Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и соиальная психиатрия

Тема в разделе "КНИГИ", создана пользователем Nika, 10 окт 2011.

  1. Nika

    Nika New Member

    Купила книгу Эрика Берна Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психиатрия.
    Интересно предисловие профессора Петровского.
    Выдержки:
    Если Ребенок - это прошлое в нас, Взрослый - Настоящее, то что же такое Родитель?... Родитель как бы олицетворяет аристотелевскую энтелехи, вживленную в психику ребенка и "продвигающую" его к заранее предопределенному и известному результату.. В связи с этим замечанием, можно уточнить различие между Контролирующим и Опекающим Родителем. Контролирующий Родитель исходит из того, что, с его точки зрения, образует "объективные интересы" ребенка. Опекающий Родитель, напротив, исходит из субъективных интересов Ребенка, обеспечивая состоятельность потребного будущего, каким оно рисуется самому ребенку. Любопытно, что Контролирующий Родитель, хоть мытьем, хоть катаньем добивающийся своего, может действовать мягко, а Опекающий Родитель, отстаивающий цели самого ребенка, может производить впечатление сурового человека....
    В каждый момент времени индивид может вовне проявлять одну сценарную роль, а чувствовать себя при этом в другой роли (с точки зрения всех, я - Преследователь, а для себя я - Жертва и т.п.) ... условием выхода из драматического треугольника является достижение конгруэнтности "проигрываемых" внутренней и внешней ролей, - в этом случае человек способен принять на себя ответственность за происходящее, вместо того чтобы обвинять другого, или упиваться собственной виновности, или "только пытаться помочь", или беззаботно-отчаянно отмахиваться от проблем...
    Счастье - это наслаждение длящееся, в самом себе содержащее возможность быть продолженным. В отличии от людей счастливых "Счастливчики" уязвимы.
    При интерпретации игра Берн не рассматривает заинтересованность в них Взрослого.... любая игровая ситуация (хотя бы ввиду накопления опыта) заключает в себе элемент непредсказуемости, непредрешенности ее исходов и что этот элемент неопределенности составляет особое искушение для Взрослого, "цепляет" его за живое. Взрослая часть личности как бы нащупывает грань между возможностью выигрыша и возможностью проигрыша.... Игрок нащупывает грань между тем, но что можно надеяться, и тем, на что нельзя. Речь идет о специфических переживаниях Взрослого, который определяет меру того, что ему доступно или же недоступно.
    Возможно, идея соучастия Взрослого в разыгрывании игр после их первоначального осознания: Взрослый не может устоять перед соблазном проверить, "что будет"" (может быть, на этот раз "до него дойдет"?. Другое дело - намеренное сохранение игр после из осознания: но тогда это уже не игра, а "интрига" (так мы называем сложную систему трансакций "на множество персон", впервые выделяемую нами в ТА как самоценную совокупную форму структурирования времени).
    Увы антитезис не всегда разрушает игру, однако, по крайней мере, это способ не только диагностировать, но и с минимальными потерями покинуть игру. Антитезис может иметь смысл, если Взрослый водящего хоть как-нибудь вовлечен в игру....должны быть дополнительные антитезисы, обращенные к другим частям личности Родительской, Детской. Формулируя антитезисы к играм нельзя недооценивать также силу привычки, которая могла утратить побуждающие ее мотивы. ( теоретически зачастую недооценивают эффект установки - жизнь деятельности (целеустремленной активности) после ее кончины. Постулат сообразности (адаптивности) психических процессов с присущей ему деликатностью и здесь не упускает напомнить о себе. Побудительные основания повеления ищут та, где есть лишь автоматическое следование сложившимся стереотипам. Установка как инерция и консервация деятельность. Установка есть "пережиток" деятельности, имевшей некогда разумный характер, но уже сложившей с себя свои полномочия. Побуждения исчерпаны, цели достигнуты, задачи разрешены; но... маховик раскручен! Мы имеем здесь дело с формами пост-адаптаций, которые, врываясь в наше "здесь и теперь", способны выбить нас из седла, нарушить адекватное ситуации функционирование. Словом, под воздействием установки можно "ничего не хотеть", но все-таки делать. Добавить сюда "автоматическую речь", "подталкивающую" мысль, когда мы говорим так не потому, что так думает, а думаем так, потому что так говорим. Истоки этого - в детстве, в детско-родительских отношениях, в родительских моделях поведения и говорения.

