

    IGOR Active Member

    Информация для Интересующихся - с 9 по 12 февраля 2023 года в г. Самара участвуем в выставке "Самарская книжная ярмарка" в выставочной компании «Экспо-Волга».

    Событие, которое, которое соберет книгоиздателей России, Самарского и других регионов Поволжья, авторов и читателей, представителей сферы культуры, образования.

    К выставке должна выйти из печати новая авторская книга «НЕУЧТЕННЫЕ РАССКАЗЫ. КОСМИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В БАЙКАХ САМАРЫ 1987 – 2022 годы» является представлением интересующимся той части ранее наработанной информации, что по финансовым ограничениям не была представлена в книге Издание "Утраченное наследие. Информационные миражи и фантомы в современных байках Самары, 1979–2022 годы" (данная книга отмечена дипломом лауреата 14-й международной книжной выставки г. Москва в номинации документальная проза и художественная литература). В 2021 году она готовилась в издательстве «Агни» к публикации под грант. Но он не был предоставлен автору не в 2021, не в 2022 году. Вследствие чего материал пришлось дробить и публиковать по отдельным разорванным частям.
    «Неучтенные рассказы» включают три основных части три довольно разнородные части, а также дополняющее их Приложение. В книге представлены - 16 цветных коллажа иллюстрирующих рассматриваемую тему, а также концептуальные рисунки уральца Игоря Черкашина.

    Представляется что местный фольклор, представленный в форме баек, подвергнутый анализу в рамках современных концепций психологии, важный элемент познания реальности. В силу ряда исторических обстоятельств Самарская область оказалась территорией осуществления группы незавершенных проектов, часть из которых непосредственно была связана с явными и не совсем явными космическими программами.

    Во Введении рассматривается вопрос, что есть необычное. В частности анализируется подход доктора исторических наук, археолога, профессора А.М. Буровского и писателя концептуалиста А.А. Бушкова.

    Первая часть "Космодром в Жигулях. Забытый проект «Тавра»", вероятно что она более привычна для читателя – это воспоминания и размышления об одном из намеченных, но так и нереализованных в шестидесятых годах ХХ века одного из космических проектов СССР.

    Вторая часть "Некоторые былички о бестелесных голосах сохраняемые населением Самарской области" – представление местных рассказов и баек, повествующих о попытках своеобразных «контактов» планеты (живая Гея) или даже части внешнего космического пространства с людьми в аудио, теле и радиодиапазонах.

    Третья часть "Информационный фантом в самарском зазеркалье" – это своеобразная попытка объяснить некоторые современные истории, байки о необычном, как взаимодействие человека и информационного пространства (мы живем в мире матрицы), а также через энергетическое проявление скрытых глубинных сил ближнего и дальнего космоса. Эта часть в свою очередь делится на две взаимно увязанных главки "Искажение привычности" и "Неприметный дом - неизвестная страница в истории Самары, отражение мифологических представлений или личностные фантазии обывателя".

    Автор прекрасно осознает, что третья часть проработана и осмыслена значительно слабее, чем первая. Последнее, скорее всего вполне закономерно в силу использования более новой и крайне сложной концепции (в частности рассмотрения окружающего мира как своеобразной информационной матрицы), положенной в ее основу. Но, как представляется по итогам, далеко не завершенных многолетних исследований самарской группы «Авеста» 1997 - 2017 годы, имеется некая корреляция между проявлениями и фиксацией необычного (определяемых как искажение привычной реальности или как считают некоторые исследователи проявление «групповых психозов») и целым комплексом энергетических проявлений, предположительно имеющих планетарно-космическое происхождение.

    В Приложение данной книги также включены тематически близкие исследования - Алексей Мухин «Информационные звери» или как рождаются сенсации»; Воспоминания ветерана авиационно-космической отрасли В.Д. Аксютина, порождённые ознакомлением со статьей «Проект «Тавра» неизвестная страница истории Самары космической», представленном на XIV международной научно-практической конференции г. Новосибирск 2018; воспоминания Л.А. Павловича "О походе на Северный Урал через перевал, позже в СМИ названный «перевал Дятлова», группы куйбышевских студентов летом 1959 года"; Неприметный дом «художественно-публицистическая зарисовка» от Алексея Савельева г. Самара 2018 год; а также уникальная Байка о черном солнце, включающая рассказ неизвестного авторства Черное солнце, найденный на сайте «ВК Топовые истории 16 августа 2018 г.» https://vk.com/wall-141870753_750

    Представляется, что разработка уникальных фольклорных материалов, в том числе местных баек, перспективно для правильного восприятия истории и осмысления направленности эволюционного движения социума.
     
