Растолковый словарь

Тема в разделе "ОТКРЫТАЯ ГРУППА", создана пользователем MaryDara, 25 авг 2005.

  1. ПУБЛИКА.
    На мой взгляд, публика, это группа (большая или малая) -например -школьный класс или театральная публика - с общностью интересов и ценностями - общими целями и задачами по реализации целей.
    Здесь еще про интерес этой самой ПУБЛИКИ к информаци об общности взглядов, к мнению лидеров(публичные фигуры), к мнению критиков(они нужны и их слушают как некий "другой"взгляд со стороны) и оппозиционеров(согруппа в единой системе) и врагов(тех, кто явно или скрытно мешает достижению цели группы/сообщества).
    У нас на сайте ПУБЛИКУЮТСЯ материалы в "ГРУППА И МАРАФОН" и других разделах,
    и ПИШУТСЯ не публично для других сообществ , не явно, не открыто, - "ТЕМНАЯ (ТАЙНАЯ ДЛЯ ДРУГИХ, СКРЫТАЯ) СТОРОНА" (хотя публично для участников группы!) ;)
    Важно, на мой взгляд, определять систему - ЧТО ЗА ПУБЛИКА (аудитория) - для ЧЕГО и КОГО ПУБЛИЧНОЕ ДЕЙСТВО, кто участники системы ПУБЛИЧНЫХ(открытых) ОТНОШЕНИЙ - и цели и задачи взаимодействующих сообществ и индивидуумов в них, соответственно.
    Далее каналы распространения информации, средства, формы, посредники, мотивация - это уже про управление и движение в интересах отдельных индивидуумов (в собственных целях) посредством и благодаря ПУБЛИКЕ (вот тут выборы главы САМАРЫ, например).

    Понятие - ПУБЛИЧНЫЕ ПРОФЕССИИ. Артисты, политики, ведущие родио-телевидение-шоу программ и т.д.
    ПУБЛИЧНЫЕ ПРОСТЫЕ ЛЮДИ - Программа - "За стеклом", "Дом-2"... ( не смотрю...)
    Филь"Шоу Труммена"...

    Вопрос:"А что народ подумает?" Многим уже эта одна мысль затыкает рот и тормозит любое движение...
    На последней группе была тема -"Толпа и личные предпочтения".Забавно.
    :D
     
  2. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Ассоциации: "публика" - неспособность создавать, пассивность, потребление "чужих гештальтов" (привлекающего), наполнить себя, фон\фигура, взаимодополняемость, отдавать энергию (восхищение) взамен на "наполненность".
     
  3. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Написала Lilja:
    У меня единственная просьба- не надо преувеличений. Уже несколько раз написано "принципиальное решение". Ничего я принципиально не решала, несколько факторов- сначала (1), потом (2) и (3) срезонировали.

    Написал KV:
    О принципиальности. Человек который знает о своем конфликте не может долго находится в подвешенном состоянии, ему приходится выбирать. Принцип - это все же осознанная позиция выбора. Обычно принцип описывают как часть системы ценностей. Чего тут не понятно?

    "Написал" Словарь Даля:
    ПРИНЦИП м. научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают.

    Вобщем, я что хочу сказать, для меня понятие "принцип" - по Далю.
    Т.е. правила, от которого не отступают у меня (в данном случае) не было. "Осознанная позиция выбора" у меня с "принципом" никак не ассоциируется.

    А это, написала Lilja:
    А от слов "принципиальное решение" веет знаменами какими-то и привлечением общественности ("и я призываю тем самым их тоже подключиться.")
    .
    Написал KV:
    Это ваше..

    Это ес-но мое, моя эмоциональная (негативная как обычно) окраска данного понятия.
     
  4. kv

    kv ADMIN Команда форума

    "Осознанная позиция выбора" у меня с "принципом" никак не ассоциируется.

    Т.е. для вас ваши правила не осознаны. Они априори просто есть.. :blink:
     
  5. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Т.е. для вас ваши правила не осознаны. Они априори просто есть..

    Я сегодня в "темной комнате" (до консультации) так же определила. Какая-то часть их- да- "утоплена".
     
  6. Andrew

    Andrew Специалист

    Ассоциации: "публика" - неспособность создавать, пассивность, потребление "чужих гештальтов" (привлекающего), наполнить себя, фон\фигура, взаимодополняемость, отдавать энергию (восхищение) взамен на "наполненность".

    Джим Моррисон называл артистов БОГАМИ, а ПУБЛИКУ вообще никак не именовал. Мне в жизни случалось быть и публикой, и артистом. И в той, и в другой роли, как я понял, можно и выиграть, и проиграть (искусство не требует жертв, но жертвы не прекращаются).
     
  7. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Andrew, а каково твое определение (отношение)?
     
