Карл Густов Юнг Анализ сновидений (время)

Тема в разделе "КНИГИ", создана пользователем Lilja, 8 ноя 2019.

  1. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Карл Густав Юнг

    Анализ Сновидений

    Зимний семестр 3

    Лекция IX От 4 декабря 1929 г.

    Доктор Юнг: Сегодня вопросов нет, так что, я полагаю, всем все ясно и понятно. Как вы помните, мы обсуждали энергию и время, и, думаю, вы задавались вопросом, почему я рассуждал о таких глубокомысленных материях в связи с символами креста и полумесяца. Вполне понятно, если сегодня кто-нибудь спросит, почему я так глубоко погрузился в тему, до самых основ – до самых звезд, как говорят. Тому есть несколько причин. Раздумывая над материалом для следующего семинара, я обнаружил, что мысли мои обращаются к звездам и проблеме тождественности времени и энергии или либидо, и тогда спросил себя, каково оправдание для такого расширения области обсуждения. Мне стало любопытно, что на эту тему говорили дальнейшие сны пациента. Я посмотрел свои записи и нашел, что как раз следующим сном нельзя было заняться без этой подготовки. Как вы увидите, он обращался как раз к этой проблеме. Так что поверьте, говоря о времени и энергии, я не увлекся пустыми рассуждениями. Это не метафизическая проблема, она психологическая, даже астрологическая, ведь астрология была первой формой психологии, которая очень юна как наука, ведь она зародилась всего лишь в конце девятнадцатого столетия. Конечно, психологическая техника появилась примерно с началом разрушения христианства и периодом французского просвещения. Вольтера можно считать одним из первых психологов, как и Ларошфуко и Фенелона.[1] Но это была еще не наука. Она скорее состояла в интеллектуальных афоризмах. По преимуществу она была критикой. Можно сказать, что у Ницше был психологический подход к своему материалу.

    Но поскольку человеческая душа существовала всегда, во все времена был эквивалент психологии. Философия могла бы быть таким эквивалентом, но она лишь интеллектуальна или является метафизической проекцией. Религия тоже могла бы им быть, но это метафизический конкретизм. Была астрология, которая считалась уважаемой до семнадцатого столетия и использовалась докторами в университетах, наряду со сновидениями, в качестве вспомогательного средства для диагностирования заболеваний. Кроме того, использовалась хиромантия. У меня есть небольшой учебник по медицине, написанный известным вюрцбургским профессором в конце семнадцатого столетия.[2] Он посвящен астрологии, френологии, хиромантии и физиогномии и предназначался для врачей. Автор был практически последним из официальных профессоров астрологии, которая была своего рода психологией, но с качествами и особым характером проекции. Это была наша психология в древнейшей форме. Современная наука началась с астрономии. Вместо того, чтобы сказать, что человек ведом психологическими мотивами, раньше говорили, что его ведут звезды.

    В Валленштейне Шиллера есть беседа между Валленштейном и астрологом, в которой последний говорит: «В твоей груди судьбы твоей звезда».[3] Это перевод с астрологического на психологический. Но это было поздно, в начале девятнадцатого столетия. До тех пор люди полагали, что дело было не в психологической мотивации, а в движении звезд, которое вызывало личностные реакции, словно направление жизней было создано вибрациями планет. Озадачивает то, что есть действительно любопытные совпадения между астрологическими и психологическими фактами, так что можно изолировать время от особенностей индивидуума, а кроме того, можно вывести эти особенности из определенного времени. Потому мы должны заключить, что называемое нами психологическими мотивами в некотором смысле тождественно положениям звезд. Поскольку мы не можем этого продемонстрировать, следует выдвинуть особенную гипотезу. Эта гипотеза гласит, что динамика нашей психики не только тождественна положениям звезд, но и не связана с вибрациями – это неверное предположение. Лучше считать, что все дело во времени. В концепции времени сводится все. Время, или момент, понятый как особая форма энергии, согласуется с нашим психологическим состоянием. Момент уникален, так что все, зародившееся в определенный момент, обладает энергией и качествами этого отдельного момента. Это должно быть так, поскольку зародившееся сотню лет назад, обладает характером той эпохи. В этой концепции времени мы находим ту промежуточную идею, которая помогает избежать иррациональных объяснений астрологии.