    Alexis, Гесер, kv и ещё 1-му нравится это.
  13. IGOR

    IGOR Active Member

    Веселый Джо нашел в СЕТИ следующий материал:

    В среду, 4 августа 2021 года, Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров обсудил с краеведами и историками вопросы восстановления и преображения знаковых мест региона и развития туризма. Участие в совещании приняли также руководители министерств и ведомств, главы муниципальных образований, представители научного сообщества, архитекторы, уфологи и блогеры.

    «Это очень важная для меня, как для коренного самарца, тема. Мы заинтересованы в том, чтобы люди приезжали в наш регион и увозили отсюда впечатления и память о нашей прекрасной земле, о доброжелательных людях, которые здесь живут. Но не менее важен и другой аспект – всё это работает и на сохранение исторической памяти, на просвещение жителей Самарской области, у которых сегодня есть явный интерес к истории родного края. Это самое главное и самое ценное, – подчеркнул Дмитрий Азаров. – Приедут к нам из других регионов и стран – очень хорошо, мы этому рады. Но очень важно, чтобы жители Самарской области больше узнавали о родной земле, о её истории – и славной, и трагической, – о разных эпохах, о разных культурах. Невозможно любить то, что ты не знаешь. Чем больше ты узнаёшь о чём-нибудь, тем больше ты в это влюбляешься».

    Губернатор уверен: привлечь людей может не только само знаковое место, созданное природой или людьми, но и мифы, легенды, предания, связанные с ним. Именно поэтому во встрече впервые приняли участие люди, которые изучают мифологию Самарской земли, таинственные и загадочные факты, описанные в исторических документах или передающиеся из поколения в поколение…

    Краевед, руководитель исследовательской группы «Авеста» Игорь Павлович отметил, что последнее время туристов привлекают легенды и архивные документы о планируемых, но нереализованных проектах. «Люди едут знакомиться с уникальной информацией, изучать явления и факты, которые тоже являются визитной карточкой нашего региона. Мы не имеем достоверных сведений о том, есть ли ледяные пещеры в районе ширяевских штолен, есть ли под Голубым озером ходы, которые уходят на 1,5 километра», – добавил он.

    «Это и будем рассказывать туристам. Вы затронули важную тему. Нам нужно все эти мифы и легенды конвертировать в устойчивый туристический поток. Как только он появится, будут и дополнительные источники финансирования для проведения исследований. А сейчас те уникальные знания, которыми вы обладаете, предлагаю объединить и на их основе предложить новые маршруты для туристов», – обратился ко всем краеведам и историкам Дмитрий Азаров. Он предложил составить реестр уникальных мест Самарской области, в том числе и забытых, но интересных. «Просветительский туризм тоже важен, запрос на него растёт. Давайте нанесём эти места на карту и отдадим в министерство культуры региона, проведём обсуждения с точки зрения истории, наличия легенд и мифов, научных фактов и исследований. Определим самые яркие места и разработаем новые маршруты для посещения туристами. Такого, мне кажется, в истории Самарской губернии не делал ещё никто, поэтому предлагаю всем вместе приступить к этой работе», – призвал Губернатор.

    https://www.niasam.ru/turizm/istori...a-novyh-turisticheskih-marshrutov-178021.html (дата обращения 30.01.2023 г.)
     
    Гесер и kv нравится это.
  14. IGOR

    IGOR Active Member

    С днем Златоуста. Наконец-то, хотя и с большим опозданием, вышли из печати первые десять книг «Неучтенные рассказы…». По оценкам заинтересованных получилось не совсем-то, что хотелось. В частности блогер Веселый Джо попенял, что в книгу не попали воспоминания о прогулках в 1986 году писателя А. Мирера по городу Куйбышев. Тогда писателя кроме космической тематики очень интересовали места связанные с современным фольклором, в частности руины мебельной фабрики, а также блазнительная арка. Именно тогда, кажется что именно с руководителем клуба «Летящее Крыло» В.И. Степановым они подробно обсуждали схожесть местных баек (См. книги «Играющие тени» и «Неизвестная Самара») и некоторых зарисовок составляющих основу романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». [Любопытно отметить отмечает Веселый Джо, что относительно недавно в сети появились размышления Ирины Райковой «Странности в романе «Мастер и Маргарита» https://dzen.ru/a/Y7Z6s1HuW0YfYBiF (дата обращения 07.02. 2023 г.): «Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. И это в переполненной толпами Москве…» Так же в воспоминаниях выше упомянутой Ирины звучит, затронута в книге «Неучтенные рассказы…», тема бестелесных голосов в частности связанных с площадью Урицкого. «Начну с одного своего случая. Несколько лет назад в один из обычных летних дней я сидела на лавке, и в какой то момент я уловила очень тихую монотонную речь.. это был хорошо поставленный женский голос (похожий на дикторский)...н о где он был ? Ощущение было определённым - голос не из внешнего пространства... и эта речь, хоть и очень тихо, но чётко прослушивалась в такой мере, в какой я обращала на это внимание! Голос начитывал какие то непонятные слова, которые я не могла разобрать не то из-за какой то его дальности, не то потому что это был какой то другой язык... больше всего это напоминало мне какую то звуковую настройку, во время которой монотонно произносят цифры... но тогда значит это была длительная настройка, потому что словесный ряд несмолкаемо шёл ровным размеренным потоком...» https://dzen.ru/a/Y7Ga34oLDjrNip81 (дата обращения 26.01.2023 год) Как-то очень напоминает тему Номерных радиостанций…]

