ПРАВОСЛАВИЕ

Тема в разделе "ОТКРЫТАЯ ГРУППА", создана пользователем Вертоградарь, 25 янв 2008.

  1. Meri

    Meri New Member

    В воскресенье собиралась поехать в Кинель-Черкассы, на родину, к родителям, но не смогла. С утра болело сердце, спина, ноги, тяжело было дышать. Было ощущение, что внутри все окаменело, особенно в области груди. Я напилась разных таблеток и проспала практически до следующего утра. Утром легче не стало. Я все- таки поехала, так как нужно было забрать сына. Приехав туда, я попросила отца покатать меня по селу. Мы ездили в тот район, где я жила в детстве. Дом, в котором мы жили полуразрушен. Как только я вошла я увидела все, как там было раньше. Свой огород мы определили по огромной цветущей яблоне, которую мы сажали. Около дома расположена военная часть, я рассказывала Алексею, как мы катались на воротах, ходили в сад военного городка за яблоками, искали под яблонями клады. Потом мы ездили на аэродром, там огромная гора, с которой мы катались на лыжах. Алексею было очень интересно. Отец все время сидел в машине, мама периодически к нам присоединялась. Всем было очень интересно. А мама все время говорила на меня, что я смешная. Проезжали по дороге, по которой я ходила в школу, к бабушкиному дому. Постепенно легче становилось дышать. До этого не могла полной грудью вдохнуть и выдохнуть воздух. Ехали в машине слушали диск дискотека 80х. Папа сказал, что накануне специально для меня купил, потом отдал его мне. И музыка и места окунали меня в события детства. Я любовалась красотой и чистотой своей родины. Периодически текли слезы, и было ощущение, что я скоро «умру», что приехала попрощаться. Потом мы поехали на гору, с которой видно все село. Красота! Мое небольшое путешествие закончилось посещением местного храма. Ходили вместе с Алексеем. Когда я вошла в храм, дышать стало совсем легко, легкие открылись, как закрытая ракушка, такое было ощущение, что железный замок лязгнул. В церкви был свежий воздух. Пахло чистотой и здоровьем. Я подходила к иконам и все время плакала. То было жалко себя, то радостно, что я есть. Я вспомнила и рассказала Алексею, как мы с сестрой в детстве ходили на службу, как лазили на колокольню.

    Оказалось, что храм называется Вознесение Христова, в честь Иверской иконы Божией Матери, в честь Вознесения Господня и во имя монахини Марии.
    Монахиня Мария местная жительница. Оказалось, то что до своей смерти она вылечила много людей и сейчас в сторожке около храма ее музей.