  8. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Джим Моррисон называл артистов БОГАМИ, а ПУБЛИКУ вообще никак не именовал. Мне в жизни случалось быть и публикой, и артистом. И в той, и в другой роли, как я понял, можно и выиграть, и проиграть (искусство не требует жертв, но жертвы не прекращаются).

    Знаешь, я твой пост воспринимаю как классно "закрученную" форму, в которой безусловно запаковано какое-то содержание, но о нем можно только догадываться (глючить). Видно- что Моррисон для тебя знаковая фигура и возможно по отношению к нему ты переживал себя "как-то". Видно, что для тебя это роли (ты в них был- пишешь), что-то про жертвенность ("искусство не требует жертв, но жертвы не прекращаются"). Сущности, отношения не видно.
     
  9. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Цитата
    А от слов "принципиальное решение" веет знаменами какими-то и привлечением общественности ("и я призываю тем самым их тоже подключиться.")

    Написал KV:

    Цитата
    Это ваше..

    Это ес-но мое, моя эмоциональная (негативная как обычно) окраска данного понятия.
    Уточню- данного словосочетания, она явно из негатива к социалистическому пафосу, с которым оно ассоциировано.
    А вот одно слово "принципиальность" окрашено: конфликтность, "стенка на стенку", "не уступлю ни в жизни" (подростковое, того периода).
     
  10. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - особый диапазон трудности заданий, с которыми ребенок не может справиться в данный момент, но может справиться в присутствии взрослого - при наличии определенных подсказок и помощи. Понятие ЗБР предложено Л.С.Выготским. ЗБР нельзя измерить с помощью традиционных тестов интеллекта. Для приближенного определения ЗБР ныне используются методы ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.


    ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - эксперимент (как правило, протекающий в виде нестандартизованного психодиагностического диалога), в ходе которого у испытуемого формируются определенные психические свойства (понятия, умственные НАВЫКИ и УМЕНИЯ) с заданными характеристиками в результате активного, целенаправленного и методичного воздействия на него со стороны экспериментатора-диагноста (наводящие примеры, подсказки и т.п.). В коррекционно-диагностической практике некоторые приемы обучающего эксперимента могут быть использованы для выявления так называемой "ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ" и прощупывания возможностей для оперативной коррекции дефекта развития.

    УМЕНИЯ - это обобщенные способы действия, позволяющие получать заданный результат в широком спектре разнообразных, меняющихся условий. Если частный НАВЫК тесно связан с определенными условиями и при их нарушении может быстро разрушиться, умения более универсальны и устойчивы к смене условий деятельности. Умение базируется, как правило, на обобщенных образно-концептуальных моделях задачи, или, как это называл П.Я.Гальперин в своей теории планомерного формирования умственных действий, - на обобщенной ориентировочной основе. В отличие от CПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, умения тестируются в психодиагностике не с помощью ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ, а с помощью ТЕСТОВ ДОСТИЖЕНИЙ, хотя в некоторых случаях грань между специальными способностями и умениями, а соответственно, и между тестами специальных способностей и тестами достижений кажется искусственной, по сути своей чисто терминологической.


    НАВЫК - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля (то есть автоматизацией). Различают перцептивные, двигательные и интеллектуальные навыки; вариантом последних являются УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ. На формирование навыков влияют такие факторы, как мотивация и ОБУЧАЕМОСТЬ субъекта, уровень его развития (наличие определенных предварительных знаний и УМЕНИЙ, полнота уяснения содержания материала, овладение которым происходит при выработке навыка, и т.д.
     
  11. УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ - это устойчивые конкретные практические и мыслительные цепочки операций (микродействий), которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени. Главная особенность УН: они не требуют для исполнения сознательного самоконтроля, в результате чего внимание высвобождается для анализа смысловой информации. В результате обобщения и универсализации из отдельных УН формируются комплексные УМЕНИЯ. Следует различать уровень сформированности УН, который во многом зависит от числа упражнений, и уровень развития соответствующей СПОСОБНОСТИ. Для измерения УН и умений используются тесты, которые в мировой практике принято называть ТЕСТАМИ ДОСТИЖЕНИЙ.


    СПОСОБНОСТЬ - ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НОРМАТИВА. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются ОДАРЕННОСТЬЮ, так как под этим подразумевается наделенность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями (см. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ) следует считать относительными. Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением.

    ОДАРЕННОСТЬ
    1) общая одаренность - общая психогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных (ПАРЦИАЛЬНЫХ) и общих СПОСОБНОСТЕЙ,
    2) частная одаренность - психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.

    СПЕЦИАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ - способность, которая проявляется в определенном специфичном виде деятельности и требует для своего развития либо особых ПАРЦИАЛЬНЫХ способностей (факторов), либо специального опыта обучения и закрепления НАВЫКОВ.

    ПАРЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ - ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, обусловливающие зависимость общей интеллектуальной эффективности от уровня развития отдельных психических функций, связанных с определенными органами чувств и мозговыми структурами (цветовым, фигуративным или пространственным зрением, музыкальным или фонематическим слухом, памятью на лица и т.п.).

    ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Психические свойства - наиболее общее родовое понятие для всех более частных психодиагностических свойств. Именно П.С. образуют ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. Иерархию и взаимоотношения П.С. изучает ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. К числу наиболее общих видов (классов) П.С. относятся: а) психические черты (иногда их называют "ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ", но корректнее говорить про "индивидуальные черты"): это свойства ТЕМПЕРАМЕНТА и ХАРАКТЕРА, а также МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ; б) СПОСОБНОСТИ, среди которых различают ОБЩИЕ, ЧАСТНЫЕ (модальные) и СПЕЦИАЛЬНЫЕ (УМЕНИЯ); в) ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, среди которых обычно различают ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ состояния; г) свойства СОЗНАНИЯ и САМОСОЗНАНИЯ; д) СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - группа так называемых социально-психологических качеств личности. Иногда для П.С. в качестве синонима используются понятия "психические качества", "психологические характеристики", "психодиагностические параметры" и т.п. Между различными классами П.С. имеются настолько тесные связи и взаимозависимости, что в некоторых случаях одни свойства как бы переходят в другие. Вот несколько примеров. Если свойство "экстраверсия-интроверсия" в одной ситуации оказывается нейтральной чисто стилевой особенностью, не влияющей на эффективность деятельности, то в других ситуациях (профессии, требующие умения активно устанавливать контакты, заводить знакомства), "экстраверсия" превращается в особую способность или в ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО личности (ПВК). Долговременное состояние высокой тревожности может привести к формированию устойчивой личностной черты "тревожность". Долговременная и глобальная социальная установка человека по отношению к многим другим людям, основанная на эмоционально-негативном социальном сравнении своих и чужих успехов, из частного отношения "зависть" приводит к формированию долговременной мотивационно-характерологической личностной черты - "завистливость". Существуют комплексные П.С., которые нельзя строго отнести к какому-либо одному классу из названных выше П.С. Например, свойства КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ являются одновременно свойствами эмоционально-волевой и когнитивной сферы человека. А такие особые инструменты социального познания и самопознания как "личностные конструкты" являются одновременно свойствами сознания, средствами выражения социальных установок и оценок, а при определенных тенденциях в развитии личности они могут превращаться также в мотивационно-ценностные черты личности.
     
  12. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Лечить
    - для меня это слово означает: читать нотации, укаказывать на неправильное поведение и внушать правильное, очень близко к "учить жизни".
     
  13. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    "Конфликтовать" - на данный момент для меня означает - излагать, отстаивать свою позицию, объяснять, ес-но позицию "другую".

    Толковый словарь русского языка Ушакова
    КОНФЛИКТОВА'ТЬ, ту́ю, ту́ешь, несов., с кем-чем (простореч.).
    Иметь конфликт с кем-н.

    Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами…

    Мнимый конфликт - конфликт, являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон…

    Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
    Позитивные функции конфликта -
    - разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
    - сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;
    - стимулирование к изменениям и развитию;
    - снятие синдрома покорности у подчиненных;
    - получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.

    Демаркационная линия
    (от франц. démarcation - разграничение), 1) (военная) линия (полоса), разграничивающая войска воюющих государств во время перемирия до установления постоянной границы мирным договором или каким-либо соглашением; 2) линия, разделяющая на зоны оккупации территорию побеждённого государства; 3) линия (полоса), временно устанавливаемая на территории, оспариваемой соседними государствами. Д. л. определяется особым соглашением между воюющими сторонами, между оккупирующими или конфликтующими державами.

    Компромисс - метод разрешения конфликтов путем переговорного процесса конфликтующих сторон, глубокого изучения предмета спора, осознания пределов уступок каждой стороной…

    (ps Виткин История психологии
    Впервые обратил внимание на то, что люди по-разному могут сопротивляться разрушающему влиянию конфликтующих фоновых признаков на восприятие зрительных форм и связей…)
     
  14. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Диалог с Olesya (в аське), где выявилось разночтение в применении нами слова "реальность", его окончание:
    Олеся: "Можно воспринимать реальность через роль, но тогда это уже не реальность, потому , что ты находишься в роли."
    Я: "Олесь, да я с этим согласна. Только для тебя принципиально назвать это "нереальностью", а я называю "специфической реальностью через роль". Никаких противоречий, названия разные только."

    Большая советская энциклопедия
    Реальность (от позднелат. realis - вещественный, действительный), существующее в действительности. В диалектическом материализме термин "Реальность" употребляется в двух смыслах:
    1) объективная Реальность., т. е. материя в совокупности различных её видов. Реальность противополагается здесь субъективной Реальности, т. е. явлениям сознания;
    2) всё существующее, т. е. весь материальный мир, включая все его идеальные продукты .

    Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
    Субъективная реальность - данное в ощущениях отражение объективной реальности (материи) в сознании человека.

    Olesya, я подытожу: слово "реальность", употребляемое на группе, - "субъективная реальность", зависит от восприятия, оценки (примерно). В этом смысле критерии, оценка "реальность\нереальность" субъективны. Я употребляю это слово как в первом (мы же говорим о явлениях материального мира, а не потустороннего), так и во втором смыслах. Или н-р их соединяю, поэтому выражение "специфическая реальность через роль", мне кажется, (для меня конечно) передает смысл более точно.

    Через примеры:
    -когда RioRita выдает оценку меня: "часто не в реальности", я понимаю, что это крайне (крайне- в смысле RioRita часто "страдает крайностями", преувеличениями, как и я впрочем) субъективное мнение, на которое я не буду "реагировать", т.к. реальности у нас, учитывая жизн. истории, восприятия и т.д. разные, крайне :)
    -или когда ты вчера думаешь, что я "играюсь". Ты же по каким-то критериям (субъективным) определила это. А я вот знаю, что "не играюсь". И кто из нас в какой реальности? :)
    - или когда я вижу, что вы с Максом в отношениях друг с другом находитесь в ролях (есно имею ввиду роли не муж, жена), то следуя твоему определению, можно сказать, что вы друг с другом не в реальности. (или по-моему сказать в своей, специфической реальности.)
     
  15. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Сегодня "подпилено" мое представление - "богатый внутренний мир", но я сопротивляюсь.
    Я неделяю(ла) это понятие "качественностью" (кроме "высоких идеалов"), если показать через литературу в развитии от детского к взрослому (или "взрослому"), то через такой ряд: волшебные детские сказки, через романтическо-героическое Дж. Лондона, Ремарка к Маркесу, Тарковскому, Павичу и т.п. Вобщем, книжки про Гарри Поттера и жевательное чтиво в этот ряд (и соответственно понятие "богатый внутренний мир") у меня не укладываются.
    --
    богатым не может быть то, что постороено на "бедности" ("жвачке"), примерно.
     
  16. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Общая психология. Словарь

    Эвфемизм [греч. euphêmismos < eu - хорошо + phêmi - говорю] - слово или выражение, служащее для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными: грубыми, "обидными", нетактичными, не вполне вежливыми и т. п. Например, "задерживается" вместо "опаздывает", "пороха не выдумает" вместо "глуп", "попросили" (откуда-нибудь) вместо "выгнали", "обойтись посредством платка" вместо "высморкаться", "афро-американец" вместо "негр".

    Исторически возникновение Э. связано с запретом на прямое наименование. Эвфемизация речи обусловливается разными причинами и преследует разные цели: например, в древности Э. были названия животных, являвшихся предметом охоты; в тоталитарных государствах стратегия эвфемизации используется для маскировки оппозиционных идей ("эзопов язык"); в современном обществе из речи устраняются "языковые несправедливости" по отношению к женщинам, инвалидам, меньшинствам ("политкорректность"). Область вовлеченных в сферу эвфемизации явлений определяется социокультурными факторами.

    Эвфемизируются, как правило, термины "телесного низа" и секса ("ночная бабочка"), обсценные выражения ("блин", "японский городовой", в просторечии) и т. д. По В.Б. Шкловскому, в этом случае "Э. не столько способ говорить пристойно, сколько способ говорить непристойности, не столько скрывая их, сколько обостряя". Психологически это может быть объяснено тем, что узнавание "неприличного" предмета происходит в сознании слушателя, на него и перекладывается ответственность за такую трактовку.

    Частотный Э. быстро утрачивает свои нейтрализующие функции; на него переносятся оценочные компоненты основного названия, что требует реэвфемизации, ср. последовательное "загрязнение" таких Э., как "отхожее место", "нужник", "сортир", "ватерклозет" ("клозет"), "уборная", "туалет" и др. Индивидуально-контекстные Э. создаются также с целью прикрыть, замаскировать подлинную сущность предмета, создать нужную говорящему картину действительности: "исправительное учреждение" (вместо "тюрьма"), "столкновения вооруженных групп" (вместо "война"), "высшая мера социальной защиты" (вместо "казнь"). В гитлеровской Германии Э. "территориальная проблема" понимался как агрессия; Э. "окончательное решение еврейского вопроса" означал уничтожение народа (Холокост).
     