    Книга содержит уникальные фотографии, ныне ликвидированных объектов, в частности «неприметного дома» на площади Урицкого (+ вставка вид на исчезнувшее бараки), руины старой мебельной фабрики, снежного бассейна, фонтана на улице Первомайской, а также исчезнувшей стены с интригующей надписью на улице Полевая.

    Блогер Буревестник в очередной раз напоминает что в географии и истории Самары сохраняется множество белых страниц, например, «В самарской области обнаружили гигантскую надпись в лесу» https://63.ru/text/gorod/2022/10/28/71773244/ и «Таинственное место» https://63.ru/text/gorod/2022/08/21/71571473/ (дата обращения 07.02.2023 г.)

    После выхода из печати фактически второй части «Утраченного наследия» можно вплотную приступить к итоговой работе - «Самара. Притяжение тайны». Данная книга базируется на уникальном материале и посвящена представлению отдельных историй о необычном, сохраняемых жителями Среднего Поволжья. Главы книги структурированы как по географическому (город – область), так и по концептуальному признаку.

    Книга предназначена для интересующихся тайнами и загадками, как мировой, так и краевой истории.

    P.S. В завершение несколько интересных рассказов по теме параллельная реальность:

    Странные фрагменты реальности

    https://dzen.ru/a/Y7Ga34oLDjrNip81

    https://dzen.ru/a/YwjuzEhFuCphH0Tg

    https://dzen.ru/a/Y0fw9TOd1i-19FV2

    Размытые лица

    https://dzen.ru/a/Y8PZMwYN2C_JdkDE
     
    Julia нравится это.
  15. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Обложка новой книги Игоря Павловича.

    [​IMG]
     
    smilelolita, Julia и Гесер нравится это.
  16. IGOR

    IGOR Active Member

    27 мая 2023 года в областной самарской библиотеке пройдет масштабное мероприятие под громким названием «Время читать». В его рамках в 17-00 местного времени заявлена дискуссионная площадка «Очевидное невероятное».

    Предварительно именно там планировалась презентация книги Игоря Павловича «НЕУЧТЕННЫЕ РАССКАЗЫ. КОСМИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В БАЙКАХ САМАРЫ 1987 – 2022 годы», а также ранее опубликованной книги «Утраченное наследие». Но к сожалению к настоящему моменту презентация отменена, а тема затронутая в выше означенных книгах, рекомендована к выводу за рамки намеченной дискуссии.

    Вместе с тем И. Павлович пока планирует принять участие в данном мероприятии и все же попытается поднять тему информационных сообщений / баек неясного генезиса, некогда активно бытовавших среди жителей Самары/Куйбышева.

    Среди запланированных тем:

    - байки протяженных подземных ходов под старой самарской крепостью, а также туннеля под Волгой;

    - «встреча» императора Александра 1 и некоего белого старца в 1824 году в Струковском саду;

    - «ночной бой» в Куйбышеве осенью 1941 года;

    - необычные истории проецируемые на бывшее пепелище старой мебельной фабрики на улице братьев Коростелевых и бани купца Лебедева (варварски разрушена в марте 2009 года);

    - большие старые камни якобы найденные в Самаре;

    - неучтенное наследие самарского краеведа Ф.Т. Яковлева, в том числе описание больших фигурных камней, рассматриваемых в контексте уникальных фотографий 50-х годов барельефа Сталина в Жигулях (или «каменный волгарь» в районе поселка Управленческий);

    - «стояние Зои» и сопровождавшие это событие «волнения» в городе;

    - байки площади Урицкого и т.д.