    Звезды просто используются человеком, чтобы служить индикаторами времени, и наша психология мало связана со звездами как с часами, которые просто являются инструментом, отмеряющим некоторый момент – скажем, 10:45. Это то же самое, что сказать, что солнце в Водолее, Луна в Стрельце, а Близнецы восходят над горизонтом на 5°. Это точный момент. Для того, чтобы знак взошел на горизонтом на один градус, требуется четыре минуты. Можно даже найти точный миг, разделив этот градус на секунды. Такая констелляция в огромном объеме времени уникальна. В течение 26000 лет есть только одно такое положение, год, месяц, день, час и секунда. Важно то, что это конкретная ситуация, и ее указывают не звезды. Для установления времени можно использовать другие констелляции. Важно то, что настоящий момент – это то, что есть, конкретный момент и действительное состояние мира, его энергии и ее движения в этот момент. Все, зародившееся в это время, будет отмечено эти моментом, так что психологические факторы определяются подлинным положением и его свойствами.

    Возвращаясь к кресту и полумесяцу, мы нашли, что лучший способ воспринимать эти символы в использовании китайских терминов Инь и Ян, подразумевая под ними концепцию противоположностей, необходимых, чтобы объяснить энергию. Энергия может существовать, только там, где действуют противоположности. Когда повсюду одинаковая теплота, словно весь мир был сведен до плоскости, ничего не происходит. Если все контрасты стерты, если нет химической напряженности, нет больше высших уровней, нет потенциала. Энергия рассеивается, и это немцы называют «W?rmetod», или смерть в равной температуре – энтропия.[4] Есть такие представления, что конец мира будет чем-то подобным. Все может дойти до того, что энергия растратится, температура окружающих вещей будет равна, скажем, температуре солнца. Так что два противоположных начала, как Инь и Ян, это неизбежные предпосылки концепции энергии. Мир не может двигаться без конфликта. Это проливает свет на теорию комплексов. Благосклонные люди считают, что анализ был открыт, божественным образом уготовлен, чтобы избавить людей от их комплексов. Но я считаю, что без комплексов нет энергии. Они точка концентрация и сама мать энергии. Так что это ни в коем случае не может быть задачей аналитик – если анализ создан Богом, он приведет все к полной остановке.

    [5] Комплексы существуют благодаря страстям. Так что Инь и Ян – не только физические и метафизические, но и психологические начала. Они весьма не схожи с нашими представлениями из-за особенностей китайского мышления, благодаря которым китайцы воспринимают происходящее внутри и снаружи неотделимо друг от друга. Мы, с другой стороны, не можем полагать, что положение звезд или происходящее на планете Марс как-то связано с нами. Здесь не видится никакой связи. Мы не можем смешать две вещи, на этом основан наш разум. Но у китайцев есть фундаментальное убеждение, что все связано со всем, так что самые личные вещи для них одновременно мировые принципы. Они бы сказали, что Инь и Ян одновременно действуют и в нас, и на небесах, в великих движениях звезд и планет. В этом глубоко убеждены китайцы, и потому они понимают человеческую психологию как особый случай, так сказать, духовного начала. Каково великое, таково и малое, каково малое, таково и великое. Внутри и снаружи действует одна и та же сила.

