В Самаре завершились 7е «Лемовские чтения». Я (И.Л. Павлович) выступил там с докладом (его текст приводится ниже). Одним из самых интересных моментов данного мероприятия был 30.03.2024 г. «круглый стол с В.В. Головачевым». В ходе данного мероприятия я задал писателю вопрос: «Использовал ли он в своем творчестве современный городской фольклор?» На что получил весьма уклончивый ответ: «Что все пишет сам…» … Представление об изменчивой реальности в фантастике и современном городском фольклоре. Долгое время в обществе господствовали представления, что окружающая нас реальность это нечто крайне устойчивое и для своего изменения требующее значительных усилий. Однако относительно недавно появились прямо противоположные воззрения. Прежде всего, они проявились через фантастическую литературу. В частности известный советский/российский писатель Василий Головачев пишет и публикует дилогию "Регулиум" (1999 год), "Пропуск в будущее" (2006 год), посвященную непрерывно изменяющейся реальности. Данная дилогия оценивается литературными критиками как разновидность "мягкой" НФ (гуманитарная научная фантастика), представляющая альтернативную историю нашего времени, где по сюжету происходит постепенное становление героя. Концептуально в какой-то степени эта дилогия - современное развитие идей выдвинутых еще Айзеком Азимовым в романе "Конец Вечности" (1955 год), а также в рассказе Филипа Дика "Команда корректировщиков" (1954 год), триллере «Меняющие реальность» (2011 год) и в какой-то степени фильме (трилогии) братьев Вачовски «Матрица» (1999 год). [Небольшой нюанс - «Конец Вечности» был практически сразу весьма благосклонно принят в СССР и долгое время считался одним из лучших произведений. При этом его цикл «Основание» (1951 г.) долгое время официально не печатался и существовал в СССР исключительно в самиздате. Хотя именно в этом цикле была впервые описана наука «психоистория», позволяющая математически рассчитывать настоящее и следовательно будущее. Наука - положенная в основу организации «Вечности» у Азимова или «Равновесников» у Головачева.] Вероятно, еще следует упомянуть рассказ Роберта Шекли «Три смерти Бена Бокстера» (1957 год). В нем Реальность в чем-то подобна многожильному электрическому кабелю, где несколько различных вариантов истории движутся из прошлого в будущее. При этом мировым мейстримом является то одна то другая «жила». У Василия Головачева базовая реальность подобна детскому калейдоскопу, чей наблюдаемый узор (это как бы настоящее) который при вращении непрерывно меняется. В Регулиме Вселенная представлена как исключительно зыбкая, изменчивая, постоянно текучая, содрогающаяся от множества изменений реальность. При этом человеческим сознанием (за исключением отдельных людей - В. Головачев называет их абсолютниками) происходящие изменения не фиксируются. Поскольку вместе с изменением мира, сознание большинства людей непрерывно получает о мире, а так же его прошлом заново сформированный пакет информации, образующей память. При этом у Головачева (и еще в большей степени у А. Азимова) мировая реальность подобна непрерывной (одномоментно существующей в прошлом, настоящем и будущем) нити. И на этой нити базовой реальности находится совокупная группа фазовых узлов (критических точек), разделяющих большое, но все же конечное число отрезков условного настоящего. А воздействие, кардинально меняющее реальность (у Айзека Азимова "МНВ" – минимально необходимое воздействие, вызывающее "МОР" – максимально ожидаемую реакцию требуемого изменения) возможно только в этих узлах неустойчивого равновесия (образно верхних точках «ситуационной горки»). Все остальные точки - это своеобразные "ямы", где любое воздействие автоматически порождает проявление внутренних сил возвращающих реальность в ее первичное положение. И следовательно при временном движении по нити реальности любое воздействие рано или поздно затухает. Интересно отметить, что представление об апериодически кардинально изменяющейся реальности, довольно широко представлены в современном городском фольклоре, (в частности получившим обозначение - "эффект Манделы", особо активно проявившемся в 2010/2017 годах). В Регулиме В. Головаче говорит об «Обризмах» - обратимых изменениях реальности (современного Флип-Флопа в Интернете – то есть/ то нет/ то снова нет – самарская байка о «мусорной штольне») и «Неизмах» - необратимых изменениях. Интересно отметить, что городской фольклор Самары также содержит довольно значительное число баек предположительно зафиксировавших «сбои» или локальные изменения в реальности города Самары. Первоначально, с подобными сообщениями автор столкнулся где-то на рубеже конца 70х – начала 80х годов ХХ столетия. Большая часть это случайные свидетельства людей соприкоснувшихся с чем-то необычным, в частности с иной реальностью. Например, поездки на метро, которого на тот момент еще не было спроектировано и построено в городе. Или посещение действующей в городе небольшой атомной станции – которой и сейчас просто нет. При этом был еще один источник информации. Следует напомнить, что в эпоху "позднего СССР" шло активное осмысление (или переосмысление) окружающей реальности, что выразилось в становлении таких общественных объединений, как например, КЛФ – клубы любителей фантастике (в городе Куйбышев такой клуб под руководством В.И. Степанова был создан на базе городского «Дома молодежи» и получил название «Летящее Крыло»), а также формирование других объединений - "ролевиков", диггеров, контактеров, сталкеров (и как разновидность последних ходоков [после 1995 года иногда некоторые из ходоков называли себя Sliders/"скользящими", по одноименным героям американского сериала «Скользящие» 1995-2000 годы]). О сталкерах/ходаках, вероятно, стоит сказать особо, поскольку, похоже, до настоящего времени данные группы почти не сохранились. Сталкеры это были ходящие в зоны (зачастую в то что тогда называлось или воспринималось как аномальные зоны). А ходоки – посещали то, что по образному выражению Бориса Невского (в 2006 году) получило название "мир за углом" или осуществляли походы/путешествия в некую параллельную реальность (вымышленную или просто неучтенную). Интересно отметить, что практически в черте исторической части города Самары, на территории примерно 0,3 на 0, 25 км, условно ограниченной улицами Полевая, Арцебушевская, Чкалова, Ленинская устойчиво проецируется довольно большое число историй о Необычном. Вероятно самая известная из них это история «Стояния Зои» (1956 г), но здесь же апериодически появляется дом-призрак и вероятно как вариация этой байки магазин призрак (особо много «сообщений» приходится на 70е годы ХХ века); настоящий «мир за углом» или зона «перевертыш» (по образному выражению В. Голавачева «плывун реальности», места где странно изменяется реальность) – территория, опустошенной пожаром старой мебельной фабрики (ныне занятая жилыми зданиями, возведенными в 2008 году по адресу - ул. Пушкина 233 и 235) + территория «заброшенной» городской бани [оф.зар.арх. памятник - баня купца Лебедева/ снесена в марте 2009 года] (байки 80х годов ХХ века) + территория, прилегающая к старому «зеркальному цеху» [где по мало известной версии и некогда и работала «окаменевшая Зоя»] (байки 90х годов ХХ века и первое десятилетие ХХI века). Сложный маршрут по окрестностям «дома Зои» и «зеркального цеха», порой открывал путь в так называемые «пустые кварталы». Исходя из выше приведенного описания, можно предположить, что образ странствующего по территории города дома-призрака, хорошо соотносится с образом призрачного странствующего «красного дома», красочно описанного в романе братьев Стругацких «Град обреченный». В настоящее время имеются утверждения (например, об этом же пишет профессор А. Буровский), что братья Стругацкие в своих произведениях широко использовали городскую мифологию позднего СССР 1967/1989 годов. В 1986 году в г.Самару тогда еще г. Куйбышев специально приезжали «охотники» за городской мифологией – писатель А.И. Мирер и литературный критик В.Л. Гопман. Вот как описывает «искажение» на самарском сайте «kruga.net» один из местных исследователей необычного: «Признаки границы - мир как бы плывёт, изменяется яркость и цвет окружающего - иногда по частям (почва или асфальт резко меняют оттенок), земля сдвигается под ногами (по ощущениям), меня как бы размазывает вдоль несуществующей линии (по ощущениям), исчезает всё живое вокруг, иногда видно что-то вроде тёмного прямоугольника прямо в воздухе (последнее это - врата - видел их только в одном месте Самары и то - очень давно). А если забрести далеко, то можно и вообще странные вещи увидеть – например, два Солнца на небе или чёрный свет от прожектора, странная растительность, явно не произрастающая в данной местности и т.