    Всех заинтересованных в развитии данной темы – приглашают к участию и их рассмотрению на запланированной дискуссионной площадке.
     
    Julia, smilelolita и Гесер нравится это.
  17. IGOR

    IGOR Active Member

    К прошедшему 27 мая 2023 года в областной самарской библиотеке мероприятию «Время читать», а конкретнее круглому столу с многообщеющем наименованием «Неизвестная Самара. История и мифы»*, наконец-то удалось выпустить в свет в мягком переплете второй вариант издания 2022 года «Утраченное наследие. Информационные миражи и фантомы».

    [* Как справедливо отметил один из ведущих круглого стола д.и.н., профессор Самарского университета П.С. Кабытов: «Если в течение двадцати/тридцати лет предание (байку) не зафиксировать, оно либо превратится в легенду, либо скорее всего просто исчезнет».]

    В отличие от ранее изданного варианта данная книга содержит цветные фотографии, входящие, как в основной текст, так и в ранее исключенное дополнительное приложение. Впервые в этом издании удалось представить на суд интересующихся, восемь цветных коллажа, базирующихся на материале уникальных авторских фотографий. Их публикация позволяет в той или иной степени зафиксировать в информационном пространстве весьма уникальные объекты и явления, тем самым способствуя их дальнейшей разработке (или хотя бы сохранению памяти о них). Как дополнительный бонус в хорошем качестве воспроизведена карта «Мифо-территории Самарской Луки», четверть века назад сформированная самарским художником Д.Ф. Широковым, а так же фрагмент «мифо карты» подготовленный уральским исследователем И.В. Черкашиным.

    Большой интерес в книге представляет: Рисунок 1 (для глав Введение и глава 4) – Коллаж - панорама «Усинских гор». В верхнем правом углу – вид с воздуха «каменного лабиринта». В левом нижнем углу культовый камень «Упете-тюале». В правом нижнем углу коллажа одна из комнаток «киве чул сурт» и осматривающие ее самарские исследователи М.Н. Кроз и В.Я. Пылявский, 2007 год

    Рисунок 2 (для главы Введение) – Коллаж – панорама территории, где находится «Стрела Тохтамыша». В верхнем правом углу – предполагаемый наконечник стрелы. В левом правом углу – фотография одного из местных ночных блуждающих «небесных огней». В правом нижнем углу – вид контура стрелы из космоса, фиксируемой на местности программой Google Earth и датируемый 08.10.2010 годом.

    Рисунок 3 (для главы Введение) – Коллаж. Панорама территории «лучистого плато». В верхнем правом углу – рисунок представляющие местные байки о древних взрывах, некогда случившихся в этих краях. В левом правом углу – фотография куполообразных объектов, сделанная из космоса. В правом нижнем углу – вид больших кристаллов, именуемых тут «Марьиным стеклом», изображение датируется 2009 годом.

    Рисунок 5 (для главы Введение) – Коллаж «чудес» приписываемых территории Вавилов дол. В центре панорама оврага и инверсионные следы в небе. Нижняя угловая вставка – аналоговая иллюстрация того как «фонтаны-гейзеры» апериодически бьют в этих местах и беседка над чудотворным колодцем. Верхняя угловая вставка – аналоговая иллюстрация изображающая хоровод змейку, исполняемую подземными старцами.

    Рисунок 7 (для главы 2.3) – Поисковик Борис Кельменев осматривает предполагаемого каменного болвана Вứла Мокошь, территория Самарской Луки июль 2009 г.

    Рисунок 8 (для главы 3) – Коллаж. Группа самарских исследователей у одного из неучтенных строений Самарской Луки. В верхнем левом углу рисунок «Фантомная башня/столб» в облаках. В правом верхнем углу представлена башня на горе Светелка. В нижнем правом углу, Б. Кельминев исследует неучтенное строение, территория Самарской Луки, июль 2009 год.