    Это теоретическое объяснение И Цзин и того, как он действует в качестве оракула. Когда бросаешь стебли,[6] они действуют в полном соответствии с твоей психологией и общими условиями момента, но важно, о чем идет речь; не имеет значения, вовлечен ли индивидуум или целая группа. Китайцы рассматривают их подчиненными одной и той же энергии, движущей всем. Это как наши различия, которые действуют только в рамках сознания, а когда дело доходит до бессознательного, неважно, с кем это случается, со мной или с вами. На всех нас действует одно и то же, ведь все эти вещи – одна и та же энергия, когда дело касается бессознательных корней нашей психологии. Насколько это верно, можно судить по двум рисункам тех детей, которые я вам показывал[7] как примеры связи посредством общих корней. Они подхватили символизм, словно были тут с нами. Поскольку у меня есть множество других примеров того же рода, когда это затрагивало людей не вовлеченных, я придумал словосинхронистичность[8] как термин, описывающий эти явления, то есть, вещи, происходящие в один момент времени, выражающие одно и то же временное содержание. Так что тот факт, что принципы нашей психологии – это принципы энергетических явлений вообще, китайцам принять совсем не трудно; это трудно только для нашего разума, проводящего различия. Но ценность его в отличной чувствительности к деталям вещей, и здесь Восток решительно показывает свою неспособность, ведь там не справляются с фактами и погружаются в разнообразные фантастические идеи и суеверия. С другой стороны, у них гораздо более полное представление о месте человека в космосе и о том, как космос связан с человеком. Нам еще предстоит открыть эти и многие другие интересные и чудесные вещи.

    Надеюсь, теперь вы понимаете, почему я делал такой упор на концепцию тождественности энергии и времени. Чтобы понять специфическую работу бессознательного, необходимо погрузиться в область теоретических рассуждений, и без таких фактов нам не понять развитие этих символов в бессознательном. Не просто так во сне кресты и полумесяцы оказываются в котле, где должны, очевидно, смешаться, тому есть причина. Причина – это самое важное. Если Инь и Ян сходятся вместе, результат тому высвобождение энергии, которое может символизироваться различными формами. Это может быть эмоциональная энергия в случае сновидца, или же вспышка света откровения, вдохновения или великого видения. Интересно видеть, как бессознательное, действующее в группе, уже предвосхитило такое видение. У меня есть рисунок члена нашей группы, созданный заблаговременно, и потому он не оказался под влиянием нашего обсуждения об объединении символов. На нем изображено то, что случится, когда крест и полумесяц сойдутся. На рисунке мальчика на его зубной щетке примерно то же самое. Здесь есть крест, полумесяц, и они необычным образом соединяются, а затем происходит чудовищный выброс, высвобождение энергии в форме огромной сферы света. Таковы энергетические явления. Вот и вся теория о том, что при соединении противоположностей произойдет своего рода проявление энергии.

    [​IMG]

    Этот особый свет, порожденный крест и полумесяцем – новое просветление, некое откровение. Если истину полумесяца соединить с истиной креста, произойдет это просветление, совместная истина ислама и христианства. Если бы возможно было выделить основополагающие истины каждой религии и смешать их, из этого столкновения произошло бы невероятное просветление, равное по силе новой вере.

    И христианство, и ислам – это психологические методы лечения болезней человеческой души. Они предписывают методы существования, поведения, моральный кодекс, а также догматическое объяснения того, почему вещи таковы, как они есть – как человек согрешил, и Бог был вынужден с этим что-то сделать, посылая сыновей или пророков, чтобы исцелить зло людское. Христос по сути был Целителем. Секта, к которой он принадлежал, ессеи, была известна под названием «терапевты». Неизвестно, как нынешнее христианство может исцелять, поскольку мы не можем установить связи между христианством и неврозом. Если я говорю пациенту, что его религия должна его исцелить, он решает, что я окончательно свихнулся. Но поначалу она была эффективной. Во времена Августа древние боги умирали или были мертвы, древние религии и храмы отходили в прошлое. Была великая неразбериха, мир был невротичным, и появилась необходимость в новой терапевтической системе. Была, например, система стоиков с их теорией счастливой, праведной и целостной жизни. Появились бесчисленные культы с Востока. Я уже несколько раз говорил о письме Зосимы некой даме, в котором он советует ей отправиться в krater, чашу для смешения, чтобы найти там перерождения. Это как если бы современный человек написал другу: «Я настоятельно советую тебе отправиться в krater в Цюрих на анализ – в Jungbrunnen[9] В сущности, это та же идея.