    Глава из романа известного Православного писателя Алексея Солоницына.
    Егор Стрыгин пришел в церковь, когда служба закончилась и прихожане расходились по домам. Он сразу же увидел, что отец Василий стоит посреди церкви, выслушивая просьбы и жалобы людей, которые подходили к нему, целуя крест. Священник заметил Егора и кивнул ему, показывая тем самым, что скоро освободится.
    Церковь, снаружи казавшаяся небольшой, внутри выглядела совсем иначе - особенно в центральной ее части, где подкупольные своды дугами поднимались вверх, образуя пространство, в котором молящиеся чувствуют себя как бы под куполом неба с самим Господом в центре Вселенной.
    - Что, Егор Иванович, много работы впереди? - сказал, подходя, отец Василий. Он приветливо улыбался и первым протянул для пожатия руку, зная по опыту, что под благословение подходят лишь воцерковленные люди.
    - Да-а, - согласился Егор, крепко пожимая руку священнику. - Признаться, я не ожидал, что своды у вас такие... высокие... Леса надо ставить... Рассчитать пропорции... Писать-то лежа придется... Ошибиться легче легкого... Но не это главное, отец Василий. Главное, что писать.
    - У меня есть несколько соображений. Можно пройти в мой кабинет, а можно и здесь все обсудить. Как вам удобнее, Егор Иванович? Видя, что народ разошелся и лишь две бабушки занимаются уборкой, изредка поглядывая на священника и художника, Егор согласился вести переговоры прямо здесь, посреди храма.
    - Я предлагаю боковые своды над клиросами расписать картинами из жития Алексия. Вы же теперь знаете его житие? - и, получив утвердительный ответ, продолжил:
    - Слева - взять тот момент, когда он обручается с невестой своей, Марцеллой. Помните? Это очень важный момент... И рядом - его уход из родного дома, отплытие на корабле.
    - Да, честно говоря... Как бы это сказать...
    - Говорите, не стесняйтесь.
    - Я не хотел бы писать сказку. А в той манере, в книжке, которую я прочел... как-то все выглядит...
    - Я знаю эту книжку, - уже понимая, что кроется за недомолвками Стрыгина, быстро сказал отец Василий. - Это манера иконописная, древнерусская.
    - Я понимаю. Все же высшее художественное образование получал. Рублева с Дионисием изучал, - кривя губы, сказал Стрыгин. - И что такое обратная перспектива, знаю... И так далее...
    - Так в чем же дело? - строго сказал отец Василий.
    - Надо перво-наперво определиться... Этот Алексей...
    - Алексий.
    - Алексий, пусть будет по-вашему.
    - Не Алексий, а Алексий.
    - Ну хорошо, - Стрыгин провел ладонью по своим жестким седым волосам. Те, кто был знаком со Стрыгиным, знали, что этот жест выражает степень его раздражения - он не любил, когда его поправляли. - Что же он, Божий человек, невесту бросает, удирает, все равно как гоголевский Подколесин? Только что не в окно, а в дверь. А может, и в окно? Да ночью еще...
    - Ваше сравнение очень неудачно, Егор Иванович. Подробности в житиях не даются. Передается лишь смысл поступка. Но все же... Он дал ей перстень как память о нем... Следовательно, разговор был, и она поняла его, раз осталась девственницей на всю жизнь. И ждала его. Здесь жертвенность, а не трусость, как у гоголевского жениха, - он с явным огорчением смотрел на художника. - Это понятно каждому верующему.
    - Да? Так уж и понятно? Вот хотя бы вы, - обратился он к бабушке, которая оказалась рядом, протирая напольный подсвечник. - Вы знаете про Божьего человека Алексия?
    - А то, - живо отозвалась Валентина Павловна, служившая в церкви у отца Василия уборщицей. Когда на службу приходило много народа, она записывала поминание; а когда надо, выполняла и любую другую работу. - Он оттого и Божий, что всем ради Христа пожертвовал. Ведь ты только вдумайся, милый, каково ему было от любимой-то уйти! Богатому да знатному! А потом у родного дома жить, надсмешки терпеть от слуг, издевательства! Любимых кажний день видеть и не открываться! Терпеть! Да это ж только святому дано! Тут и каменное сердце слезу прольет!
    И у нее на старых, пухлых, без морщин, щеках выступили слезы.
    Егор обратил внимание, что бабушке, наверное, немало лет - а вот гляди ж ты, лицо без морщин.
    - Сколько лет вам, уважаемая? - спросил Стрыгин.
    - Годков-то? Да много уже, милый.
    - Мы Валентине Павловне готовимся юбилей отметить - девяностолетие!
    - Что? - изумился Стрыгин. - Правда, бабуля?
    - А то! Я бы со счета сбилась, ежели б не пачпорт.
    - Да-а, - протянул Стрыгин, но уже с другой интонацией. - И все же... перстень, говорите? Это как-то по-сказочному... Почему не объяснил ей, что так и так... Богу иду служить. Ты мол, меня прости, но иначе не могу...
    - Егор Иванович! Жития имеют свой образный язык, свою символику. А если ее надо расшифровать, то это будет художественное произведение. Вот один священник написал повесть об Алексии. И он прямо пишет, что невеста - он ее Марцеллой назвал - поняла, почему Алексей ушел. И осталась его ждать... всю жизнь! Вот я думаю, Егор Иванович, что этот мотив в «Пер Гюнте» есть. У Грига, такая чудесная мелодия... Так?
    - Так, - согласился Егор. - Грига я люблю, хороший композитор.
    - Ну вот. А здесь сюжет куда мощнее, чем в «Пер Гюнте». Там он уходит счастья искать, и под конец понимает, что оно, оказывается, здесь, в родном доме. Лучше любимой - забыл, как ее зовут - ага, правильно, Сольвейг - нет никого в целом мире. Это и в других произведениях есть... А вот такого подвига, как у Алексия Божьего человека - ни у кого из писателей нет! Хоть всю мировую литературу переверните, не найдете! Может, потому и полюбил русский человек Алексия, что этот святой особенный. Жертвенная любовь не ради любимой девушки, не ради родителей, как, например, у Тиля, которому «пепел Клааса стучит в сердце» - то есть пепел сожженного отца - а ради Господа!
    - Так, батюшка, так, родной, - пролепетала Валентина Павловна, растрогавшись такой речью своего настоятеля.
    - Ладно, Валентина Павловна, иди, - отец Василий благословил старушку. - Нам еще многое обсудить надо. Это художник, он будет расписывать наш храм. Ведь так, Егор Иванович?
    И он с такой надеждой и уверенностью в правоте своего дела посмотрел на Стрыгина, что тому ничего не оставалось, как согласиться. Тем более что и Валентина Павловна смотрела на него теперь совсем по-другому - с умилением и радостью.
    Домой Егор вернулся с чувством того, что ему как будто надо досказать красками то, что он не сумел высказать словами.
    Он взял чистый ватманский лист и, прикрепив его к планшету, стал набрасывать как раз сцену прощания Алексия с невестой.
    Сначала он делал это нехотя - так, для разнообразия.
    «Сольвейг»... «Пепел Клааса», - вспоминал он сказанное ему священником. Гляди-ка ты, какой образованный... «Тиля Уленшпигеля» читал... Грига знает... Во какие священники пошли... А того не понимает, что если житие писать в картинах, надо Алексия этого в Россию поместить... Не совсем, конечно. Можно Рим изобразить как на иконах, вот так, что ли...
    Он нарисовал поднимающиеся за спиной персонажей громоздящиеся дома, как на «Троице» Рублева.
    «А можно город вдалеке изобразить, в перспективе, как у Рафаэля, скажем... Марцеллу эту, невесту, поставим на крутом берегу. Внизу Волга, струг, готовый к отплытию, с поднятым парусом»...
    Дальше эскиз он уже делал быстро, торопясь набросать то, что сейчас возникло в его сознании. Алексия повернул лицом к невесте. Руки их протянуты друг к другу, но не сомкнуты. У нее на ладони перстень этот… прощальный.
    …По привычке после обеда он прилег на тахтушку и сразу заснул. И все, о чем он думал наяву, в ином, преображенном виде представилось ему во сне.
    Побитый штормом, истрепанный ветрами, корабль заходил в устье Тибра. Еще не верилось и морякам, и путешествующим, что они спасены, что смерть, орущая с каждым ударом громадных волн, позади и что море не поглотило людей. У многих недавний страх сменился пустотой в душе, оставив лишь усталость от столь долгой борьбы за жизнь.
    Но люди вышли на палубу - кто опираясь на близких и с трудом переставляя ноги, кто бодрее, - и все смотрели на пристань спасения, к которой причаливал корабль.
    Вместо Киликии, куда направлялись, путешественники оказались у порога Рима. И каждому приходилось, возвращаясь к жизни, решать, что же делать теперь, куда идти, оказавшись в Вечном городе.
    Сначала шли все вместе, переговариваясь, одобрительно кивая друг другу, но постепенно, когда добрались до улиц Рима, стали расходиться в разные стороны.
    Основная группа путешественников продолжала идти кучно, продвигаясь к торговой части Рима, где была вероятность встретить кого-то из знакомых или что-то продать, заработав деньги на ночлег и пропитание.