    P.S. Издание "Утраченное наследие. Информационные миражи и фантомы в современных байках Самары, 1979–2022 годы" (И.Л. Павлович) отмечено
    ДИПЛОМОМ ЛАУРЕАТА XLV МЕЖДУНАРОДНОЙ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ В НОМИНАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
     
    kv и Гесер нравится это.
  18. IGOR

    IGOR Active Member

    Часть1. В надежде на получение гранта (на последующее издание книги) был подготовлен ее макет и малым тиражом она была запущена в печать. Получилось исправленное и улучшенное издание ранее выпущенной книги «Неучтенные рассказы…» (Самара, 2023 г.) Ее основу составляют материалы частично переработанных книг: "Утраченное наследие. Информационные миражи и фантомы в современных байках Самары, 1979–2022 годы" и "Неучтенные рассказы. Космическая тематика в байках Самары 1987 – 2022 годы" (отмеченных «серебряной медалью на книжной выставке в в Москве и Гонконге в 2023 году)
    Дополнительно в данную книгу планировалось включить главы из ныне подготавливаемой автором новой книги (условное название «Байки самарского зазеркалья»). В частности некоторые из глав должен был подготовить Валентин Дмитриевич Аксютин. Но его неожиданный и безвременный уход в конце лета 2023 года, на корню присек данные планы. Вместе с тем стоит отметить, что долгое время В.Д. Аксютин, высококлассный технический специалист, с большим интересом относился к байкам старой Самары/Куйбышева. [В этом он был весьма близок к краеведу Б.В. Кельменеву старшему, ранее неоднократно упоминаемый в предыдущих публикациях.]
    Вероятно, он как некто другой понимал, что в некоторых из этих баек содержится вполне рациональное зерно или так называемые неучтенные страницы городской истории Самары.
    В частности Валентин Дмитриевич хорошо помнил большие тесанные камни, то там, то тут встречавшиеся в некоторых дворах старой Самары. Особо их много было по берегам и на илистом дне реки Самарка. Он с явным удовольствием вспоминал, как здорово было в уже далеком детстве, погожим деньком нырять с этих камней в теплую речную воду. А камни эти были к тому же особыми… [Согласно непроверенному городскому фольклору территории Заводов Клапанов в городе Самара некогда находилось древнее капище. Там весьма долгое время сохранялась совокупность больших каменных глыб. Предположительно ранее они образовывали высокий каменный столб Мары, а позже некоторые из них были помещены в фундамент Храма Смоленской Божьей Матери (предположительно построенный в 1685 г.).
    В 2019 году при строительстве нового Фрунзенского моста на берегу реки Самара были обнаружены большие глыбы. Но насколько известно автору толком они не кем не исследовались.
    Рисунок 1 - Исследователь И.Л. Павлович осматривает большой блок, обнаруженный в районе строительства нового Фрунзенского моста на берегу реки Самара в 2019 году./Буду просить KV вставить фотографии…]
    Отдельно Валентина Дмитриевича интересовали байки об «позабытой» странице истории Атомного проекта, некогда осуществлявшегося в городе Куйбышев. [И это не удивительно, поскольку В.Д. Аксютин принимал самое непосредственное участие в атомных испытаниях, проводившихся в СССР на островах Новой земли, в начале шестидесятых годов ХХ века.]
    Об этом Валентин Дмитриевич хотел написать или хотя бы подробно рассказать, но его безвременный уход поставил жирный крест на этих планах.
    В частности его особо интересовали необычные истории, случившиеся в Куйбышеве на территории Загородного парка в начале второй половины ХХ века.
    Самарские старожилы хорошо помнят, что аттракционное хозяйство Загородного парка с годами неоднократно менялось и перестраивалось. В свое время там была возведена даже красивейшая парашютная вышка, потом ее в одночасье снесли. С этой конструкцией, вроде бы как то связаны более или менее эмоционально необычные происшествия. Но за давностью лет их подробности были Валентину Дмитриевичу неизвестны. Была еще какая-то байка с связанная с зеркалами старой комнаты смеха. Но их подробности так же как-то не сохранились. Хотя они возможно кому то из самарских старожилов, которые со временем смогут поделится ими.
    Первая относительно подробная байка об необычном, проецируется на детский аттракцион «Лодочка» (Рисунок 2 – середина шестидесятых годов ХХ столетия). Относительно простая конструкция, то-то вроде классических качелей, только вместо типичной небольшой доски-сидения, довольно габаритная конструкция в форме примитивной лодки, в которой можно было кататься как в одиночку, так и небольшой группой. Старожилами припоминается, что эти «Лодочки» стояли двумя рядами, по несколько качелей (вроде бы по шесть штук, но это не точно). Один ближе к входу в Загородный парк, другой дальше, ниже по склону. Так вот байка о необычном связана со вторым рядом. Согласно байке, одна из таких «лодочек» была хронически сломана (вот именно в этом конечно нет ничего необычного…). Качаться на ней было совершенно невозможно, зато ее соседка (крайняя в ряду, практически «утонувшая» в разросшихся кустах) у «знающей» детворы пользовалась особой популярностью. Было известно, что если на ней раскачаться, то потом, можно было кататься долго-долго, при этом не прикладывая не каких новых усилий (можно было даже просто сидеть и заниматься какими-то своими делами). «Лодочка» качалась так долго, пока либо ее извне не начинали тормозить друзья катающихся, либо не приходил страшно недовольный дежурный по аттракциону и начинал ругаясь дергать за тормозной рычаг.
    Эдакий локальный эффект местной потери трения. Почему? Как? За счет чего? Эти вопросы даже не поднимались. Вся эта ситуация преподносилась как данность.
     