  17. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Предлагаю новое обозначение "муттернальная фигура", аналог "патернальной", но из "истории" про Mutter (здесь нужно вспоминать одноименную песню Rammstein)
    думала, будет весело :(

    Перламутр
    (нем. Perlmutter, от Perle - жемчужина и Mutter - мать), внутренний, прилегающий к мантии и выделяемый ею слой раковины двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Состоит из тонких пластинок арагонита (разновидность углекислой извести), расположенных параллельно поверхности раковины. П. отличается радужным блеском, зависящим от интерференции света,отражённого его поверхностью. Используется для изготовления украшений, пуговиц и т.д. Морской П. получают из раковин брюхоногих моллюсков родов Turbo, Trochus, Haliotis и двустворчатых моллюсков Pteria и Mytilus, обитающих в Персидском заливе, Красном море, близ берегов Австралии и Филиппин; пресноводный П.- из раковин двустворчатых моллюсков семейства Unionidae. Главные районы его добычи в СССР - Башкирская и Татарская АССР, Московская и Воронежская области, УССР, Северный Кавказ и Дальний Восток. Особая разновидность П.- жемчуг.


    НОЙМАНН (Neumann) Эрих (1905-1960) - израильский психолог. В 1927 г. защитил докт. дис.в Берлинском ун-те, после этого приступил к изучению медицины и в 1933 г. сдал первый государственный экзамен, но из-за угрозы нацизма образование пришлось прервать и он эмигрировал сначала с Швейцарию, затем, в 1934 г., в Палестину. Занимался в Тель-Авиве частной психотерапевтической практикой, прошел обучение глубинной психологии у К.Г. Юнга (1934, 1936), постоянно ездил в Цюрихский ин-т Юнга и с 1948 г. на заседания журнала "Eranos" в г. Аксоне, Швейцария. Читал гостевые лекции в Англии, Франции, Нидерландах. Член Интернациональной ассоциации аналитической психологии и неизменный президент Израильской ассоциации аналитической психологии. Разработал понятие "контроверсия", представляющей синтез экстраверсии и интроверсии. На основе мифологических архетипических сцен Н. дал анализ развития сознания и женственности ("Die grosse Mutter", Zurich, 1956). Написал ряд иллюстративных эссе о Леонардо да Ванчи, М. Шагале, В.А. Моцарте, Ф. Кафке, Г. Море ("Die archetypische Welt Henry Moores", 1961). Автор книг: "Ursprungsgeschichte des Bewusstsein", 1949; "Amor und Psyche", 1952; "Der schöpferische Mensch", 1959.
     
  18. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Толковый словарь русского языка Ушакова
    СКЕ'ПСИС, а, мн. нет, м. [греч. skepsis - рассматривание] (книжн., филос.).
    Скептическое отношение к чему-н., скептицизм. ...Мстят теперь рабочему классу в России за его "дерзкую" попытку взятия власти Корниловы и Керенские, Гоцы и Мартовы, вся эта братия героев буржуазного гешефт-махерства или буржуазного скепсиса. Ленин.

    Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    Скептицизм, одно из основных философских направлений, противоположное догматич. философии и отрицающее возможность всякого познания (абсолютный С.), или же только возможность построения системы тождества между нашим познанием и действительностью (относительный С.). В древней Греции скепсис подготовлен был софистами, а гл. представителями его были: Пиррон, Аркезилай, Карнеад, Энезидем, Секст Эмпирик. В новой философии С. возрождается в лице Монтеня, Ла Мота-Ле Вайе, Гюэ, Бэйля, но после Декарта нет места абсолютного С., относительный же, то есть отрицание возможности метафизич. познания, чрезвычайно распространен как среди мыслителей, стоящих на точке зрения гносеологической (Юм, Кант), так и среди позитивистов (Конт). Ср. Staudlin, "Geschichte und Geist des Scepticismus" (1794); Saisset, "Le Scepticisme" (1865); Kreibig, "Der ethische S." (1896).