    Позади этой группы шел, чему-то тихо улыбаясь, тот странный пассажир, который даже во время урагана, когда корабль, казалось, уже не взберется на гребень волны и она накроет его, продолжал неустанно молиться. Он сидел, прижавшись к переборке трюма, в котором находились путешественники, и ровным, громким голосом молился, обращаясь к Господу Вседержителю. До погибающих посреди пучины морской долетали лишь отдельные слова его молитвы, но многие все же слышали их и отмечали про себя, что есть среди них пусть хоть один молитвенник. По виду он был стар, с телом, иссушенным солнцем и ветрами, а более всего, наверное, аскетической жизнью, так как не имел при себе никакой поклажи, кроме ветхой кожной сумы, надетой через плечо. И одежда на нем была ветхая, но прочная, потому что состояла из кож и грубой ткани, истертой временем. Волосы его опускались на плечи, наполовину седые, как и длинная, клином, борода, лежащая на груди. Лицо его, тонкое, смуглое, более всего примечательно было глазами, светло-голубыми, смотрящими на мир с детской открытостью и прямотой.
    И во время шторма, и сейчас, когда светило яркое солнце и шумные улицы Рима кипели жизнью, эти глаза странника все так же светились тихой уверенностью в чем-то тайном, ведомом лишь ему. И этот взгляд почему-то передавал уверенность всем, кто находился рядом с ним - и когда корабль, захлебываясь от волн, кренился и вот-вот должен был перевернуться, но все-таки не переворачивался, и теперь, когда ноги путешествующих все увереннее шли по булыжникам Рима.
    Это был Алексий, двадцать лет назад покинувший родной город и вот теперь так нежданно-негаданно вновь оказавшийся в нем.
    - Куда же ты теперь, добрый человек? - спросил Алексия коренастый, широкоплечий человек, кажется, ремесленник, еще на корабле несколько раз заговаривавший со странником и чувствовавший в нем что-то особенное, не выразимое словами. - Не хочешь ли пойти вместе со мной, к моим старым знакомым еще по Александрии?
    - Благодарю тебя за приглашение. Но у меня в Риме тоже есть знакомые, и мне кажется, что я их найду.
    - Ну так прощай. Если же не найдешь своих знакомых, приходи на Гончарную улицу и спроси мастера Никодима. Я буду рад помочь тебе. Как ты помог на корабле всем нам. Я это понял.
    Они поклонились друг другу и расстались посреди улицы. Алексий направился дальше по Торговым рядам, еще не зная, куда идет. Он шел, просто радуясь солнцу, людям, которые не обращали на него никакого внимания. Зато он с любопытством вглядывался в лица проходящих, словно ожидая, что вот-вот встретит кого-то из своих близких.
    И точно - вот он увидел старого человека, который что-то выговаривал нерадивому слуге.
    - Ну разве берут такие вялые смоквы? Посмотри, что ты купил.
    - Но ведь зато дешево, господин.
    - Дешево! Вот тебе и всучили товар, который разве что нищим годится отдать.
    Ну конечно, это он, управляющий Руфин - с всегдашней его требовательностью к слугам. Как он постарел! Лицо покрыли морщины, и спина уже не такая прямая, а вот голос все такой же - строгий, назидательный, но без раздражительности и злобы.
    Заметив, что нищий смотрит на них и прислушивается к их разговору, Руфин подозвал к себе Алексия:
    - Ты, видно, прибыл из дальних странствий. И конечно, голоден.
    - Да, мой господин, - живо отозвался Алексий. - Корабль направлялся в Киликию, а ужасный ураган пригнал нас в Рим. Благодаря Господу мы не погибли, но теперь надо искать место, где преклонить голову.
    - Отдай ему смоквы, Власий. А что же ты собирался делать в Киликии? У тебя там родственники, друзья?
    - Нет, господин. Я собирался молиться. В Александрии, где я был, стало слишком людно. В Киликии, я слышал, много спокойнее, вот туда и направлялся. А попал в самое людное место на земле - видно, так угодно Господу.
    - Ты странствуешь по землям в поисках молитвенного места? Разве не все равно, где молиться? Разве искренняя, сердечная молитва зависит от места, где она возносится?
    - Ты, конечно, прав, господин. Но с годами я понял, что все же лучшее место для молитвы там, где сердце твое чувствует себя ближе к Богу.
    - А как найти это место, ты знаешь?
    - И ты знаешь, господин. В родном доме, среди близких людей - для таких, как ты. На паперти церковной и даже в пустыне - для тех, кто решил быть только с Господом и больше ни с кем.
    - Ты хорошо рассуждаешь, странник, - сказал Руфин. - Не хочешь ли последовать за нами?
    - С радостью! - отозвался Алексий, и светло-голубые глаза его просияли. - Мне также доставило большое удовольствие и честь беседовать с тобой, господин.
    Руфин пошел вперед, показав Алексию, чтобы он следовал за ним, а слуга Власий, толстый юноша девятнадцати лет от роду, больно пихнул Алексия в бок, показывая, чтобы он шел позади него.
    Когда показалась аллея пирамидальных тополей, ведущих к холму, на котором стояла вилла Евфимиана, римского патриция, Алексий невольно вздрогнул, а глаза его расширились и осветились. Он ступал по плотно утрамбованной земле, вспоминая, что где-то рядом должна быть тропа, по которой он мальчишкой бегал к озеру. Тропа шла меж колосящейся пшеницы, и он любил срывать спелые колосья и растирать их на ладони, как это делал отец, а потом жевать их.
    Так он сделал и сейчас. И ощутил неповторимый вкус - вкус детства.
    За воротами, перед входом в дом, на просторной площадке кучер запрягал лошадей, а у повозки ходил, проверяя, все ли уложено, как надо, сам Евфимиан.
    - Руфин! - позвал он, увидев управляющего. - Хорошо, что ты застал меня. Еду к Аркадию, он созывает друзей своих почтить память Епископа Маркелла, своего родственника, ты знаешь. Распорядись, чтобы жнецы в поле вышли и чтобы в доме был порядок. Кто это с тобой?
    - Странник, попавший в беду, - он рассказал о корабле, бурей прибитого к берегу Италии, о встрече с Алексием.
    - Что ж, распорядись поместить его где-нибудь в постройках для слуг.
    - Благодарю тебя, господин, - отозвался Алексий. - Мне только бы где преклонить голову. А я буду молиться и за тебя, и за мученика Епископа Маркелла, который принял смерть от язычников. И за диаконов Кириака и Сисиния, невинно убиенных. А с ними - воинов Сатурнина, Папия, Мавра и других. А также за мучениц Прискиллу, Лукиану, знатных жен. И особо за Артемию, дочь императора Диоклетиана, не отрекшуюся от Христа и принявшую мученический венец.
    Евфимиан не без удивления смотрел на нищего, почтительно склонившего голову перед ним.
    - Откуда ты знаешь этих римских мучеников? Ведь ты прибыл из Александрии, как сказал Руфину?
    - Я странник, господин. Был и в Эдессе, чтобы помолиться перед Нерукотворным Образом Спасителя нашего Иисуса Христа, и в землях египетских, и в ливанских. А с Римом у меня память особая, потому что здесь многое началось...
    Евфимиан, известный не только в Риме своей заботой о нищих и обездоленных, которым он давал кров, пищу, одежду, а часто помогал и деньгами, отделяя регулярно десятую часть всего, что наживал трудом и молитвой, этого нищего принял, как всех других. Лишь порадовался, что этот еще, видно, и усердный молитвенник.
    - Поговори с ним, Руфин, как он отдохнет. Может, он что-то слышал про нашего Алексия.
    Евфимиан уехал, а Руфин определил место Алексию в маленьком доме неподалеку от ворот, который пустовал с тех пор, как умер старик, в обязанности которого входило открывать и закрывать ворота.
    Первые дни прошли для Алексия спокойно. Он уже повидал - издалека, правда, - и свою мать Аглаиду, и невесту Марцеллу, и это было для него главной радостью. Идя сюда, он знал, что они живы, но вот что Марцелла живет у его родителей, стало для него неожиданностью. Похоже, стала им как дочь.
    Все складывалось хорошо, Алексий видел родных, и больше ему ничего было не надо. Но только стали докучать слуги, особенно тот толстый юноша Власий, который невзлюбил Алексия с первой же встречи в Торговых рядах Рима.
    Руфин вменил ему в обязанность носить пищу Алексию, и всякий раз Власий придумывал какие-нибудь каверзы, приглашая кого-нибудь из слуг посмотреть, как Алексий будет есть кашу из полбы или ячменя с тараканами и мухами, которых он в нее добавлял.
    Алексий сразу же отставлял горячую пищу, потому что давно уже обходился без нее, питаясь хлебом и водой.
    Власий, приглашавший слуг позабавиться над Алексием, оставался недоволен:
    - Что же ты, брезгуешь нашей пищей? Наше угощенье для тебя слишком грубое?
    - Нет, Власий. Просто я не ем того, что ешь ты. Право, обхожусь без мух и тараканов.
    - Каких мух? Каких тараканов?
    - Которыми ты заправил эту кашу.
    - Да как ты смеешь лгать? Видали? - обращался он к слугам, с любопытством наблюдавшим представление, которое устраивал Власий. - Ну-ка ешь! - и он прислонял чашку к лицу Алексия, размазывая кашу по лицу и бороде нищего. - И пить наше вино не будешь?
    Алексий отрицательно качал головой, вытираясь.
    - Придется вылить это прекрасное вино из мочи ему на голову, - говорил он со смехом и поливал Алексия из кувшина. - Пусть твои власы произрастают, как цветы в саду!
    Слуги смеялись и уходили. Они уже знали, что этот нищий покорно сносит насмешки и издевательства Власия или кого-то еще из молодых, любителей позабавиться. Но эти забавы скорее походили на издевательства, и те, кто постарше и поумней из слуг, одергивали молодых.
    В тот летний день Власий затащил Алексия на скотный двор. Под хохот скотников он заставил Алексия ползать по навозной жиже. Палкой погоняя Алексия, как свинью, он заставлял его пригибаться к самой земле, окунаясь в нечистоты. Натешившись, под улюлюканье и свист Алексия вытолкали из свинарника.
    - Теперь подсыхай, - победно провозгласил Власий. - Будешь пахнуть как настоящая свинья.
    Алексий ничего не ответил и пошел прочь от своих мучителей. Вышел за ворота и направился скорее безсознательно, чем осознанно, по дороге, ведущей к той тропе меж хлебов, которая приводила к озеру.
    Сняв с себя всю одежду, он окунулся в воду, отмываясь от нечистот. Потом вымыл одежду, развесил ее на ветвях кустарника и сел на траву. Жарко светило солнце, и скоро и одежда его высохла, и сам он сам находился в том состоянии, что и обычно. От его тела не исходил дурной запах, даже если он не мылся по многу дней. И волосы, длинные и не расчесанные, не сбивались в колтуны, а лежали ровно, как будто уложенные, хотя он их просто приглаживал ладонью.
    Посмотрев на птичку, севшую на ветку ветлы, он улыбнулся ей, уже забыв о Власии и скотниках.
    - Вот и ты, милая. Какую весть принесла? Конечно, хорошую? Ах, нет у меня даже крошечки для тебя, прости. Припасу в другой раз, как приду сюда. А сейчас посиди у меня на ладони, если хочешь. Ну, решай сама.
    Птичка, цвикнув, подлетела к Алексию и села на его вытянутую ладонь. Он продолжал говорить с ней:
    - Хорошо тебе? А что же! Солнышко светит, и светло в мире Божьем. Как Он славно все для нас устроил! Ты только посмотри, какая синяя, свежая и прозрачная вода в озере! Как зеленеют холмы вот там, на дальнем берегу! И воздух чист, словно это дыханье Ангелов небесных. Почему бы и душам нашим не уподобиться этой чистоте, этой благости?
    Птичка с ладони перешла на рукав хламиды Алексия, забралась ему на плечо, потом двинулась обратно. Он любовался ей и не видел, что за спиной его, на взгорке, стоит Марцелла со своей служанкой Фотидой. Они замерли, видя, как этот странный человек, поселившийся в сторожке у них, разговаривает с птицей. И птица, похоже, понимает, о чем он говорит.
    Фотида сказала госпоже, что над стариком, пришедшим к ним, опять издеваются. Марцелла решила прекратить глумление, вышла из дома, но не нашла старика-нищего. Фотида узнала, что старика видели выходящим за ворота, на дороге, ведущей к озеру.
    И они отправились искать странника.
    Марцелла не один раз ходила с Алексием на прогулки как раз вот по этой дороге, когда она осталась жить в доме Евфимиана. После ранней и внезапной смерти сначала матери, а потом безутешного отца сюда привез ее дядя Апрониан. Он знал, что Евфимиану и Аглаиде пришлась по душе юная Марцелла, дочь их друзей, покинувших этот мир. Сама Марцелла хотела идти к девам, которые поселились на Авентинском холме и устроили обитель девственниц, служащих Богу. Но Аглаида и Евфимиан уговорили ее остаться у них. А потом, видя, как возникла взаимная любовь у их сына и Марцеллы, решили поженить их. Но в первую же брачную ночь Алексий ушел из дома неизвестно куда.
    Марцелла тронула ветви ветлы, чтобы привлечь внимание Алексия. Он оглянулся на шорох листьев, и птица вспорхнула с его руки.
    - Мне сказали, что слуги опять издевались над тобой, - сказала Марцелла, почему-то волнуясь. Она уже давно обратила внимание на странника, пришедшего в их дом, пробовала заговорить с ним, но он всегда отвечал коротко, склонив голову и не глядя на нее.
    - О, не стоит на них обращать внимания. Они молоды, а жизнь их так скучна. Им хочется развлечений, вот они и шутят надо мной.
    - Какие же это шутки! Это правда, что они вываляли тебя в свинарнике?
    Алексий взглянул на Марцеллу, тихо улыбаясь. Она, конечно же, изменилась, но не утратила своей красоты, хоть и стала почтенной женщиной. Выражение лица, глаз осталось прежним - с той же девичьей чистотой, с той же искренностью чувств.
    - Видишь, как легко смыть с тела нечистоты, - он развел руки в стороны, показывая свое чистое, загорелое тело. - Гораздо труднее омыть свою душу.
    - Я знаю, что ты много молишься, - сказала Марцелла, глядя открыто и прямо на Алексия. - Отец говорил мне, да и другие тоже, что ты много странствовал. Скажи, не встречал ли ты где человека по имени Алексий из Рима?
    - Нет, госпожа. Меня уже спрашивали об этом.
    - Но, может, слышал о нем? Он сын моих приемных родителей. Мой муж.
    Служанка Фотида, женщина смекалистая и расторопная, по велению хозяйки уже несколько раз пытавшаяся выведать все о новом нищем, которому дал кров и пищу хозяин, уже знала, что тот избегает и разговоров, и общения со слугами. На вопросы хозяев отвечает почтительно, но кратко.
    - Ты откуда родом? - спросила она.
    - Я римлянин, госпожа.
    - Почему же у тебя нет ни родственников, ни знакомых? Не от рождения же ты стал странником, нищим?
    - Так было угодно Господу.
    - И все-таки, - настаивала Фотида, - кто ты?
    - Человек, который молится, госпожа.
    Фотида недовольно дернула плечом:
    - Госпожа дала тебе тунику, сандалии, плащ. Где они? Почему ты опять ходишь в своей хламиде?
    Он кротко посмотрел на Фотиду, потом на Марцеллу:
    - Слуги бывают в городе... Им надо выглядеть прилично. А я же редко выхожу из хижины. И к своей одежде привык.
    Опять возникла пауза, и даже бойкая Фотида не знала, как продолжить разговор.
    Марцелла поняла, что надо уходить.
    - Фотида будет следить, чтобы не обижали тебя. Говори ей о своих нуждах. И молись за нас.
    Женщины ушли, и тогда Алексий сел на камень, почувствовав внезапную слабость во всем теле. Чтобы стало легче, он вытянул ноги, опустив ступни в воду. Прозрачная вода, нагретая солнцем, чуть холодила. На мелководье заплывали рыбы, приближаясь к ступням Алексия. Некоторые из них тыкались головами в его пальцы и резко отскакивали, потом приближались снова. Он смотрел на них и хотел пошевелить пальцами, но это у него не получилось. Тогда он понял, что дела его плохи и надо бы встать, чтобы освежить водой лицо, тогда станет, может быть, легче.
    «Это я слишком взволновался, говоря с ней. Как же ты чиста, невеста, жена моя. Я сказал, что труднее омыть душу, чем тело. Тебе не надо омывать душу - она чиста, вот как эта вода под солнцем, у тихого берега, где желтый песок и гладкие камни».
    Все-таки он встал, нашел крепкую ветвь дерева, сломанную ветром, и, опираясь на нее, медленно пошел к своему приюту.
    Когда он добрался до него, то, заметив Руфина, попросил у него бумаги и чернил. Управляющий, не спрашивая ни о чем, выполнил эту просьбу.
    И тогда Алексий, набравшись последних сил, начертал: «Вот и пришел мой последний час. Предстану перед лицом Твоим, Господи. Молю смиренно простить все прегрешения мои, о которых Ты, Всевидящий, знаешь. Тебе одному я отдал свою жизнь, свое сердце. Поэтому и ушел из родного дома, не простившись с вами, мои дорогие, любимые отец и мать. Лишь ты догадалась о моих намерениях, дорогая Марцелла, хотя я прямо не сказал и тебе той ночью, что ухожу. Я знал, что утром отойдет корабль в Александрию, и на нем отправился в путь не в далекие страны, а ко Господу.
    Я решил посетить святые места и молиться там - у Гроба Господня, в Гефсимании и Галилее, а потом и во всех тех святых местах, где проходил Иисус Христос. Потом я был в пустынях Фивейских, Нитрийских и Халкидонских, встречал святых старцев, которые научили меня непрерывной молитве и смирению перед испытаниями, которые должны закалять душу, отданную Господу. В далекой Эдессе, где хранится плат с ликом Спасителя нашего, посланный во исцеление царю Авгарю, много лет провел я на паперти храма в молитвенных трудах. Но и оттуда пришлось уйти, когда люди узнали, кто я, и стали от меня искать спасения. Я направлялся в Киликию, а оказался у вас, дорогие мои. Так рассудил Господь и Пресвятая Матерь Его, которая однажды явилась мне, многогрешному.
    И теперь, прощаясь до встречи в Вышних, об одном прошу - не плачьте обо мне, потому что я ухожу туда, где нет смерти, где Господь рассудит всех и примет праведных. Упование мое, что и мы, грешные, будем в их числе. Упование мое, что я дождусь и встречусь с вами, дорогие мои родители, любимая моя невеста и жена».
    Так он писал, и силы его иссякли, когда он высказал все, что хотел сказать.
    И когда закончил, лег на свое ложе, сложив крестообразно руки на груди и зажав в правой руке свиток. Жилище его осветилось ярким неземным светом. Но никто этого не видел, потому что ночь была звездной, светлой, как это всегда бывает в Риме и его окрестностях в третий месяц года май, названный по имени италийского «бога» Майя, в последний день празднеств вакханалий - в честь «бога» пьяного разгула Вакха.
     