    Julia и kv нравится это.
  19. IGOR

    IGOR Active Member

    Часть 2. Другая байка была более обширна.
    В какой-то момент времени, среди аттракционов Загородного парка появилось небольшое колесо обозрения, с несколькими закрытыми металлической сеткой кабинками (Рисунок 3 и 4). Кроме движения вверх-вниз, они вроде бы могли незначительно покачиваться в горизонтальной плоскости (но это не точно). Отдыхающие заходили на посадочной площадке в кабинку, присаживались на сидение и закрывали входную дверцу на защелку. Потом кабинка приходила в движение. Она незначительно перемещалась загружая следующую, пока все кабинки не оказывались заполнены. А затем колесо довольно быстро начинало вращаться… И вот однажды, тихим погожим солнечным днем, одна самая обычная семья загрузилась в одну из свободных кабинок карусели, закрыла за собой дверцу и покатилась вверх. Колесо стандартно и без происшествий откатала положенный цикл. Из всех кабинок вышли довольные посетители. Их сменили новые отдыхающие. И только в одной кабинке дверца не открылась. От туда не кто не вышел, и соответственно не произошла ожидаемая замена. Время тогда было тихое, спокойное, почти благостное. И по этому, поначалу дежурный по аттракциону даже не обратил на это особого внимания. Пусть себе катаются, потом дополнительный билетик купят. (Возможно, что тогда это вообще была весьма распространенная норма).
    [Именно данный момент – отсутствие быстрой реакции, со стороны дежурного по аттракциону оператора, кажется исследователю Шкиперу, самым невероятным и невозможным. Он так же считает, что через сетку все прекрасно видно и оператор, по инструкции должен не отводить от нее взгляд. Как бы чего не случилось. Вследствие этого, данная байка вызывает у него крайне негативные эмоции. И он ставит под большое сомнение всю байку в совокупности.]
    Но потом, когда избыточное катание несколько подзатянулось, оператор остановил колесо и поднялся на загрузочную площадку к «проштрафившейся» кабинке. Потянул за дверцу. Она была закрыта изнутри на задвижку. И при этом через сетку было хорошо видно, что внутри некого нет! Поднялась тихая паника. Даже для себя объяснить происшествие дежурный не мог. Но поскольку в окрестностях колеса непосредственно пострадавших не наблюдалось (некто не выпал из кабины или не застрял на ее верхотуре) и кто собственно так «лихо» прокатился… Было совершенно непонятно что делать дальше. Через какое-то время, пришел дежурный механик открыл кабину. После чего работа аттракциона продолжилась. Но каким-то образом данная байка обрела жизнь и «поползла» по городу (хотя конечно не в какой степени не могла сравниться с легендой об окаменевшей девушке). Чем-то ее проникновение и закрепление в информационной среде города, напоминала другую, несколько более позднюю байку о трагическом происшествии вроде бы случившемся в другом городском парке на аттракционе «Солнышко». Там оборвались цепочки у нескольких катающихся, и якобы было даже много пострадавших.
    Валентин Дмитриевич несколько раз сталкивался с этой байкой «о пропавших катающихся» и даже в ее различных интерпретациях. (Так в одной из вариаций байки даже упоминалось НЛО в форме зеленого диска. Оно якобы в тот момент появилось над аттракционом и оказало непосредственное воздействие на общее течение событий. Но это, скорее всего было явно более позднее информационное наслоение.)
    Волей случая, он оказался знаком с родственником «главы семейства», столь «неудачно» прокатившейся на малом колесе обозрения. И однажды в «курилке» зашел разговор о необычном и знакомый поведал заинтересованным слушателям, о странном происшествии, случившемся с его родственником, сопроводив их пожеланием не когда не кататься на этом колесе обозрения. Впрочем, рассказывать, там особо было нечего. Вначале все было как обычно. Купили билеты. Загрузились в кабинку. Сели на сидение. Закрыли, как положено дверцу на защелку. Поехали вверх. А потом они не чего не помнят. Следующее воспоминание. Они уже дома. Как туда попали? Не ясно. А главное куда-то пропала целая неделя текущего времени. Представляете, какой скандал случился тогда у них на работе? Ведь надо же было объяснить столь долгое не мотивированное отсутствие… Где они были все это время, что делали… Сильнейший стресс. Стоит ли удивляться, что при первой же возможности это семейство покинуло пределы нашего славного города. [А возможно они снова куда то пропали?]
    Конечно, в свое время Валентин Дмитриевич ходил смотреть на это Колесо обозрения. Недоумевал. Но так не чего и не понял. А в какой-то момент этот аттракцион взяли да демонтировали…
    Возможно заинтересованные самарские старожилы, что-то смогут добавить к этой истории?
    Поступившие отклики:
    НИК Буревесник


