Живое общение

Тема в разделе "«АВЕСТА» и УФОЛОГИЯ", создана пользователем IGOR, 22 янв 2006.

  1. IGOR

    IGOR Active Member

    В Самаре завершились 7е «Лемовские чтения». Я (И.Л. Павлович) выступил там с докладом (его текст приводится ниже). Одним из самых интересных моментов данного мероприятия был 30.03.2024 г. «круглый стол с В.В. Головачевым». В ходе данного мероприятия я задал писателю вопрос: «Использовал ли он в своем творчестве современный городской фольклор?» На что получил весьма уклончивый ответ: «Что все пишет сам…»

    Представление об изменчивой реальности в фантастике и современном городском фольклоре.

    Долгое время в обществе господствовали представления, что окружающая нас реальность это нечто крайне устойчивое и для своего изменения требующее значительных усилий. Однако относительно недавно появились прямо противоположные воззрения. Прежде всего, они проявились через фантастическую литературу. В частности известный советский/российский писатель Василий Головачев пишет и публикует дилогию "Регулиум" (1999 год), "Пропуск в будущее" (2006 год), посвященную непрерывно изменяющейся реальности. Данная дилогия оценивается литературными критиками как разновидность "мягкой" НФ (гуманитарная научная фантастика), представляющая альтернативную историю нашего времени, где по сюжету происходит постепенное становление героя.

    Концептуально в какой-то степени эта дилогия - современное развитие идей выдвинутых еще Айзеком Азимовым в романе "Конец Вечности" (1955 год), а также в рассказе Филипа Дика "Команда корректировщиков" (1954 год), триллере «Меняющие реальность» (2011 год) и в какой-то степени фильме (трилогии) братьев Вачовски «Матрица» (1999 год).

    [Небольшой нюанс - «Конец Вечности» был практически сразу весьма благосклонно принят в СССР и долгое время считался одним из лучших произведений. При этом его цикл «Основание» (1951 г.) долгое время официально не печатался и существовал в СССР исключительно в самиздате. Хотя именно в этом цикле была впервые описана наука «психоистория», позволяющая математически рассчитывать настоящее и следовательно будущее. Наука - положенная в основу организации «Вечности» у Азимова или «Равновесников» у Головачева.]

    Вероятно, еще следует упомянуть рассказ Роберта Шекли «Три смерти Бена Бокстера» (1957 год). В нем Реальность в чем-то подобна многожильному электрическому кабелю, где несколько различных вариантов истории движутся из прошлого в будущее. При этом мировым мейстримом является то одна то другая «жила».

    У Василия Головачева базовая реальность подобна детскому калейдоскопу, чей наблюдаемый узор (это как бы настоящее) который при вращении непрерывно меняется. В Регулиме Вселенная представлена как исключительно зыбкая, изменчивая, постоянно текучая, содрогающаяся от множества изменений реальность. При этом человеческим сознанием (за исключением отдельных людей - В. Головачев называет их абсолютниками) происходящие изменения не фиксируются. Поскольку вместе с изменением мира, сознание большинства людей непрерывно получает о мире, а так же его прошлом заново сформированный пакет информации, образующей память.

    При этом у Головачева (и еще в большей степени у А. Азимова) мировая реальность подобна непрерывной (одномоментно существующей в прошлом, настоящем и будущем) нити. И на этой нити базовой реальности находится совокупная группа фазовых узлов (критических точек), разделяющих большое, но все же конечное число отрезков условного настоящего. А воздействие, кардинально меняющее реальность (у Айзека Азимова "МНВ" – минимально необходимое воздействие, вызывающее "МОР" – максимально ожидаемую реакцию требуемого изменения) возможно только в этих узлах неустойчивого равновесия (образно верхних точках «ситуационной горки»). Все остальные точки - это своеобразные "ямы", где любое воздействие автоматически порождает проявление внутренних сил возвращающих реальность в ее первичное положение. И следовательно при временном движении по нити реальности любое воздействие рано или поздно затухает.

    Интересно отметить, что представление об апериодически кардинально изменяющейся реальности, довольно широко представлены в современном городском фольклоре, (в частности получившим обозначение - "эффект Манделы", особо активно проявившемся в 2010/2017 годах). В Регулиме В. Головаче говорит об «Обризмах» - обратимых изменениях реальности (современного Флип-Флопа в Интернете – то есть/ то нет/ то снова нет – самарская байка о «мусорной штольне») и «Неизмах» - необратимых изменениях.
    Интересно отметить, что городской фольклор Самары также содержит довольно значительное число баек предположительно зафиксировавших «сбои» или локальные изменения в реальности города Самары.

    Первоначально, с подобными сообщениями автор столкнулся где-то на рубеже конца 70х – начала 80х годов ХХ столетия.

    Большая часть это случайные свидетельства людей соприкоснувшихся с чем-то необычным, в частности с иной реальностью. Например, поездки на метро, которого на тот момент еще не было спроектировано и построено в городе. Или посещение действующей в городе небольшой атомной станции – которой и сейчас просто нет.

    При этом был еще один источник информации.

    Следует напомнить, что в эпоху "позднего СССР" шло активное осмысление (или переосмысление) окружающей реальности, что выразилось в становлении таких общественных объединений, как например, КЛФ – клубы любителей фантастике (в городе Куйбышев такой клуб под руководством В.И. Степанова был создан на базе городского «Дома молодежи» и получил название «Летящее Крыло»), а также формирование других объединений - "ролевиков", диггеров, контактеров, сталкеров (и как разновидность последних ходоков [после 1995 года иногда некоторые из ходоков называли себя Sliders/"скользящими", по одноименным героям американского сериала «Скользящие» 1995-2000 годы]). О сталкерах/ходаках, вероятно, стоит сказать особо, поскольку, похоже, до настоящего времени данные группы почти не сохранились. Сталкеры это были ходящие в зоны (зачастую в то что тогда называлось или воспринималось как аномальные зоны). А ходоки – посещали то, что по образному выражению Бориса Невского (в 2006 году) получило название "мир за углом" или осуществляли походы/путешествия в некую параллельную реальность (вымышленную или просто неучтенную).

    Интересно отметить, что практически в черте исторической части города Самары, на территории примерно 0,3 на 0, 25 км, условно ограниченной улицами Полевая, Арцебушевская, Чкалова, Ленинская устойчиво проецируется довольно большое число историй о Необычном. Вероятно самая известная из них это история «Стояния Зои» (1956 г), но здесь же апериодически появляется дом-призрак и вероятно как вариация этой байки магазин призрак (особо много «сообщений» приходится на 70е годы ХХ века); настоящий «мир за углом» или зона «перевертыш» (по образному выражению В. Голавачева «плывун реальности», места где странно изменяется реальность) – территория, опустошенной пожаром старой мебельной фабрики (ныне занятая жилыми зданиями, возведенными в 2008 году по адресу - ул. Пушкина 233 и 235) + территория «заброшенной» городской бани [оф.зар.арх. памятник - баня купца Лебедева/ снесена в марте 2009 года] (байки 80х годов ХХ века) + территория, прилегающая к старому «зеркальному цеху» [где по мало известной версии и некогда и работала «окаменевшая Зоя»] (байки 90х годов ХХ века и первое десятилетие ХХI века). Сложный маршрут по окрестностям «дома Зои» и «зеркального цеха», порой открывал путь в так называемые «пустые кварталы».

    Исходя из выше приведенного описания, можно предположить, что образ странствующего по территории города дома-призрака, хорошо соотносится с образом призрачного странствующего «красного дома», красочно описанного в романе братьев Стругацких «Град обреченный». В настоящее время имеются утверждения (например, об этом же пишет профессор А. Буровский), что братья Стругацкие в своих произведениях широко использовали городскую мифологию позднего СССР 1967/1989 годов.

    В 1986 году в г.Самару тогда еще г. Куйбышев специально приезжали «охотники» за городской мифологией – писатель А.И. Мирер и литературный критик В.Л. Гопман.

    Вот как описывает «искажение» на самарском сайте «kruga.net» один из местных исследователей необычного: «Признаки границы - мир как бы плывёт, изменяется яркость и цвет окружающего - иногда по частям (почва или асфальт резко меняют оттенок), земля сдвигается под ногами (по ощущениям), меня как бы размазывает вдоль несуществующей линии (по ощущениям), исчезает всё живое вокруг, иногда видно что-то вроде тёмного прямоугольника прямо в воздухе (последнее это - врата - видел их только в одном месте Самары и то - очень давно). А если забрести далеко, то можно и вообще странные вещи увидеть – например, два Солнца на небе или чёрный свет от прожектора, странная растительность, явно не произрастающая в данной местности и т.д. Если идти по этой границе дальше, то иногда и вооружённые дяди могут встретить с требованием убираться восвояси, а иногда даже начать стрелять под ноги... Вообще, сложно всё описать сразу – по-разному проявляется…»

    Чем порождалось местные необычные истории? Имело ли воздействие их порождающую физическую природу своего проявления или воздействие шло лишь на ментальном уровне, затрагивало лишь сознание отдельных групп людей […] – вопрос и сегодня остается открытым.

    Конечно, указанные объекты, а уж тем более связанные с ними истории весьма различны. Не схожи и происходившие на них события, но объединяет их одно - крайняя скудность фиксированных сообщений о них и полнейшее отсутствие их обсуждения (даже на базе ранее опубликованных в СМИ и Интернете статей и докладов), что впрочем характерно и для других городов бывшего СССР […].

    А ведь эти территории в свое время посетило довольно иного «интересующегося народа» - вот только где их отклики и воспоминания?

    Важно отметить, что на протяжении десятилетий отдельные группы «разрабатывающие» эти территории между собой не пересекались и о соседних «зонах» вероятно просто не чего не знали. Публикаций об этих байках и соответственно исследованиях практически нет. (Исключение отдельные главки непосредственно в авторских книгах «Играющие тени» 2005 г., «Неизвестная Самара» 2008 г., «Неучтенные рассказы…» 2022 г.)
     
    kv нравится это.
  2. IGOR

    IGOR Active Member

    И еще одна безвозвратная утрата! 25 августа 2024 года исследователям и лично И.Л. Павловичу удалось-таки добраться до так называемого Сырейкинского водопада. В местных байках конца 80-х начала 90-х годов ХХ столетия это «водопады призраки», занимающие особое место в фольклоре об необычном.

    Долгое время (в частности советского периода) местная география и краеведческая литература Среднего Поволжья о них просто молчит. А вот байки довольно охотно раскручивают этот сюжет. Некоторые из них представлены в книге «Там где упала звезда». В частности: «Современные былички например, описывают на Самарской Луке некий отвесный скальный массив, с вершины которого падает небольшой водный поток. Падающая вода несколько раз ударяется о каменистые выступы, и струя разбивается, рассеивается в мельчайшую водяную пыль. Так что подножие скалы оказывается окруженным тончайшим водяным туманом. Отсюда якобы и поэтическое название данного места “Плачущая Гора”.

    Если верить рассказам, еще в 70-х годах ХХ века небольшой водопад существовал у истоков реки Уса. Падающая вода - сверкающим занавесом закрывала вход в одну из пещер Степана Разина. Наша экспедиция летом 2000 года установила, что данный объект вполне мог реально существовать. Здесь сравнительно недавно произошло обрушение склона внешней части пещеры. Вследствие чего изменился характер течения и расход воды. К настоящему времени Усинский водопад практически прекратил свое существование.

    Скорее всего, не Водопад слез, и не Водопад Сергеева не обязаны своим существованием перепадам господствующих высот. А возможно они - чисто рукотворные объекты.

    Вероятно, самый таинственный и поэтичный водопад Жигулей - Слезы Хозяйки Жигулевских гор. Если судить по рассказам - это очень большой водопад, спрятанный где-то в глубине Жигулевских гор. “Слезы Хозяйки”, падая со скалы, укрывают вход в волшебные подземные палаты.

    Образ этого объекта оказался запечатлен в предании о гибели народного героя Шелудяки.

    Вот один из вариантов этого предания: “Погиб молодец (Шелудяк) за толщей гранитных глыб (в подземных палатах) в страстной тоске по горячему солнцу. С той поры неутешна Хозяйка Гор. И по сей день стекают с утеса в Каменную Чашу ее прозрачные слезы”.

    В этом предании даже указывается место действия - Каменная Чаша. Только не стоит думать, что в данном предании фигурирует именно современное урочище, носящее имя Каменная Чаша и расположенное в одном из отрогов Ширяевского оврага. Возможно, данное название в прошлом было довольно распространено и более того неоднократно переносилось с места на место.

    Другие менее известные водопады привязываются уже к иным районам Жигулевских гор. Чаще всего проявляется район урочища Елгуши (там, где Исчезающее озеро). И вполне закономерен вопрос: “Если в данном месте может появляться и исчезать озеро, то почему бы что-то подобное не может происходить с водопадом?”

    Но информации по елгушинскому водопаду крайне мало. Говорят лишь о какой-то “ступенчатой горе”*, по склонам - ступеням которой вниз и падает вода....

    (* - знак, воспринимаемый как Ступенчатая Гора, есть на карте Адама Олеария, 1636 г.)

    Еще один загадочный водопад – водопад Сергеева укрыт в одном из ответвлений Ширяевского оврага. Согласно современным быличкам своим “происхождением” – этот объект обязан человеческой деятельности. Воду, питающую его, из земных недр “выпустили” то ли геологи, то ли ... специалисты секретных служб НКВД, реализующие какой-то свой давно позабытый проект. Начальником этих работ и был человек по фамилии Сергеев - вот почему этот водопад якобы и носит его имя.

    Необходимо напомнить, что нам неизвестен уровень достоверности рассказов о подобных объектах. И что еще более важно - их современное состояние. Как показывают проведенные исследования, мифоинформация может повествовать о довольно давних временах.

    По информации, собранной известной исследовательницей Поволжья геологом Г.Б. Обедиентовой, такие объекты, как водопады на Самарской Луке были в прошлом довольно распространены. Также на карте Самарской Луки 1780 года, где нанесены ныне исчезнувшие реки Аскула, Винновка и две безымянные реки в горах, на севере Жигулей – указаны водопады»

    В период позднего СССР краеведческая группа «Авеста» активно разрабатывала местный фольклор, пытаясь искать и фантомные водопады (или хотя бы те объекты, что могли стать источником молвы об них. Постепенно выяснилось, что на территории самарской области действительно имеется ряд объектов – водопадов овражного типа. Подобные небольшие “водопадики” иногда встречаются в Самарской области. Как показывают проведенные авторами исследования, своим существованием большая часть подобных объектов обязана не возвышенностям, а глубоким оврагам с каменистыми отвесными стенами.

    Осмотр их русел показывает, на значительное уменьшение количества протекающих через них воды. То есть они свидетельствуют об существовенном изменении гидрологического режима в этом районе.

    О водопаде в окрестностях Сырейки вначале 90-х говорили довольно много. Но вот найти его тогда мы так и не смогли. Потом о нем несколь поутихла (других тем вполне хватало). В нулевых о Сырейкинском водопаде вновь заговорил, но с уклоном как мало интересном объекте искусственного происхождения.

    25 августа 20024 года наконец то удалось добратся до места где находился водопад. Но он оказался разрушен. По местным байкам, еще осенью 2023 года сильный подземный толчок обвалил часть склона. А последующий весенний паводок и лед довершили разрушение… Вместе с тем остается вопрос, а совпадают ли этот водопад и тот более ранний фантомный водопад, что разыскивался ранее…

    (В этом отношении данная тема хорошо накладывается на тему Кекуров, см…https://www.ufo-com.net/publications/art-13763-temnye-mayiaki-srednego-povoljia.html (дата обращения 11.02.2023 г.)
     
    Гесер и kv нравится это.

Поделиться этой страницей