д. Если идти по этой границе дальше, то иногда и вооружённые дяди могут встретить с требованием убираться восвояси, а иногда даже начать стрелять под ноги... Вообще, сложно всё описать сразу – по-разному проявляется…» Чем порождалось местные необычные истории? Имело ли воздействие их порождающую физическую природу своего проявления или воздействие шло лишь на ментальном уровне, затрагивало лишь сознание отдельных групп людей […] – вопрос и сегодня остается открытым. Конечно, указанные объекты, а уж тем более связанные с ними истории весьма различны. Не схожи и происходившие на них события, но объединяет их одно - крайняя скудность фиксированных сообщений о них и полнейшее отсутствие их обсуждения (даже на базе ранее опубликованных в СМИ и Интернете статей и докладов), что впрочем характерно и для других городов бывшего СССР […]. А ведь эти территории в свое время посетило довольно иного «интересующегося народа» - вот только где их отклики и воспоминания? Важно отметить, что на протяжении десятилетий отдельные группы «разрабатывающие» эти территории между собой не пересекались и о соседних «зонах» вероятно просто не чего не знали. Публикаций об этих байках и соответственно исследованиях практически нет. (Исключение отдельные главки непосредственно в авторских книгах «Играющие тени» 2005 г., «Неизвестная Самара» 2008 г., «Неучтенные рассказы…» 2022 г.)
И еще одна безвозвратная утрата! 25 августа 2024 года исследователям и лично И.Л. Павловичу удалось-таки добраться до так называемого Сырейкинского водопада. В местных байках конца 80-х начала 90-х годов ХХ столетия это «водопады призраки», занимающие особое место в фольклоре об необычном. Долгое время (в частности советского периода) местная география и краеведческая литература Среднего Поволжья о них просто молчит. А вот байки довольно охотно раскручивают этот сюжет. Некоторые из них представлены в книге «Там где упала звезда». В частности: «Современные былички например, описывают на Самарской Луке некий отвесный скальный массив, с вершины которого падает небольшой водный поток. Падающая вода несколько раз ударяется о каменистые выступы, и струя разбивается, рассеивается в мельчайшую водяную пыль. Так что подножие скалы оказывается окруженным тончайшим водяным туманом. Отсюда якобы и поэтическое название данного места “Плачущая Гора”. Если верить рассказам, еще в 70-х годах ХХ века небольшой водопад существовал у истоков реки Уса. Падающая вода - сверкающим занавесом закрывала вход в одну из пещер Степана Разина. Наша экспедиция летом 2000 года установила, что данный объект вполне мог реально существовать. Здесь сравнительно недавно произошло обрушение склона внешней части пещеры. Вследствие чего изменился характер течения и расход воды. К настоящему времени Усинский водопад практически прекратил свое существование. Скорее всего, не Водопад слез, и не Водопад Сергеева не обязаны своим существованием перепадам господствующих высот. А возможно они - чисто рукотворные объекты. Вероятно, самый таинственный и поэтичный водопад Жигулей - Слезы Хозяйки Жигулевских гор. Если судить по рассказам - это очень большой водопад, спрятанный где-то в глубине Жигулевских гор. “Слезы Хозяйки”, падая со скалы, укрывают вход в волшебные подземные палаты. Образ этого объекта оказался запечатлен в предании о гибели народного героя Шелудяки. Вот один из вариантов этого предания: “Погиб молодец (Шелудяк) за толщей гранитных глыб (в подземных палатах) в страстной тоске по горячему солнцу. С той поры неутешна Хозяйка Гор. И по сей день стекают с утеса в Каменную Чашу ее прозрачные слезы”. В этом предании даже указывается место действия - Каменная Чаша. Только не стоит думать, что в данном предании фигурирует именно современное урочище, носящее имя Каменная Чаша и расположенное в одном из отрогов Ширяевского оврага. Возможно, данное название в прошлом было довольно распространено и более того неоднократно переносилось с места на место. Другие менее известные водопады привязываются уже к иным районам Жигулевских гор. Чаще всего проявляется район урочища Елгуши (там, где Исчезающее озеро). И вполне закономерен вопрос: “Если в данном месте может появляться и исчезать озеро, то почему бы что-то подобное не может происходить с водопадом?” Но информации по