    В начале эти методы были довольно простыми. Затем они все больше отдалялись от человеческой сферы. Чем более они неработоспособны, тем больше необходимость во всяких чудесах и усложнениях. В тот момент, когда новый свет перестает быть светом, люди делают из него догму; чем хуже он работает, тем больше необходимость в усовершенствованиях. Тогда как подлинная религия крайне проста. Это откровение, новый свет. Но трудно говорить о нем без стыда из-за ложных идей, нагроможденных вокруг него, высоких слов, ставших святыми за две тысячи лет убеждения. Уже долгое время христианская религия не работает, так что она превратилась в Церковь великого сияния и власти, чтобы увеличивать влияние за счет убеждения. Но и убеждение в длительной перспективе тоже не работает. Церковь разрушается. Протестантство было симптомом, что свет стал столь бледным, что люди чувствовали – ему недолго осталось. Они стали искать новый свет, и на время нашил его в Лютере, пока он не кинулся в политику и не был вынужден идти на компромиссы с миром. Свет снова потускнел, и в результате появилась еще одна религия обычного догматического типа.

    На рисунке изображен новый свет. Такая вспышка – предчувствие нового понимания, нового видения, единства, дающего новое выражение миру и человеку. Все видится в новом свете. Это обновление, перерождение. Но не следует полагать, что нарисованное изображение означает, что человек обрел этот свет, пережил его сознательно. Такое видение довольно безлично. Оно пока еще бессознательно. Это как если бы человек четырнадцатого столетия изобрел порох и сказал: «Если можно вытолкнуть ядро из пушки при помощи взрыва, произведенного давлением газа, значит, можно и затолкнуть его обратно, чтобы создать двигатель внутреннего сгорания». Он мог бы сделать все эти выводы, но не зашел так далеко. И Герон Александрийский[10] не мечтал, что обнаружил потенциальный паровой двигатель, когда изобрел первую простую паровую игрушку; он понятия не имел о ее потенциальной ценности. Древние римляне не осознавали, что у них под носом был принцип работы парового двигателя. Возможно, у сумасшедшего тоже было предчувствие, ведь часто они первые предчувствуют вещи, которые мы впоследствии открываем. Людям требуется огромное количество времени, чтобы осознать простейшие выводы.

    Вы видели, как развивается шаблон этих снов. В следующем обнаружится невероятное откровение. Но прежде, чем мы продолжим, я бы хотел, чтобы вы задали свои вопросы. Мне нужна полная ясность, прежде чем обращаться к следующему сну.

    Доктор Бейнс: Мне трудно понять ваше утверждение о том, что время и энергия тождественны. Кажется, время является выражением энергии, но не идентичным ему. Это вроде связи речи с мыслью.

    Доктор Юнг: Время – это сущностное единство с творческой энергией. Есть греческий афоризм: «Где творение, там время», Крон был богом света, творения и времени. Кроме того, стоическая концепция об изначальном тепле практически тождественна времени. Греческая Heimarmene, что означает астрологическое принуждение, тождественна изначальному теплу, изначальной творческой силе. И признаю, что это странно и непросто, если вы не вполне знакомы с фактами. Наш западный разум отказывается работать китайским образом. Трудно интуитивно чувствовать творческую волну времени, движущую ветра, облака, птиц, и даже уличные автомобили. Следует осознавать невероятную важность всего, что есть сейчас. Для китайца это значило вообще все, а для нас это лишь случайность – случайно мы здесь, случайно поют птицы и лают собаки. Это уникальное свойство этого момента. Все зарождающееся в этот момент, навечно несет в себе свойства этого момента.