    Привет Игорь! Очень интересные рассказы о Загородном парке.

    В нем приходилось бывать с детства. И эти аттракционы прекрасно помню. На колесе обозрения как катался не помню, а вот на качелях лодочках кататься очень любил. И комнату смеха с кривыми зеркалами прекрасно помню. В детстве там бывал.

    Даже помню как их демонтировали. То конец 80х, начало 90х вроде.

    В конце 90х-начале 2000х занимаясь в велоспортивном обществе Буревестник несколько раз даже принимал участие в велокроссах по Загородному парку.

    В 1997 году занял даже призовое место.

    На тот момент не было уже ни колеса обозрения, ни качелей-лодочек. Однако прекрасно помню, что щитовой домик комнаты смеха с кривыми зеркалами очень долго стоял запертый. Много раз приходилось проезжать и проходить мимо него, тк он стоял вдоль центральной аллеи.

    Жду новых рассказов о необычном.

    НИК Путешественник

    Здравствуйте, Игорь Львович! Тексты и фото получил, спасибо! Насчет лодочки, там мог просто стоять очень качественный подшипник с низким коэфициентом трения - обычно их ставят в подобные конструкции. Насчет туристов в колесе обозрения - это действительно странно весьма: тут могут быть так называемые пространственно- временные воронки, попадая в которые, можно исчезнуть либо навсегда, либо вернуться через какое- то время.
     
    Julia и kv нравится это.
  20. IGOR

    IGOR Active Member

    Часть 3. «Затертая память».
    25 ноября 2023 года на территории Ретро-почты Самары (ул. Молодогвардейская 142/144) примерно в 14-00 местного времени планируется презентация книги И.Л. Павловича «Неучтенные рассказы» (Самара, 2023 г.) посвященной анализу местных баек об Необычном. Приглашаются все желающие. Вход свободный. [В связи с чем продолжаем публиковать воспоминания В.Д. Аксютина.]
    Валентин Дмитриевич хорошо помнил два особых события некогда затронувшее Самару. Первое это «землетрясение». (Возможно, что речь идет о землетрясение затронувшее город 4 марта 1977 года, но это не точно.) Вначале «дернулась», куда-то к стене убегая кровать. Потом мелко-мелко задрожала люстра, «заплясала» расставленная по комнате мебель, а затем дрогнули стены. Все кто был в доме выбежали на улицу. Над кварталом струилась и клубилась пыль. Особенно запомнилось, «игра» разноцветного зарева, полыхавшего в небе высоко над головой. Кто-то, показывая рукой вверх, даже закричал: «Смотрите мираж!» (С точки зрения Валентина Дмитриевича с миражом это явление ассоциировалось мало. Но у одного из местных художников В.В. Булгаков есть картина маслом 1990 года - «игра» разноцветного зарева, которая так и называется «Мираж») Потом дом, словно вздохнул и как-то сразу по весь цокольный этаж ушел под землю. Несколько дней подряд в городе обсуждали это происшествие, а потом все как отрезало. Не то что его забыли совсем, но вспоминали с большим трудом.
    Второе – Куйбышев/Самара затапливаемая водой. Тогда вода затопила множество подвалов, выгребных ям и подземных коммуникаций. Она заполнила еще существующие овраги и даже весьма своеобразными гейзерами изливалась из тогда еще многочисленных родников и небольших озер. (Возможно, что речь идет о весеннем паводке затронувшем город весной 1979 года, но и это не точно.)
    Здесь сразу затронуты несколько весьма интереснейших тем.
    В частности это фиксация проявления здесь некой избирательности памяти. В истории Самары действительно есть несколько весьма различных событий. Их помнят и не помнят как бы одновременно. Их трудно объяснить (И эти объяснения сами по себе вызывают множество вопросов). Они не содержат подробностей и вместе с тем они удивительно устойчивы во времени.
    Одна из них это так называемая Чивруская трагедия, приходящаяся на январь 1973 года – местный аналог трагедии и загадки гибели группы Дятлова на Северном Урале. Другой еще более яркий пример – совокупность событий затронувших Куйбышев в мае 1971 года. Знакомство с ними у меня началось примерно так. Какое-то время тому назад, я получил по электронной почте запрос. Это был скан черно белой фотографии, где было запечатлено относительно небольшое судно, погребенное под обрушившимся фрагментом автомобильного моста. Подпись под фотографией – трагическое происшествие в г. Куйбышев, 15 мая 1971 год. Меня спрашивали, что это за происшествие, в чем его суть? По началу мне представилось, что это просто кто-то, например, «шутки ради» сфабриковал один из моментов альтернативной истории. Просто поработав в фотошопе. И это все потому, что долгие годы, собирая подобные истории, не очем подобном я не когда не слышал. Но потом, в свою очередь сделав несколько запросов и переговорив с несколькими ведущими краеведами, я к своему удивлению обнаружил что действительно в этот день некое странное событие (вернее совокупность событий) имело место. В свое время оно даже вызвало большой информационный шум. Но потом было практически забыто. Вершина это айсберга – «таран» сухогрузом городского автомобильного моста. [Подробности см., например, в материале В. Ерофеева «Смертельный таран»]