    "Мое Я" - "Мое Ты".
    Присмотревшись к тому, с кем, как и в каких условиях протекает взаимодействие, мы замечаем, сто другой человек может запечатлеваться во мне как Родитель, Взрослый и Ребенок. а поскольку "запись" ведется двоякая: я сливаюсь с другим и одновременно я его вижу перед собой, то рождается и двойной набор эго-состояний. В первом из них содержатся: "Я как Родитель", "Я как Взрослый" и Я - как Ребенок. А во втором: "Другой как Ребенок" , "Другой как Родитель", " Другой как взрослый" В первом случае речь идет о трансактной структуре "самости" ("Мое Я"), а во втором - о трансактной структуре "другого Я" во мне (Моего Ты"). Фактически мы признаем существование "Моего Ты", когда спорим с собой, приказываем себе, убеждаем себя, "отпускаем" себя, хвалим себя, успокаиваем себя.
    БИНАРНАЯ МОДЕЛЬ Я
    В результате внутренних трансакций между ипостасями "Я" могут устанавливаться как отношения согласия (единство, целостность, Рай), так и отношения конфронтации (раскол, нецелостность, "АД" При этом акцент можно поставить на интеллектуальном, чувственном и действенном аспектах как единства, так и раскола, трещины внутри "Я", - перед нами качественно различные меры общности/разобщенности между "Моим Я" и "Моим Ты". И, таким образом, в поле внимания исследователей оказываются три направления оценки целостности "Я": цельность миропонимания, мирочувствия и миродействия.


    Сознание - арена межсубъектный коллизий. Усваивая знаки, используя их как орудия саморефлекси, человек способен перестроить себя и свои отношения с миром. Трансакции с терапевтом и группой, опосредствованные этими новыми для человека знаками, интериоризируются, порождая новые формы со-знания. Складывается основа для переориентации Ребенка и Взрослого, для "реадальтации" (так мы обозначаем процесс восстановления или порождения нового Взрослого)
    Существовать - значит отражаться. Вам хочется быть? Значит, Вы нуждаетесь в зеркале...
     
  2. Nika

    Nika New Member

    Сценарный анализ.
    ...Когда же сценарий понят, можно обнаружить, что пациент в действительности проводит всю свою жизнь предначертанным образом, в соответствии с решениями, принятыми в раннем детстве, когда он был слишком мал, чтобы брать на себя столь серьезные обязательства. Такого рода решения остаются неосознанными, и выбор партнеров или того или иного действия рационализируется на основе того, что в действительности к делу не относится: основная функция партнеров - разыгрывание ролей в сценарии протагониста (главного героя), а окончательная цель поведения человека (в нормальных условиях человеческого общества, предоставляющего возможность выбора) заключается в достижении желаемой кульминации сценария, которая может быть как трагической, так и конструктивной.
    В клинической работе наиболее часто встречаются трагические сценарии, поскольку люди с конструктивными сценариями обычно не прибегают к помощи психотерапии. Вообще сценарий основан на детской теории, что где-то есть некто вроде Санта-Клауса, который рано или поздно принесет человеку волшебный дар, венчающий его жизнь. Люди могут проводить в ожидании различное врем, пока не впадут в отчаяние от того, что Санта-Клаус не является. Это отчаяние и определяет при других равных условиях, когда они обратятся к лечению - кто в 20 лет, кто в 40, а кто в 60. Крах с Санта-Клаусом ставит человека перед выбором четырех альтернатив.
    Первое, наиболее бесповоротное решение - это суицид в той или иной форме.
    Второе решение - это изоляция от общества вместе с другими отчаявшимися людьми в больнице или тюрьме (или в какие-то уединенных местах, или определенного рода меблированных комнатах, которые можно отыскать в больших городах).
    Третья альтернатива - избавиться от людей, на которых возлагается ответственность за крах, надежд, с помощью развода, убийства, отправить детей в интернат и т.п.
    Четвертой альтернативой является излечение, а это означает: отказаться от помощи Санта-Клауса, оставить свои деструктивные игры, начать новую жизнь уже в реальном мире. Очевидно, что сценарный анализ экзистениален по самой своей природе.
     
  3. captaincraft

    captaincraft Banned

    Нашел интересный блог на тему .
    Понятно и доступно. Теперь еду по дороге и с кайфом наблюдаю за собственными реакциями на других водителей.
    Очень понравилось , поэтому копирую полностью.