  2. Meri

    Meri New Member

    Храм Вознесения Христова.

    0_2b9f_b2f684a7_XL_1_.jpg cznimage_1_.jpg
     

    Вложения:

    • cznimage_1_.jpg
      cznimage_1_.jpg
      Размер файла:
      28,9 КБ
      Просмотров:
      3
  3. Olesya

    Olesya Авторы

    DIMA, ты случайно не был в церкви которая находится на территории парка Победы? Интересно другое впечатление. Меня, когда я проезжала мимо посетила мысль, что это общественный туалет, а не церковь. Не знаю даже почему. Ещу думала, вроде бы в таком хорошем месте, и березки вокруг стоят.
     
  4. Meri

    Meri New Member

    Была в гостях у родителей. Мы ездили в с. Красные ключи, где находится церковь Михаила Архангела. Деревянная церковь c колокольней. Построена вместо старой церкви, построенной в 1770 году и пришедшей в ветхость. В советское время церковь была закрыта только на пять лет. В конце 30-х годов он вновь был открыт по просьбе верующих села, отправлявших своих "ходоков" в Москву. С 2000 года под ее сводами покоятся мощи праведника, святого старца Чагринского.

    По дороге туда нас все время сопровождали березовые рощи, зеленые луга, много солнца и голубое небо. Очень красиво! Само село небольшое, людей мало, но много приезжих. В церкви прохлада и чистый воздух. Когда смотрела наверх, было ощущение, что тело поднимается и высота потолка просто огромная, бесконечная. В церкви много живых цветов. Есть купальня со святым источником. Я с удовольствием искупалась. Потом мы гуляли в лесу. В лесу сделаны беседки, в которых можно обедать.
     
  5. Meri

    Meri New Member

    Церковь Михаила Архангела в Красных ключах.


    07277_20070723_204839_1_.jpg

    07277_20070723_204959_1_.jpg

    arhan_cerkov_2_1_.jpg

    arhan_cerkov_5_1_.jpg
     
  6. MaryDara

    MaryDara Кошка-уголовница

    Без комментариев, просто услышьте.
     

    Вложения:

    • 13.________.mp3
      Размер файла:
      3,7 МБ
      Просмотров:
      9
  7. http://www.vesti.ru/videos?vid=250162&...ort=0&cid=7

    Слово Патриарха у гроба убитого священника.
    В Москве сегодня прощаются со священником Даниилом Сысоевым. Его застрелили в минувший четверг в храме на юге Москвы. В храм Петра и Павла в Ясеневе, где прошло отпевание, прибыл патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
     

    Вложения:

    • ______.jpg
      ______.jpg
      Размер файла:
      3 КБ
      Просмотров:
      0
  8. Ясень

    Ясень New Member

    Долгое время колебалась и не верила, как можно совместить в себе - веру в Бога и психоанализ. Удалось. Даже нахожу параллели, вернее пересечения, где говорится по сути об одном и том же. Простить, любить. и работа то по сути с одними и теми же человеческими чертами : завистью, гордыней, жадностью, ненавистью и так далее...
     
  9. Как приучить себя к посту

    Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
     

    Вложения:

    • ____2.jpg
      ____2.jpg
      Размер файла:
      117,3 КБ
      Просмотров:
      0
  10. Wanderer

    Wanderer Авторы

    Мне кажется, пост является не столько воздержанием, сколько ограничением - постящимся же не запрещается есть овощи и фрукты (определённую пищу) сколько угодно?.. Думаю, только осознав истинное предназначение поста, человек поймёт, нужно ему это или нет. Потому что, если поймёт, то придётся выбирать, оставаться "хищником" или становиться травоядным (вегитарианцем). Мне так кажется... Иначе, для меня пост выглядит примерно так - в сравнении если: приходит наёмник в церковь, ему отпускают его грехи тяжкие и он со спокойной совестью идёт дальше убивать. А потом можно снова в церковь.
     
  11. Из Википедии:
    Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

    Важное, на мой взгляд - это подумать о душе.
     
  12. ЕДА В ПОСТ.
    Забавно находить еду, которая всегда была, но, как говорится, "мимо рта".
    Вкусны сырая морковь и капуста. Именно погрызть. Как когда-то в детстве
    мама угощала.
    Со вкусом детства. И запахом детства. :)
     

    Вложения:

    • _______.jpg
      _______.jpg
      Размер файла:
      17,8 КБ
      Просмотров:
      1
  13. http://lifenews.ru/news/5284


    Отец Иоанн рассказал всю правду о письме, написанном им патриарху Кириллу.

    Иван Охлобыстин, неделю назад направивший письмо патриарху Кириллу с прошением снять с себя сан священника, рассказал Life News всю правду об этом документе. Критика, обрушившаяся на Ивана после премьеры фильма Павла Лунгина «Царь», в котором он исполнил противоречивую роль шута Ивана Грозного, заставила отца Иоанна обратиться с вопросом к высшей церковной власти – стоит или нет продолжать служение.

    Отец Иоанн в храме, а в светском мире – известный актер и режиссер Иван Охлобыстин говорит сейчас, что вовсе не ждал такой огласки своей проблемы. Life News попытался разобраться в ситуации и попросил Ивана ответить на несколько вопросов.

    - Ваше прошение о лишении сана, направленное патриарху Кириллу, стало горячей темой для всех СМИ. Расскажите, пожалуйста, что это было за письмо?

    - Я действительно направлял письмо, но решения об отказе от сана не принимал. Это деликатное уточнение относительно сложившейся ситуации. Мне нравится в церкви, меня там ждут люди… Как же я уйду от них?

    - Что же все-таки подвигло вас написать это письмо?

    - Я выслушал много критики по поводу своей роли в «Царе» от людей, которых я на самом деле уважаю. Ведь не бывает дыма без огня, значит, надо сделать какие-то уточнения по поводу своей позиции. И в этом письме я задавал вопрос – как мне реагировать на эту критику, насколько я соответствую своему сану? Ведь я довольно чудноватая фигура для церковного мира…

    - Вы уже получили ответ на свое письмо?

    - Я не жду ответа на него. Для меня неважно, поступит он или нет. Для меня важно, что вопрос по этому поводу был заявлен. Мне достаточно трудно объяснить суть проблемы, ведь она носит не богословский, а скорее, уставной характер. Я не хотел выносить обсуждение на весь мир. Изначально мне было интересно мнение моих друзей, и я совсем недавно узнал, что эта тема, оказывается, подвергнута широкой огласке.
     