    Пострадавших в результате этой аварии могло быть гораздо больше. Троллейбус 6-го маршрута, битком набитый пассажирами, в момент происшествия двигался по мосту и как раз подъезжал к середине пролета, когда дорожное покрытие вместе с железобетонной мостовой плитой стало проваливаться вниз. Быстрая реакция водителя троллейбуса в тот роковой день спасла немало жизней куйбышевцев. Он резко затормозил, остановившись в нескольких метрах от края излома мостового пролета. Многие пассажиры не удержались на ногах, и образовалась свалка людей. Не обошлось и без синяков и шишек. Пассажиры проклинали водителя, а когда выскочили из троллейбуса и увидели драматическую картину аварийной ситуации, то стали обнимать и благодарить своего спасителя. Некоторые плакали не от боли, а от радости, даже целовали водителя, который и сам был в шоковом состоянии.

    Теплоход пошел под мост с плохой управляемостью, что и стало одной из причин аварии

    Дальше, случилось непонятное: эта непрочная конструкция из стекла и легких металлических уголков не только не смялась от первого контакта с мостом, но, наоборот, потащила мостовое перекрытие за собой. В результате огромная железобетонная конструкция сдвинулась на несколько метров вбок, потеряла точку опоры, а затем с десятиметровой высоты рухнула на злополучный сухогруз.

    Специалисты утверждают, что ничего подобного в мире никогда не происходило ни до, ни после этого случая. Да, суда иногда врезаются в мосты и терпят бедствие только сами. В данном же случае бедствие потерпел мост.

    При тщательной разборке специальная комиссия выяснила, что главной причиной падения центрального пролета стал просчет проектировщиков моста, которые не предусмотрели крепление мостовой плиты, предотвращающей ее сдвиг в боковом направлении. Именно поэтому в момент трагедии хватило сравнительно небольшого толчка, чтобы тысячетонная конструкция сорвалась со своего места и рухнула вниз.

    В.Д. Аксютин тоже не помнил этого происшествия, но затем после дополнительных уточнений «вспомнил», удивляясь своему неожиданному провалу в памяти. Более того, поговорив со старыми самарцами, он уточнил, что это событие было связано со слухами о холере в Поволжье. Был введен запрет забора воды из реки Самарки в качестве балласта. Запрет же был введен из-за угрозы распространения по Волге холеры, эпидемия которой в 1970-1971 годах разгорелась во всем Поволжье. По этой же причине в те годы не разрешалось не только брать воду из реки для питья, но также купаться, ловить рыбу, стирать белье и вообще употреблять ее для технических целей. Более того в этот день во многих районах города наблюдались странные вспышки света, отмечались появление в небесах разноцветных светящихся сфер и даже были сбои в работе городского радио вещания (вроде бы даже отключался городской телеграф). [В какой-то степени это отсыл к событиям сопутствующим окаменению Зои]

    Вместе с тем, до настоящего времени у специалистов вызывает большое недоумение вопрос, как относительно тонкостенная корабельная конструкция, могла сдвинуть с места и переместить на относительно большое расстояние многотонную конструкцию полотна моста. Формально во всем обвинив проектировщиков – этот вопрос так и остался подвешенным…
     
    kv, Гесер, Julia и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей