Моноспектакли

Тема в разделе "ТЕАТР", создана пользователем RioRita, 3 мар 2009.

  1. RioRita

    RioRita Участник группы

    В пятницу, 22 сентября 2006 г, была на потрясающем спектакле - моноспектакле артиста Нижегородского театра драмы Валерия Никитина "Господин Ибрагим и цветы Корана".

    Чтобы передать всю необычность (для меня) этого действия, придется кратко пересказать сюжет.

    ---------------------------------------------------------------------
    Рассказ стоится от лица еврейского мальчика Моисея. У него сложная судьба. Он живет с отцом, адвокатом. Отец - мрачный человек, совсем не интересуется его жизнью. Мать, по словам отца, бросила семью и ушла к другому мужчине вместе с маленьким братом Полем, который, опять же, со слов отца, был "само совершенство", не чета Моисею. Моисей выолняет роль домашнего раба, но потихоньку ворует у отца деньги и тратит их на проституток, врет, что ему шестнадцать лет. Ради экономии Моисей таскает банки с консервами из лавки старого араба, господина Ибрагима.

    Волею судьбы, мальчик подружился с господином Ибрагимом. Тот мудрый человек, суфий (Моисей сначала думает, что это болезнь). Отвечая на вопрос мальчика "откуда он все знает", старый араб говорит, что "ТАК НАПИСАНО В МОЕМ КОРАНЕ".
    Проститутки и дружба с господином Ибрагимом стали второй, тайной жизнью мальчика.

    Однажды Моисей находит записку от отца, в которой он просит прощения и говорит, что вынужден уехать, так как потерял работу и не справляется с ролью отца. Драматический момент. Мальчик очень переживает и делает вид, что ничего не произошло, продолжает готовить еду на двоих и т.д. Он не может поверить, что его бросили оба родителя, что в целом мире его никто не любит. Чем же он так ужасен? Через несколько дней приходят какие-то люди и сообщают, что его отец бросился под поезд. Господин Ибрагим стал поддерживать мальчика. Они едут на Север, к морю. Моисей плачет от красоты Севера и от того, что не достоин созерцать эту красоту. Господин Ибрагим помогает Моисею вернуться к жизни.

    Потом появляется мать, пытается объяснить, что вышла за отца не по любви, совсем еще девочкой. Но потом встретила другого мужчину и отец настоял, чтобы она ушла из дома и оставила ребенка. Выясняется, что про брата Поля (мальчик так мечтал о встрече с ним) отец тоже все выдумал. Но Моисей не может простить мать и убегает к господину Ибрагиму в слезах и просит усыновить его. Тот соглашается. С тех пор они гордо называют друг-друга "папа" и "сын".

    Однажды господин Ибрагим говорит, что хотел бы сделать Моисею подарок - купить машину и поехать с ним к настоящему морю - морю, откуда Ибрагим вышел. Очень лиричные и проникновенные, одновременно смешные моменты, когда старик и мальчик покупают безумно-дорогую машину и вместе учатся ей управлять. Потом отправляются на юг через всю Европу. Господин Ибрагим по дороге многое рассказывает Моисею, учит его. Весь рассказ строится на мудрых словах суфия, которые здесь не воспроизвести. Например, г-н Ибрагим завязывает Моисею глаза и проист его угадать по запаху: в какую церковь они зашли.
    Или такой диалог:

    "- Господин Ибрагим, почему мне не удается завоевать симпатию женщин, а вы без труда собираете вокруг себя толпу?
    - Подожди Мо-мо! Пройдет год или два и в твоих прекрасных глазах, обращенных на женщину, появлится не только "Посмотри как я хорош!", а "ПОСМОТРИ, КАК ТЫ ПРЕКРАСНА!" Красота мужчины, Мо-мо, заключается в том, как он умеет находить красоту в женщине!"

    Они посещают храмы суфиев и мальчик пробует медитировать. Г-н Ибрагим говорит ему о прощении: о том, что у его отца была тяжелая юность, всю его семью нацисты увезли на поезде в резервацю. Может быть отец всю жизнь чувствовал вину и искал свой поезд? Он говорит о матери, что у нее не было другого выхода. И вовремя одной из медитаций в храме мальчик понимает, что значит "прощение" и прощает своих родителей.

    В конце поездки г-н Ибрагим умирает, точнее - не умирает, а "соединяется с вечностью", с тем морем, откуда он вышел. Он дает Моисею напутствие. Выясняется, что господин Ибрагим предвидел свой конец и позаботился о будущем Моисея. Тот вернулся в Париж, женился. Его дети называют мать Моисея бабушкой. Он занял место господина Ибрагима в лавке и стал называться арабом, стал мудрецом.

    Он нашел старый, запыленный коран г-на Ибрагима и в нем лежали засушенные цветы, привезенные из поездки к Северному морю...
    -------------------------------------------------------------------

    Это то, что касается содержания. Т.е. главное - духовное передождение, жизненный путь Моисея.
    И артист это ПОКАЗАЛ потрясающим образом!!!

    Еще в начале спектакля В.Никитин сказал в преамбуле, что не ставит целью показать новинки актерского мастерства и т.д., но хотел бы передать СВОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ.

    В начале на сцену вышел пожилой и очень мрачный, тяжелый актер. Но по мере действия, когда мальчик переживал свое второе рождение, у актера менялись глаза, речь, пластика! Он "светлел" вместе со своим героем и в конце на поклон зрителям вышел уже совсем другой человек! Интересный и даже, можно скзать, помолодевший лет на 10.

    Он прожил этот спектакль, ВЫВЕЛ ЕГО СВОИМ СОСТОЯНИЕМ!Была и техника и перевоплощение, но все это - инструменты, которые подчинялись главному: идее!

    Весь спектакль, собственно, строился на диалогах господина Ибрагима и Моисея. Господин Ибрагим - очень живой характер, но В.Никитин раскрывал его постепенно. Он изначально был более в образе мальчика, даже говоря за другой персонаж. Но потом, по мере, как совершалось родство душ героев, господин Ибрагим проявлялся и раскрывался. Глаза его пылали, речь обретлала все больший колорит. Изменялся и Моисей, заново обретая себя. И в конце спектакля (на сцене из декораций были два стула для каждого из персонажей) актер символически соединил оба стула. Моисей унаследовал мудрость Ибрагима.
    Из атрибутов спектакля запомнилась большая ярко-желтая машина, которая сопровождала рассказ о том, как Моисей и г-н Ибрагим путешествовали к морю. Это как-то, может быть, наивно... но вместе с тем именно по-детски радостно! Весь зал замерев дыхание следил, как актер двигал ее по сцене.

    Здорово, что все технические приемы были подчинены главному - идее. Была найдена именно ПРАВИЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ и нужное соответствие. Все ниточки сходились в одной точке и образовывали целостность.

    После спектакля у меня жутко болело сердце. Во-первых тема была очень "попадающая". Во-вторых, я, как всегда, "проявила героизм" и не плакала, когда хотелось. И очень хотелось с кем-то проговорить увиденное. После таких спектаклей нельзя бросать зрителя! Надо устраивать "творческий вечер вопросов и ответов".
     
  2. katerina

    katerina Banned

    Привет!Хочу уточнить что ты подразумеваешь под термином моноспектакль?Я правильно поняла, что это спектакль одного актера?Можно ли отнести к моноспектаклю аудиокнигу, озвученную одним актером в разных лицах?
     
  3. RioRita

    RioRita Участник группы

    Вообще - это спектакль одного актера. Аудиокнига - это как бы другое (я так думаю), это художественное чтение. Лучше в отдельную тему.
     

Поделиться этой страницей