    Вложения:

    • __________.jpg
      __________.jpg
      Размер файла:
      55,6 КБ
      Просмотров:
      6
    • ___________3.jpg
      ___________3.jpg
      Размер файла:
      13,1 КБ
      Просмотров:
      5
  14. 5 декабря 2009г.
    http://www.st-tatiana.ru/

    Сегодня на фасаде церкви Святой мученицы Татианы при Московском государственном университете торжественно открыта памятная доска с именем Патриарха Алексия II.
    Церемония в символичный день: 5 лет назад 15-й Предстоятель освятил этот храм. В начале 90-х он был возвращен церкви. Мемориальную доску открыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Со вступительным словом выступил ректор университета Виктор Садовничий.
    Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова: «Ровно пять лет назад в этот день 27 марта святейший Алексий II совершил второе освещение храма. И благодаря его заботам, его покровительству и попечительству храм Святой мученицы Татьяны стал таким, каким он есть сегодня».
    Мемориальная доска в память об Алексии II в центре Москвы появилась по инициативе руководства МГУ. По словам ректора Виктора Садовничего, сегодняшняя церемония вновь подчеркивает необходимость единения принципов образования с духовными ценностями — это еще и знак благодарности Патриарху за его поддержку учащейся молодежи, передает НТВ.



    13:25 05/12/2009
    МОСКВА, 5 дек - РИА Новости.

    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду по скончавшемуся год назад патриарху Алексию Второму у его гробницы в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, отметив, что 15-й предстоятель Русской православной церкви, сохраняя апостольскую преемственность прошлых веков, находил "правильные ответы на вопрошание времени".
    "Святейший патриарх Алексий, будучи вовлеченным во все политические и общественные перемены, хранил преемство от своих предшественников... сумел, сохраняя это преемство, сделать все для того, чтобы Церковь могла отвечать на вопрошание того времени. В этом смысле Святейший являл для всех нас пример", - сказал патриарх Кирилл.
    По его словам, миссия Церкви и ее предстоятеля до скончания века заключает, в том числе, в том, чтобы "находить правильные ответы на вопрошание времени".
    Нынешний глава РПЦ отметил, что годы, в которые Алексию Второму выпало руководить церковной жизнью, были сложной эпохой коренного исторического перелома.
    "Церковь как органическая часть народа была вовлечена в эту перемену. Именно во время исторических бурных перемен особо требуется блюсти преемственность", - считает он.
    По его словам, в Церкви существует "апостольское преемство" (вера передается из поколения в поколение от апостолов), но это преемство не означает копирования.
    "Как нет одинаковых людей, нет одинаковых эпох - каждая имеет свое собственное лицо, свои проблемы. И Церковь, сохраняя преемственность в главном, призвана находить ответы на вопрошание того времени... способы передачи веры... Церковь призвана откликаться на обстоятельства времени, не растворяясь в этом времени", - сказал патриарх Кирилл.
    Помолиться об Алексии Втором в годовщину его смерти в Богоявленский собор пришли около 3 тысяч человек, многие - с цветами. Некоторые принесли с собой в храм поминальные блины и сладости и раздавали их всем желающим. После заупокойного богослужения люди выстроились в очередь, чтобы поклониться гробнице 15-го предстоятеля Русской церкви.
    Патриарх Алексий Второй (в миру Алексей Михайлович Ридигер) - 15-й предстоятель РПЦ с введения в 1589 году патриаршества на Руси - родился 23 февраля 1929 года в Таллине в глубоко верующей семье. В 1961 году в Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг. В том же году 32-летний Алексий стал епископом Таллинским и Эстонским, а три года спустя архиепископом, управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода. В 1968 году, в возрасте 39 лет, архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита, через восемь лет назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским.
    На патриарший престол митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий был избран 7 июня 1990 года решением Поместного Собора РПЦ, который состоялся в Троице-Сергиевой лавре. Церемония интронизации с вручением патриаршего куколя новоизбранному патриарху Алексию Второму состоялась 10 июня в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
    С именем Алексия Второго связывают духовное возрождение России. За 18 лет его патриаршества церковь получила возможность осуществлять религиозно-образовательную и благотворительную деятельность, служение в больницах, домах престарелых, в армии и тюрьмах. Образовано большое число новых епархий, восстановлены и построены тысячи храмов и монастырей, открыто более сотни духовных учебных заведений. Обретены мощи преподобных Серафима Саровского, Максима Грека, Саввы Сторожевского, блаженной Матроны. Из-за рубежа возвращены многие святыни. Алексий Второй рукоположил (возвел в сан) десятки архиереев и сотни священников.
    В 1993 году в период общественно-политического кризиса, чреватого гражданской войной, патриарх инициировал переговоры конфликтующих сторон и был на них посредником. Он выступал с миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, событиями в Молдавии и на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, недавними военными действиями на территории Южной Осетии.
    Алексий Второй скончался 5 декабря 2008 года в своей загородной резиденции в Переделкино на 80-м году жизни и на 19-м году первосвятительского служения. Его похоронили 9 декабря в правом, Благовещенском приделе Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора Москвы. Такова была воля почившего предстоятеля.
    В ночь с 3 на 4 декабря 2009 года временное деревянное надгробие на могиле Алексия Второго в Благовещенском приделе было заменено на каменное. Крест и надгробие сделаны из белого мрамора, ступени - из черного гранита. На кресте - металлическое изображение Распятого Спасителя, на надгробии - надпись из металлических букв: "Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. 23.02.1929 - 5.12.2008".
     
  15. Патриарх Кирилл просит россиянок не забывать о призвании жены и матери

    04.12.2009 г.

    Женщина должна быть далека и от униженности в обществе, и от подражания мужской агрессии, стремления к профессиональным достижениям в ущерб семейному призванию. Так считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавивший 3 ноября I Всероссийский форум православных женщин «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении Отечества», сообщает РИА «Новости».
    Призвание жены и матери, убежден патриарх, ни при каких обстоятельствах не должно быть деформировано, потому что это «реальный физический и духовный фундамент человеческого общежития и вообще существования».
    Вместе с тем, патриарх осудил «гиперпатриархальный подход».
    «Образы женщин Святой Руси - образы женщин мудрых и сильных», - напомнил патриарх. Он привел в пример святую княгиню Ольгу, святую преподобную Евфросинию Полоцкую, святых царственных страстотерпцев.
    «Женщины-христианки должны осознавать себя полноправными членами гражданского общества, ответственными за судьбу страны. Необходимо их активное участие во всех сферах общественной жизни, позволяющее сделать так, чтобы голос верующих был услышан», - сказал патриарх Кирилл.
    «Сегодня решение проблем демографии, укрепления института семьи, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма объединяет усилия государства, церкви и самих граждан. И здесь важную роль призваны сыграть православные женские организации», - считает председатель Попечительского совета целевой комплексной программы духовно-нравственной культуры подрастающего поколения России Светлана Медведева. По ее словам, православные женские организации обладают на сегодня богатым опытом социальной работы и своим подвижничеством вдохновляют людей и утверждают традиционные для России духовно-нравственные ценности - милосердие, ответственное отношение к ближним, любовь к родной истории и культуре.
    Светлана Медведева считает встречу православных женщин России «значимой и своевременной инициативой».
    «Уверена, что в рамках форума вы обсудите все аспекты этой многогранной темы, обменяетесь позитивным опытом, откроете новые возможности для самореализации женщины в современном обществе», - добавила она.
    В зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя собралось около тысячи делегатов из почти 40 регионов России.
    4 ноября участники форума продолжат работу по секциям в Паломническом центре Московского патриархата.
    Среди тем, запланированных к обсуждению: «Воспитание в семье и школе», «Роль женщины в Церкви и социальном служении», «Преодоление социальных пороков», «Перспективы консолидации православного женского движения».
     
  16. Wanderer

    Wanderer Авторы

    Мир меняется и если гибко не реагировать на эти изменения, женщины станут "никем". Так я считаю...
    Кого просить не забывать, что женщина тоже человек и является "полноправным членом гражданского общества", что вырастить ребёнка - хотя бы одного - в наше время сложнее, чем получить образование и строить карьеру? Риторический вопрос, конечно... В общем, надо "зрить в корни", а не читать лекции о нравственности и морали.
    И как же это не соответствует нашей психологии...
     
  17. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
    В рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь»
    САМАРА

    Выставочный центр «ЭКСПО-ВОЛГА»
    (ул.Мичурина, 23 А).

    17-21 ДЕКАБРЯ 2009 года.

    Межрегиональная выставка "Православная Русь"


    Православная выставка "Православная Русь" в г. Самара является частью церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь", задача которой - объединить усилия Русской Православной Церкви, светской власти, общественности по сохранению и развитию традиционных духовных ценностей отечественной культуры, искусства и нравственности.

    Мероприятия выставки-форума организуются на федеральном, региональном и международном уровнях. В России выставки «Православная Русь» проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Перми, Красноярске, Великом Новгороде, Самаре. В 2009 году все выставки проектапосвящены Году молодежи.

    Первая межрегиональная выставка "Православная Русь" в г. Самара проходит по благословению Высокопреосвященнейшего СЕРГИЯ, архиепископа Самарского и Сызранского. Организаторы выставки: ВЦ «Экспо-Волга», Самарская епархия. Соорганизатор выставки: выставочное объединение «РЕСТЭК». Поддержка выставки: Правительство Самарской области, Администрация г. о. Самара.

    Выставка "Православная Русь" призвана помочь храмам и монастырям обрести помощников и благотворителей, специалистам найти партнеров, общественным и церковным организациям вовлечь все больше людей в социальные, просветительские и благотворительные программы. География участников охватывает Россию от Калининграда на западе до Хабаровска на востоке, от Архангельска на севере до Осетии на юге. На самарский православный форум приедут более 200 светских и церковных организаций из городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

    Тематические разделы:

    * Служение Русской Православной Церкви
    * Восстановление и реставрация храмов и монастырей
    * Храмовое убранство
    * Иконопись
    * Духовное образование и просвещение
    * Церковная полиграфия и издательское дело
    * Паломничество
    * Колокольное литье
    * Православные традиции в ювелирном искусстве
    * Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
    * Православный образ жизни

    Участники выставки: епархиальные отделы Самарской епархии, храмы и обители, учебные заведения, издательства, паломнические службы, общественные организации и фонды, художественно-производственные мастерские, реставраторы, иконописцы, народные мастера, православные товаропроизводители.
    Выставка имеет важное воспитательное, просветительское и миссионерское значение. При непосредственном участии священников Самарской епархии состоятся мероприятия, посвященные различным аспектам служения Церкви и общечеловеческим проблемам. У посетителей будет возможность непосредственного общения с духовными лицами на стенде "Задайте вопрос священнику", многих заинтересуют мероприятия духовно-просветительской программы, которая является неотъемлемой частью выставки. В рамках программы пройдут презентации организаций, "круглые столы", беседы, встречи с представителями Правительства Самарской области, Администрации городского округа Самара, общественных и благотворительных организаций, а также с издателями, режиссерами, педагогами, психологами.
    Эмоционально насыщенной обещает быть культурная программа с участием профессиональных, самодеятельных и детских коллективов. Работу выставки будут освещать ведущие православные СМИ, интернет-сайты, а также светские теле- и радиоканалы.

    По вопросам участия просим обращаться в ВЦ «ЭКСПО-ВОЛГА»
    г. Самара, тел./факс: +7 (846) 2790708, 2703405
    e-mail: oil@expo-volga.ru.
    Контактное лицо: Чемаркина Ольга Николаевна
    www.expo-volga.ru
    www.pravoslav-expo.ru
     

    Вложения:

  18. 19 декабря - праздник святителя Николая Чудотворца

    В фольклоре, как в зеркале народной души, отражается мнение народа о выдающихся личностях и событиях истории. Что-то здесь оказывается навеки запечатленным в легенды и частушки, кто-то удостаивается чести быть увековеченным в былинах и песнях. Наивысшей почестью можно считать включение того или иного человека в духовные стихи, что является свидетельством его высокого нравственного авторитета или признание его святости. Одно из самых значительных по объему мест в русской духовной поэзии отведено Божьему угоднику и чудотворцу святителю Николаю Мирликийскому, ставшему народным русским святым, несмотря на то, что он был уроженцем Малой Азии.

    Каким же предстает образ Святителя в сознании русских людей? В первую очередь, он - помощник простому люду, крестьянам, что видно из повествования о том, как он помог мужику вытащить из оврага съехавшую туда телегу, не побоявшись при этом испачкать свою одежду, или как он помог задержать мужику едва не ушедшую в лес лошадь...
    Народ давно понял, что Божия милость, по молитвам святых, не зависит от национальности последних. «Твои мощи в славном Бар-граде…Твои великие чудеса у нас на Святой Руси», - говорится в стихе «Никола-святитель». Святой Николай предстает из духовных стихов как «кормитель-поитель нищей братии», заступник казнимых, поборник Русской земли:

    Никола - имя знаменито,
    Победе тезоименито...

    Или же:

    Отчизне нашей Православной
    и мир, и тишину подай.
    Услышь нас, великий, славный,
    Святитель Божий – Николай!..

    Сегодня, когда русские воины несут службу на Кавказе и порой оказываются в плену, важно знать, что Николай Чудотворец является еще и избавителем от вражеского плена. Это зафиксировано в стихе «Чудо об Агриковом сыне Василии», повествующем о чудесном перенесении пленного юноши из сарацинского плена в отчий дом, а также в стихе «Тебе похваляю, чудный Николае», где говорится:

    Простри свои длани
    На все агаряны,
    Спаси нас от рати, войну прекрати,
    Пленных домой возврати...

    По народным верованиям практически нет таких сфер жизни, которые были бы неподвластны милостивой помощи святого Николая. Он избавляет по молитвам от скорбей и напастей, подает богатство сиротам и вдовам, покровительствует детям, устраивает браки и семейное счастье…

    Всенародная любовь к Божьему угоднику и чудотворцу отразилась также во множестве посвященных ему храмов, иконах и резных образах, в огромном количестве примет, связанных с природными и аграрными циклами.

    «До вешнего Миколы не сей гречки и не стриги овечки», «Хвали зиму после Николина дня», «На Николу иней - урожай сильный» и многие другие. Все это наглядно показывает нам, как русский народ, руководствуясь только своей искренне верующей душой, понимал и почитал великого Божьего угодника Николая Мирликийского. «Попроси Николу - он скажет Господу». Так, беря пример с наших предков, надо жить и нам, ynoвая на милость и помощь нашего небесного покровителя и заступника - святителя Николая.

    Дионисий Голубев.

    Николин день

    19 декабря один из самых любимых на Руси праздников – «зимний Никола», или день памяти святого Николая-чудотворца. Святого Николая почитают во всем мире, он даже стал прототипом Санта Клауса, но больше всего его все-таки любят в России. Нигде больше нет такого количества храмов в его честь, столько икон, многие из которых являются чудотворными. С именем Николая связано множество народных примет и поговорок. В различных затруднениях или в опасности для жизни православные люди возносят молитву Николаю-чудотворцу, и он незамедлительно приходит на помощь. Сколько раз помогал он русским людям во время Великой Отечественной войны! Он приходит на помощь терпящим бедствие на воде, покровительствует сиротам и вдовам. Рассказы о чудесных проявлениях помощи и заступничества этого святого могли бы занять не один книжный том. Он помогал даже и не христианам. Вот одна из историй.

    Она произошла в Харбине в начале 20 века и была пересказана известным певцом Александром Вертинским. В то время город был населен русскими эмигрантами, которые привезли с собой множество икон и даже на железнодорожном вокзале повесили большую икону Николая Чудотворца. Однажды ранней весной в здание вокзала вбежал мокрый с головы до ног старый китаец и распростерся на полу перед иконой, протягивая к ней руки и что-то бормоча с большим чувством. Оказалось, что он шел по слабому льду через реку и провалился в полынью. Несчастного уже затягивало течением под лед, когда он вспомнил, что русские всегда просят помощи у какого-то старика, изображение которого висит на вокзале. "Старец с вокзала, старец с вокзала, спаси меня!" - – были последние слова китайца; потом он потерял сознание. Очнулся он на другом берегу реки и первым делом бросился на вокзал благодарить святого старца за чудесное спасение.
     
  19. Рождество Христово можно праздновать четыре раза

    17:34 «Комсомольская правда»
    О точном времени появления на свет младенца Иисуса спорят до сих пор.

    Покушение на устои.

    Периодически даже церковные иерархи вносят сумбур в умы верующих. Последним в этом смысле отличился Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс . Выступая по Би-би-си (ВВС) он назвал события, связанные с появлением младенца Иисуса на свет, не более, чем легендой.

    Доктор Роуэн Уильямс — авторитет и в Великобритании, и вообще в мире. Он предводитель англиканской церкви. И совершенно не понятно, зачем ему понадобилось посягать на устои.

    Католический народ уже как-то привык отмечать Рождество 25 декабря. Мы — православные — празднуем 7 января, по старому стилю.

    На Западе устраивают милые представления с участием девы Марии, младенца Иисуса и мудрецов-волхвов, которые принесли ему дары. Делают композиции, дополняя их фигурками домашних животных, яслями. У нас — проводят торжественные богослужения. Иисус, по Библии, родился в хлеву. Как сказано в Евангелии от Луки, Мария, будучи беременной, пришла в город Вифлеем. «И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

    Архиепископ Кентерберийский же заявил,, что «доказательства существования волхвов практически отсутствуют». Не факт и то, что они приходили втроем. По его словам, единственное упоминание о мудрецах с Востока встречается в Евангелии от Матфея. Да и там описание очень туманное.

    — В Евангелии от Матфея говорится, — объяснил доктор Уильямс, — что они были звездочетами, мудрецами, священнослужителями откуда-то из-за пределов Римской Империи, вот и все. Это очень похоже на легенду.

    На самом деле архиепископ даже прихвастнул. От Матфея известно только вот что: «…пришли в Иерусалим волхвы (мудрецы) с востока». Но уже много веков это не является поводом для сомнений.

    Как пишет английская газета The Telegraph, Уильмс развеял и другие детали рождественской истории, добавив, что, возможно, в хлеву не было ослов и волов. А популярные открытки, на которых изображена Дева Мария, укачивающая младенца Иисуса в окружении пастухов и мудрецов, недостоверны.

    И под конец доктор Уильямса сказал, что, возможно, Иисус родился вовсе не в декабре. Иными словами, люди празднуют это событие не в то время.

    Так решил Дионисий Малый

    Архиепископ, наверное, проверял прочность веры своей паствы. И может быть, не догадывался, что его откровения способны разжечь давние споры. Об истинном времени рождения Иисуса. В Библии-то дата не указана — там одни намеки.

    Заветные число и год начали искать уже в первые столетия нашей эры. Античные ученые, производя сложные вычисления, получали очень разные результаты — от 8 года до нашей эры, до 6 года нашей (по новому летоисчислению). В конце концов всех устроила дата — 1 год н.э. Ее «определил» один из папских архивариусов
    Дионисий Малый в 525 году.

    Разъяснения по поводу дня — 25 декабря — дал в свое Святой Иоанн Златоуст. Мол, можно определить, что Иоанн Предтеча был зачат 23 сентября. На шестой месяц после этого произошло Благовещенье Девы Марии — о непорочном зачатии. Которое, в свою очередь, случилось 25 марта. А через девять месяцев 25 декабря родился Иисус Христос.

    Однако некоторые историки уверяют, что дело было иначе. И приводят довод, что только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании рождества Христова 25 декабря — в день зимнего солнцестояния, когда светило «поворачивает» с зимы на лето. И есть гипотеза, что праздник был введен церковью для того, чтобы вытеснить, приходящиеся на то же самое время языческие торжества по поводу рождения непобедимого бога-Солнца.

    На дворе уж 2023 год

    И все же намеки на дату рождения Христа, имеющиеся в Библии, не дают покоя современным ученым. Из священных текстов известно: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею (Лука). Собственно, ради постановки на учет Мария и пошла в Вифлеем, где и родила. Матфей подтверждает, что " …Иисус родился в Вифлееме». И добавляет: «…во дни царя Ирода…».

    Десятки специалистов проанализировали все мыслимые источники — кто-где-когда правил и переписывал. Однако, пользуясь лишь информацией об исторических личностях, сойтись на какой-нибудь одной дате не удалось. Выходил разброс с 12 года до нашей эры до 4 года нашей.

    Тогда за дело взялись астрономы. Волхвы ведь говорили, что «видели звезду Его на востоке…». «И се, звезда… шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матфей). Это — знаменитая «путеводная звезда», она же — Вифлеемская, символ которой ныне украшает рождественские елки.

    Можно предположить, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. На роль «звезды» после долгих споров научный мир отобрал комету Галлея.
    Кстати, именно в виде кометы изобразил «Вифлеемскую звезду» итальянский художник Джотто в 1301 году на своей картине, посвященной рождению младенца Иисуса.
    Специалисты и отыскали и более надежные источники — например, наблюдения древне-китайского астронома Ма Туан Лина. Из них следовало: комета Галлея впервые показалась 26 августа 12 года до нашей эры. Получается, что и рождество надо передвинуть.

    Правильный месяц — сентябрь

    Она была видна по утрам в созвездие Близнецов. И двигалась к границе созвездий Льва и Девы. На 13-й день комету можно было наблюдать вечерами. Затем она обогнула Млечный Путь и ушла к югу. Видна была, в итоге, 63 дня. Но никак не до декабря.
    Волхвы, предположительно, направлялись в Иудейское царство из соседнего — Набатеи. И двигались все время на запад. «Звезда», она же комета, шла как бы перед ними — с севера на юг. Не понятно, правда, как возникла иллюзия, что она остановилась. Но произошло это в Вифлееме Галилейском. Там волхвы и нашли, вероятно, единственную семью, в которой имелся новорожденный. Им оказался Иисус.

    Из современных расчетов следует, что в созвездие Льва комета вошла в первых числах сентября и направилась к звезде Регул — «маленький царь». Тогда-то, по мнению ученых, волхвы и заметили ее в предрассветные часы на восточной стороне неба. А поскольку Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его «колена», то появление тут новой звезды, да еще рядом с Регулом, можно было расценить как знамение о рождении нового «царя иудейского».

    Однако 7 сентября комета вышла из созвездия Льва. Стало быть, делают вывод специалисты, Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е.

    Похоже, что архиепископ верит именно в это. Однако вряд ли весь остальной мир готов к нему присоединиться. Впрочем, может быть, и наступит время, когда мы будем праздновать рождество в сентябре — по-научному. Или четыре раза — по новому и по старому стилю.


    Подробнее: http://news.mail.ru/society/3226959/
     
  20. AndySFox

    AndySFox Member

    О рождении Иисуса спорить в общем-то не о чем. Мало того что, не в тот год да и не в том месяце... Но мы о чем говорим, о физическом Иисусе, или о Символе Веры? Во втором случае все реальное не имеет никакого значения. Вере - доказательства не нужны, иначе это не Вера. Именно поэтому церковь должна быть из ребер, а не из камня. Вера она в душе. Как то так... Нет?
     

Поделиться этой страницей