    Меня спрашивали о том случае, когда астролог сказал мне, что 31 марта такого-то года у меня было чувство перерождения. Он сказал, что причиной тому было прохождение какой-то планеты над тем местом, которое она занимала во момент моего рождения. Это факт, к которому он пришел, следуя старому правилу, что когда такое происходит с планетой, что-то случается, более или менее – всегда более или менее.

    Миссис Бейнс: Я поняла вас так, что планеты не было в том положении в момент вашего рождения.

    Доктор Юнг: Нет, не было, на основе несходства времени и астрономического положения.

    Доктор Бейнс: Но, должно быть, упоминалось место вашего рождения – все здесь и сейчас должны быть подчеркнуты. И для того, чтобы установить ваш темперамент, он, должно быть, просто угадывал, ведь не знал места.

    Доктор Юнг: Это содержалось в моем гороскопе. Было необходимо сказать ему место, ведь применительно к гороскопу нужен точный меридиан.

    Доктор Дэди: Все так же, как было две тысячи лет назад?

    Доктор Юнг: Две тысячи лет назад это было верно. Есть очень мало верифицируемых гороскопов. Материал скуден и обрабатывается не в духе современной науки. Я говорил вам о воздушном тригоне. Тот француз попытался. Вся проблема в том, что солнце отказывалось действовать разумно. Это весьма сбивает с толку.

    Мисс Вульф: Возможно, вы смогли бы все прояснить, показав на доске.

    Доктор Юнг: Предположим, мы в году 2200 до н.э., 21 марта, и Овен только что взошел над горизонтом на 1 градус. Это весенняя точка, то есть пересечение линии эклиптики с небесным экватором. Каждый из зодиакальных знаков представляет 30 градусов. Медленно, через прецессию равноденствий весенняя точка сместилась через знак Овна к знаку Рыб, пока в 150 г. до н.э. Гиппарх[11] не обнаружил, что Овен исчез, а солнце взошло в новом знаке.

    [​IMG]
     
  2. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    В те времена происходили невероятные вещи. Когда менялись звезды, менялись боги. Овен сменился Рыбой, он умер как овен и родился как рыба. У богов были бычьи рога, когда солнце было в Тельце, а во время периода Овна у них были бараньи рога. Затем символом стала рыба. С этим символизмом связано христианское крещение в воде. Папа до сих пор носит кольцо рыбака – камень, представляющий чудесную ловлю рыб, символизирующую собрание всех христиан в лоне Церкви. Так что начала чувствоваться новая психология. Это была заря христианства, и мы можем проследить ее по астрологической картине. На зодиакальном знаке рыбы изображены необычным образом. Они лежат практически хвост к хвосту, соединенные спайкой. Это двойное расположение, как предполагается, указывало на Христа и Антихриста. Эту необычную легенду можно проследить до первого века – идею, что у Христа был брат, Антихрист. Когда весенняя точка прошла всю длину первой рыбы, мы оказались в 900 г. н.э. – практически пик христианского влияния. Затем оно пошло на убыль, и весенняя точка оказалась в середине спайки, что было около 1500 г.[12]

    Мистер Бэкон: Интересный факт – Папа и Далай Лама достигли пика своей власти в пятидесяти годах друг от друга, и потеряли ее примерно в пятидесяти годах друг от друга.

    Доктор Юнг: Да, это очень интересно, и есть другие подобные параллелизмы. Итак, около 1500 г. мы находим Лютера, и католическая церковь была права, говоря, что он был Антихристом. Достигая хвоста второй рыбы, мы оказываемся в 1750 г., период французского Просвещения, когда христианство было впервые свергнуто и заменено Богиней Разума. Весенняя точка покидает рыб перед тем, как достигнута голова второй рыбы. В данный момент мы направляемся к полному разрушению этого принципа. Около 1940 г. мы достигнем меридиана первой звезды Водолея. Это будет поворотная точка – между 1940 и 1950 гг.[13] Так что к этому времени стоит ожидать нового развития. Все впереди, я не буду делать предсказаний.