    Новейший философский словарь
    СКЕПТИЦИЗМ - (1) - античный - древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э. Пиррон впервые придал систематически законченную форму издавна распространенным в Древней Греции сомнениям в познавательной ценности чувственности (Гераклит: "глаза и уши - фальшивые свидетели"; Демокрит: "результаты ощущений темны", "это просто мнение, а не истинно существующее"; софисты с их субъективизмом и т.п.). К скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический С., заявляя, что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением, С. превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Дело Пиррона продолжил его ученик Тимон, после смерти которого в Афинах в 235 до н.э. его доктрина была подхвачена и развита Академией, продолжившей свою работу и после кончины ее основателя - Платона (Аркесилай, Карнеад, Клитомах - все эти философы-скептики находились во главе Академии, которая только в 69 до н.э. перестала быть скептической). Большой вклад в дело последующего возрождения С. в качестве самостоятельного философского направления в 1 в. до н.э. внес уроженец Крита Энесидем, оказавший влияние на известного поэта Лукиана (2 в.) и Секста Эмпирика - единственного философа-скептика древности, труды которого дошли до наших дней. Согласно Диогену Лаэртскому, С. отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность .рационального обоснования нравственных норм. Не сомневаясь в существовании явлений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью, однако при этом отвергали возможность выведения с достаточной долей обоснованности причин этих явлений. Для позднего С. была характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием которой он считал видимость: "все лишь кажется", - говорит скептик, противопоставляя друг другу ощущаемое (видимое) и мыслимое. Своего рода аргументами противвозможности достоверного знания стали знаменитые тропы (или обороты) скептиков, выдвинутые Энесидемом и применявшиеся им ко всему мыслимому и ощущаемому с целью показать, что данная мысль (или ощущение) - не более чем просто видимость, что она такова "не в себе", а лишь в отношении к чему-то другому. С. добился больших результатов в искусстве обнаружения противоречий с помощью тропов, многие из которых были направлены против обыденной веры в непосредственную истинность вещей; что же касается более поздних тропов, приписываемых Диогеном Лаэртским Агриппе, то для них характерна направленность против мышления и используемых им научных понятий. Среди ранних тропов можно упомянуть такие, как троп о различии организации животных, из-за чего у них возникают самые различные представления об одном и том же предмете; троп о различии между людьми, тесно связанный с предыдущим и продолжающий его основную идею; троп о различном устройстве органов чувств; троп о различии условий в одном и том же человеке в зависимости от переживаемого им состояния; троп о занимаемых нами различных положениях, расстояниях и местах, из-за чего из каждого пункта предмет кажется иным; троп, касающийся области этического, согласно которому нравственное одновременно и не нравственно, так как в одном месте оно признается таким, а в другом нет. Среди поздних тропов можно назвать следующие: троп о расхождении во мнениях философов - сколько философов, столько философий, значит истинной философии нет и быть не может; троп о впадении в бесконечный прогресс, показывающий, что то, что приводится для обоснования какого-либо утверждения, само, в свою очередь, всегда нуждается в обосновании и так до бесконечности; троп об относительности всех определений, согласно которому предмет нашего утверждения таков, как его мыслит субъект, а не таков, как он сам по себе; троп о предположении, направленном против принятия какого-либо принципа без доказательств, т.е. в качестве аксиомы; троп о взаимности или о круге в доказательстве и др. Эти тропы С. очень умело направлял против древних философов, называя их догматиками, т.е. утверждавшими что-либо в качестве абсолютной истины. Они демонстрируют наличие высочайшей диалектической культуры мысли у философов-скептиков, которые вплоть до 3 в. оказывали влияние на интеллектуальную мысль древнего мира. После этого С. постепенно уходит со сцены европейской культуры (как потом окажется, не навсегда), уступая место более соответствующим духу времени школам и направлениям, ищущим более прочных - положительных - мировоззренческих ориентиров в обществе, постепенно усваивающем догматические религии и идеи спасения. (2) - Ренессансно-просветительский С. - установка на ментальное противостояние авторитету традиции (Монтень, Бейль, Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и др.). В отличие от античного С. фундирован пафосом рационализма. (3) - В философии Юма - сомнение в бытии объекта (в отличие от онтологически артикулированной "вещи в себе" Канта).
     
  19. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Толковый словарь русского языка Ушакова

    ВЫСОКОМЕ'РИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.).
    Надменность, кичливость, гордость, презрительное отношение к другим (низшим по уму, положению).

    Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

    ВЫСОКИЙ, понятие сравнительное, противопол. низкий, длинный или пространный в отвесном направлении; большой, великий, рослый, возвышенный; поднятой, удаленный вверх по отвесу. Высокие звезды. Высокая колокольня. Высокий человек. Высокий подсвечник. Высокая вода, прибылая во время прилива или разлива. || Превосходный, лучшего качества, достоинства, более ценный, высшей степени. Алмаз высокой цены. Машина высокого давления. Высокий жар. Высший сорт шелка. Человек высокого звания, высшего образования. Высокая добродетель. Высоко поднял (голосом, либо замыслами), да низко опустил. Высоко летаешь, да где-то сядешь? До царя далеко, до Бога высоко. До-неба высоко, до царя далеко. Гроза бьет по высокому дереву. Повыше высокого. Выше Ивана Великого. Высок репей, да черт ему рад. Выше себя не вырастешь. Не смотри высоко: глаза запорошишь. Низко, так близко, а высоко, так далеко. Не подымай меня высоко, да и не опускай низко. Не пой высоких стихов. Сиди высоко, да плюй далеко. Высоко замахнулся, да низко стегнул. В России название это не совсем определительно. Высший превосходная степень. Высокий; более употреб. в знач. иносказ. Высшее начальство. Высшее звание. Высочайший, тоже, самый высокий; относящийся к государям, свойственный им. Выше нареч. сравнит. степень высоко, во всех знач. Выше и ниже, в книге, прежде и после чего, ближе к началу или к концу. Выше головы носа не подымешь. Коза на горе, выше коровы в поле. Ниже Бога, выше царя? смерть. Выше лба уши не растут. Выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, сказка. Высокущий калужск. превысокий. Высоконько, высоковато, довольно, слишком высоко; высокохонько, очень высоко. Высоконюшки нареч. приговаривают няньки, подкидывая ребенка. Высота ж. или высость ж. церк. вышь, высь ж. высокость; вышина, высина, высотина ж. протяжение предмета или расстояние до него по отвесу, по направлению снизу вверх; всякое возвышенье от уровня, возвышенность. Высота, высокость мыслей, возвышенность, благородство. Это для нас высь недоступная. Вышина гор и глубина морей - все Божье дело. Хорошо ширью, да высью: а ну-ка рылом в землю! Эка высотина какая! высота, вышина. Высочество ср. титул высоких особ: императорское высочество, титул всего императорского рода; королевское высочество - королевского; из владетельных особ, великогерцогское высочество дается великим герцогам и их наследникам; герцогское высочество-герцогам. Выспренний, высокий, в знач. удаленного от поверхности земли, горний, и духовно возвышенный. Выспренность ж. свойство, состояние выспреннего. Выспренно, выспренне нареч. высоко, горе, в высях, в выси, в высотах. Выспрь нареч. вверх, кверху, в горные высоты. || У раскольников в виде сущ. табак, от слов апостол Павел. Корень горести выспрь прозябай. Вышний, кто или что выше; верхний, высший; лежащий на горе, или вверх по реке, верховой; либо верхний или старший по власти, чину, сану. Вышний, Всевышний, Бог. Бойся Вышнего, не говори лишнего, не лги. Вышка ж. мезонин, мансард, горенка, терем, теремок, светелка под кровлей, рубка, чердачок. || Чердак, подволока, новг. олон. сиб. || Пристроенная к сеням летняя изба, на подклети, почему и горницы вышки этой, и окна ее выше избных, влад. твер. тамб. || Полавочник, полки вкруг избы каз. || каланча садовая для отгонки птиц, влад. астрах. Старинные боярские хоромы состояли: из верхнего жилья, или жилого яруса, связи, на подклети: под нею подвалы, выходы; над жильем вышка, или терем. || В астрах. от комаров спят на высоком помосте, на вышке, под пологом. Сторожевая вышка, по всей азиатской границе нашей, каланча, будка, помост на четырех столбах, откуда часовой казак оглядывает окрестность. || Стар. возвышенье, холм, горка, курган. И всяк, как мышка, лезет на вышку. У него на вышке обстоит неблагополучно, глуп или помешан. || Вышки мн. кур. вышка, чердак; также || высшее, первое место, почетное. || Смол. полати. Вышечник м. астрах. сторож в садах, на вышке, для отгона птиц арапником, колокольцами, буркалилом; см. это слово. Высокарь, высокарник м. собират. росляк, тонкий, рослый лес, самой густой или частой посадки. Высенец м. арх. туман, потянувшийся верхом. Высокуша об. высокуха ж. весьма рослый, высокий человек. Вышник, вышец м. начальство, начальник; знатное лицо, сановник; противопол. нижник, рядович. || Вышник вор. волоковое оконце на печи. Вышняк собират. верх в товаре, верхи, товар или запас лежащий сверху. Вышняком подкрасил. Оправь вышняк на возу. Высунь м. высунья, высеха ж. гордый, спесивый, чванный; высистый человек, твер. пск. то же. Высить что, подымать вверх, повышать, возвышать, возводить на высшую степень достоинства, почета. Выситься, возвышаться собою, от себя; || быть возвышаему. Гора, здание высится, стоит высоко, возвышается. Кичливый ум высится и величается, хочет властвовать. Один высится, другой низится, кому что суждено. Вышение ср. возвышение себя, т. е. кичливость, высокоумие. Кой род любится, тот и высится, стар., говор. о временщиках. Скромность возвышает заслуги. Он возвысился без ходатаев. Довысился до больших чинов. Надвысь шест над колодцем. Ты обвысил пулей. Повысь немного, подыми. Подвысь заставу. Он превысил власть свою. Добро превышает зло. Вода возвышается. Высоко6лагородие ср. почет, титул штаб-офицера вообще, майора, подполковника, полковника и всех равняющихся им чинов, коллежского асессора, надворного и коллежского советников, 8-го, 7 и 6-го классов. Высокоблагородный, состоящий в одном из чинов этих. Высокоблагородство ср. качество, состояние, звание, сан, почет, титул штаб-офицера. Высокобортный, о водоходных судах, с высоким бортом, о высоких бортах. Высоковерхий, с высоким верхом. Высоковыйный, кичливый, гордый. Высоковетвенный, высоковетвистый, о дереве, простирающим ветви свои в высоту. Высоковещательный, высокоглаголевый, говорящий напыщенно, риторически и темно. Высокогласный, велегласный, громкий, звучный. Высокодержавный, держащий верховную, высшую на земле власть. Высокоименитый, весьма именитый, славный, почтенный, знаменитый; -тость, качество это. Высокомонарший, свойственный, принадлежащий монарху. Высокомоч(щ)ный, великой силы, обширной власти. Высокомочием чествовались у нас голландские генеральные штаты. Высокомудрие, состояние зазнавшегося, кичливого разума; высокомерие, гордость, надменность. Высокомудренный, -мудрый, высокомерный, надменный, кичливый, самоуверенный. Высокомудрствовать, высокомерствовать, -мерничать, поступать и вести себя высокомерно; зазнаться, лжеумствовать, лжемудрствовать. Высокомудрствование, высокомерность, -мыслие, высокомерие, кичливость, самонадеянность. Высокопарный, высоко парящий, летающий; || *напыщенный, надутый, исполненный приторного и докучливого риторства. Высокопарность ж. качество это. Высокопочтенный, достойный высшего почтения, высокоуважаемый. Высокопочтение, -почитание, оказательство этого почтения. Высокопревосходительный, -тельство, титул полных генералов, действительных тайных советников, особ 1 и 2 классов. Высокопреосвященный, -нейший, -нство, титул митрополитов, также архиепископов. Высокопреподобие, -бный, титул архимандритов, игумнов и протоиереев. Высокородие, высокородный, почет статских советников, чинов 5 класса и бывших бригадиров. *Высокородничать, прикидываться знатным, важничать. Высокорослый, высокорастный, великорослый, рослый, высокий, о человеке и о дереве. Высокоречие, высокоречивость, высокопарность, свойство или качество высокоречивого. Высокосердие, гордость, кичливость. Высокосердый гордый, надменный. Высокославный, снискавший высокую степень славы. Высокоствольный лес. рослый, нераскидистый, высокарник. Высокостепенный, -нство, почет владетельных ханов и муфтиев; иногда народ чествует так жалованных и более почетных волостных голов. Высокотечный, в высь востекаюший; горе текущий. Высокоторжественный, относящийся к царским праздникам, празднествам; -ность ж. свойство, качество, состояние высокоторжественного. Высокоумие, высокоумство, высокомудрие, высокомерие, высокомыслие, высокосердие. Высокоумный, одаренный необычайным, высоким умом; мыслящий так о себе, самоуверенный. Высокоумсотвовать, заноситься умом далее положенных ему пределов. Высокоумствование, действие это, безрассудное, самонадеянное рассуждение.
     
  20. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Сегодня на форуме часто упоминалась жалость. И в чате, отвечая на мою ссылку в Еженедельник, где я писала про жадность, Olesya заменила (ее) на жалость. Любопытно сравнить.

    Толковый словарь русского языка Ушакова

    ЖА'ДНОСТЬ, и, мн. нет, ж.
    1. Алчность, стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания. С жадностью выпил стакан воды. 2. Скупость, корыстолюбие (разг.). К старости развилась у него ж. 3. перен. Напряженный интерес, напряженное внимание. С жадностью слушал музыку.

    ЖА'ДНЫЙ, ая, ое; -ден, дна, дно.
    1. Алчный, проникнутый ненасытной жаждой, желанием; слишком падкий на что-н. Ж. к деньгам. Жаден до еды. || перен. Полный напряженного интереса, страстный (книжн.). Жадное внимание, жадное любопытство. || Выражающий жадность. Ж. взор. 2. Скупой, корыстолюбивый (разг.). Его брат очень ж. человек. 3. чего. Жаждущий, страстно стремящийся к чему-н. (поэт. устар.). Познанья ж. Лрмнтв.

    ЖА'ЛОСТЬ, и, мн. нет, ж.
    Сострадание, соболезнование. Из жалости полюбил ее. Чувство жалости к пострадавшим. Дай только вымолить скорей у неба ж. Д. Бднй. || Сожаление, грусть, печальное чувство. С жалостью проводили его. ◊

    Какая жалость! (разг.) - как жаль. Какая ж., что мы не застали их!

    ЖА'ЛКИЙ, ая, ое; лок, лка́, лко.
    1. Несчастный, возбуждающий сострадание, жалость, достойный жалости (иногда с оттенком пренебр.). Ж. вид соседа меня взволновал. Он был смешон и жалок. Жалкое зрелище. Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. Пшкн. || Выражающий слабость, беспомощность, страдание. У нищего был ж. вид. Жалкая улыбка. || Печальный, трогательный, жалобный (устар.). Ж. крик младенца. Захар тронулся окончательно последними жалкими словами: он начал потихоньку всхлипывать. Гнчрв. 2. Невзрачный, неказистый, испорченный, истрепанный. Костюм пришел в жалкое состояние. Рукопись имела ж. вид. || Ничтожный, незначительный (пренебр.). Жалкие потуги стать писателем. Жалкие деньги. Жалкие подвиги. 3. Бесславный, презренный (презрит.). Жалкая смерть. Жалкая роль. Жалкие подхалимы капиталистов.
     

Поделиться этой страницей