    Дорожные игры

    «Принцип «ОКО ЗА ОКО» сделает весь мир слепым.»
    ―Махатма Ганди

    [​IMG]
    автор: Александр Дмитренко

    ПЕРВЫЙ ЭПИЗОД(жми)

    Обозначим водителя в автомобиле с видеорегистратором номером один, а водителя автомобиля «Opel» номером два. Первый водитель демонстративно не пускает второго перестроиться в свой ряд. Он выступает в роли Преследователя. Для него очень важно не пропустить другой автомобиль в силу каких-то своих субъективных мотивов, возможно, ему нужно Преследовать, чтобы не почувствовать себя Жертвой. Предположим, что его стратегия — пока не уступаешь другому, чувствуешь свою о’кейность. Второй водитель в ответ на действия первого чувствует себя оскорбленным, он втягивается в игру в роли Жертвы. Чтобы реабилитироваться, восстановить чувство собственной о’кейности ему необходима сатисфакция. В результате он восстанавливает свое душевное равновесие через отыгрывание из роли Преследователя. Он подрезает первого водителя и создает ДТП. Теперь первый водитель — Жертва. Круг замкнулся, игра сыграна. В результате в качестве Расплаты оба автолюбителя получают ДТП, финансовые затраты, потерянное время, негативные поглаживания и, что самое важное для них, вторичную выгоду.

    ВТОРОЙ ЭПИЗОД(жми)
    Обозначим водителя в автомобиле с видеорегистратором номером один, а водителя автомобиля «Porsсhe» номером два. Первый водитель движется с невысокой скоростью в крайнем левом ряду при том, что справа два ряда свободны. ПДД предписывают не занимать левый ряд при свободном правом. Водитель номер два звуковым сигналом заявляет о своем желании обогнать первого водителя. Но первый водитель, вероятно, принимает это за личное оскорбление и начинает снижать скорость в ответ, как бы «наказывая» второго. Первый водитель в роли Преследователя занимает левый ряд, нарушая правила и игнорируя потребности других участников дорожного движения. Второй водитель в роли Жертвы — его потребности фрустрированы. Он испытывает гнев и отыгрывает — подрезает первого водителя и даже угрожает ему оружием. Происходит переключение ролей. Второй — Преследователь, первый — Жертва. Но на этом игра не останавливается. Первый водитель снова из Преследователя мстит второму за угрозу оружием, ломая ему дверь автомобиля. Насколько далеко они зашли в своей игре можно только гадать, но вполне вероятен переход к рукопашной или даже перестрелке. Расплата — материальные потери, потраченное время и негативные поглаживания, и это в лучшем случае. При подобном накале страстей расплата может принять форму телесных повреждений, тюрьмы или даже смерти. Но вторичная выгода снова превыше всего. Подобный исход игры третьей степени можно увидеть в следующем видеоролике, в котором мы не увидим всю игру, а только ее развязку: СМОТРИМ(жми)

    Очень вероятно в этом случае наличие антисоциальных типов личности у игроков. Антисоциальная личность не имеет эмпатии и сочувствия к другому человеку, его чувствам и потребностям. Для психопатической личности непереносимо проявлять слабость, быть слабым. Поэтому игра приобретает характер борьбы за власть и выявления сильнейшего. Выйти победителем является наиглавнейшей задачей, не считаясь со средствами. Нужно во что бы то ни стало «сделать» соперника, чтобы избежать непереносимого чувства собственной слабости. Только чувство власти над другими дает ощущение внутреннего удовлетворения. Также для антисоциалов характерна проекция на оппонента своего внутреннего агрессора и отыгрывание чувств во вне через действие.

    В качестве альтернативы можно предположить за подобными играми болезненную нарциссическую рану, которая гиперчувствительна к внешней оценке и фрустрации. Нарциссам непереносимо быть не первым, не лучшим. Поддержание своей грандиозности необходимо для ощущения собственной нормальности, о’кейности.

    Боль первичной травмы так сильна, что люди готовы на большие жертвы, чтобы только не испытать ее снова. Этим объясняется внешняя нерациональность игры, внутренняя эмоциональная выгода которой скрыта. Эта выгода в избегании первичной боли, которая воспринимается как непереносимая, поэтому страх перед ней затмевает собой все рациональные доводы рассудка.

    В данном случае иллюзия грандиозности и всемогущества компенсирует детское чувство обесцененности, заброшенности и ненужности, чувство бесконечной пустоты. Поэтому нужно любой ценой сохранить эту иллюзию.

    ТРЕТИЙ ЭПИЗОД(жми)

    В этом эпизоде я предлагаю читателю самому произвести анализ по аналогии с предыдущими роликами. Очень ярко видно отыгрывание. Типично силовая игра.

    Как избежать такой игры?

    На уровне Взрослого — укрепить границы В и осознанно контролировать свое поведение. В рассмотренных эпизодах это выглядело бы следующим образом: первый водитель пропустил бы второго, контролируя чувство обесценивания себя, а второй, в свою очередь, не стал бы отыгрывать и сдержал бы свой гнев.

    На уровне Ребенка — залечить первичную травму до степени нормальной переносимости. Тогда роли треугольника Карпмана будут не востребованы и отыгрывание перестанет иметь смысл, т.к. вторичная выгода уже не будет иметь своей ценности.

    ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК
     
    Konstantin, RioRita и Юрий нравится это.

Поделиться этой страницей