    Теперь мы можем вернуться к прошлому и проверить некоторые из этих астрологических странностей. В то время, когда Солнце было в Овне. между 400 и 500 гг. до н.э. были особенно яркие звезды, и это время совпадает с развитием философии в Греции и Китае.

    Около 2000 г. до н.э. Хаммурапи[14] провозгласил себя великим законодателем. Он объявил себя Овном. Это было время, когда Солнце только входило в Овна. Вероятно, здесь мы имеем дело с бессознательными законами творческой энергии, того, как развиваются вещи, законами, которые мы лишь смутно угадываем. Все по-прежнему неясно, но вещи начинают принимать форму.

    Каждый весенний знак, само собой, уравновешен осенним знаком. Для Тельца, когда был создан Зодиак, это был Скорпион, предрекающий самоубийство солнца. Герой Гильгамеш проходит через осенние врата, охраняемые Скорпионами-гигантами, направляясь к землям Запада. В римские времена Скорпион перестал быть осенним знаком, им стали Весы. Когда солнце вошло в Рыбы, осенним знаком стала Дева, астрология связала этот факт с почитанием Девы Марии. Водолею противоположен Лев, так что это будет обожествлением атрибутов льва – поклонение солнцу или солнцеподобным личностям. Надеюсь, к следующему семинару у вас все прояснится в уме, потому что иначе вам не понять следующий сон.


    [1] Франсуа де Ларошфуко (1613-80), работа которого Reflexions et maximes morales была впервые опубликована в 1665 г. Франсуа де Салиньяк де ла Мот Фенелон (1651-1715), священник и теолог, писал мистические и квиетистские работы.

    [2] Rodolphus Goclenius, Uranoscopiae, chiroscopiae, metoposcopiae et ophthalmoscopiae contemplatio (Frankfurt, 1608), цитируется Юнгом в предисловии к Julius Spier, The Hands of Children (London, 1944; 2nd edn., 1955); в CW 18, par. 1818.

    [3] Фридрих фон Шиллер (1759-1805), Валленштейн (1798-99), разделенная на три отдельных драмы. Приведенная цитата из второй драмы, Пикколомини, II, 6. Цитируется в CW 5, par. 102, n. 52 (как и в изд. 1912 г.) [Здесь в переводе Н.А. Славятинского – прим. перев.]

    [4] Энтропия – это последовательная утрата энергетического потенциала во вселенной, ведущая к конечному состоянию инертного единообразия.

    [5] Опущено несколько строк, в которых повторяется еврейская легенда о Злом Духе Страстей, которую Юнг рассказывал в лекции от 12 декабря 1928 г., прим. 7.

    [6] О двух методах гадания по И Цзин, делении стеблей тысячелистника и бросании трех монет, см. Wilhelm/Baynes edn. (1967), pp. 721-724.

    [7] Один из рисунков воспроизведен выше, лекция от 27 ноября 1929 г.

    [8] См. предыдущую лекцию, прим. 6.

    [9] = «фонтан юности», каламбур с именем Юнга.

    [10] Греческий математик и изобретатель (годы жизни неизвестны, между II в. до н.э. и III в. н.э.).

    [11] Греческий астроном, первооткрыватель (130 г. до н.э.) прецессии равноденствий.

    [12] Обсуждение созвездия Рыб в связи с некоторыми событиями и легендой о Христе-Антихристе см. в Aion(1951), CW 9 ii, pars. 147-149.

    [13] В Aion, par. 149, n. 84 Юнг откорректировал эти даты, высчитав, что начало эры Водолея выпадает между 2000 и 2200 гг.

    [14] Царь Вавилона.

    Перевод - Иван Ерзин (Sedric)
    https://castalia.ru/perewody/karl-g...mestr-3-lektsiya-ix-ot-4-dekabrya-1929-g.html
     

Поделиться этой страницей