елгушинскому водопаду крайне мало. Говорят лишь о какой-то “ступенчатой горе”*, по склонам - ступеням которой вниз и падает вода.... (* - знак, воспринимаемый как Ступенчатая Гора, есть на карте Адама Олеария, 1636 г.) Еще один загадочный водопад – водопад Сергеева укрыт в одном из ответвлений Ширяевского оврага. Согласно современным быличкам своим “происхождением” – этот объект обязан человеческой деятельности. Воду, питающую его, из земных недр “выпустили” то ли геологи, то ли ... специалисты секретных служб НКВД, реализующие какой-то свой давно позабытый проект. Начальником этих работ и был человек по фамилии Сергеев - вот почему этот водопад якобы и носит его имя. Необходимо напомнить, что нам неизвестен уровень достоверности рассказов о подобных объектах. И что еще более важно - их современное состояние. Как показывают проведенные исследования, мифоинформация может повествовать о довольно давних временах. По информации, собранной известной исследовательницей Поволжья геологом Г.Б. Обедиентовой, такие объекты, как водопады на Самарской Луке были в прошлом довольно распространены. Также на карте Самарской Луки 1780 года, где нанесены ныне исчезнувшие реки Аскула, Винновка и две безымянные реки в горах, на севере Жигулей – указаны водопады» В период позднего СССР краеведческая группа «Авеста» активно разрабатывала местный фольклор, пытаясь искать и фантомные водопады (или хотя бы те объекты, что могли стать источником молвы об них. Постепенно выяснилось, что на территории самарской области действительно имеется ряд объектов – водопадов овражного типа. Подобные небольшие “водопадики” иногда встречаются в Самарской области. Как показывают проведенные авторами исследования, своим существованием большая часть подобных объектов обязана не возвышенностям, а глубоким оврагам с каменистыми отвесными стенами. Осмотр их русел показывает, на значительное уменьшение количества протекающих через них воды. То есть они свидетельствуют об существовенном изменении гидрологического режима в этом районе. О водопаде в окрестностях Сырейки вначале 90-х говорили довольно много. Но вот найти его тогда мы так и не смогли. Потом о нем несколь поутихла (других тем вполне хватало). В нулевых о Сырейкинском водопаде вновь заговорил, но с уклоном как мало интересном объекте искусственного происхождения. 25 августа 20024 года наконец то удалось добратся до места где находился водопад. Но он оказался разрушен. По местным байкам, еще осенью 2023 года сильный подземный толчок обвалил часть склона. А последующий весенний паводок и лед довершили разрушение… Вместе с тем остается вопрос, а совпадают ли этот водопад и тот более ранний фантомный водопад, что разыскивался ранее… (В этом отношении данная тема хорошо накладывается на тему Кекуров, см…https://www.ufo-com.net/publications/art-13763-temnye-mayiaki-srednego-povoljia.html (дата обращения 11.02.2023 г.)
«Существует отдельный очень интересный вопрос: "Кто поселяется в заброшенных домах, когда из них уходит человек? (Хочется добавить - особенно если изначально это очень странные дома…)"» археолог Андрей Буровский «Сибирская жуть» [Том 1. (P.S. 1 u Контроль теней (рассказы А.М. Буровского) дата обращения 21.07.2022 год Контроль теней. Археолог Андрей Буровский – о необъяснимых случаях в практике. Мистический экскурс)] В конце 80-х годов ХХ столетия группа «Авеста» активно проверяла различные местные байки тем или иным образом связанные с необычным. В ходе этих «проверок» неоднократно, например, посещался остров Коровий. (Интересующиеся могут посмотреть некоторые ранее наработанные материалы, например, в фильме P.S. 2 Искатели. фильм Мертвые земли Коровьего острова (2020 г): смотреть по ссылке: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20907/episode_id/2442050/) И так остров Коровий! Во время одной из поездок туда, с его южного берега, в юго-западном направлении, на материке через протоку было замечено ярко выраженное световое мерцание. Складывалось впечатление, что это солнечные лучи, хаотично отражаясь играют на многочисленных гранях некой большой «хрустальной коробки», кем-то и зачем-то установленной на волжском берегу. [Эти наблюдения уже были описаны автором (И.Л. Павловичем) в книге «Играющие тени» (2005 год издания) в главе «Дом голубого призрака или как рождаются современные мифы», с. 150/151 + цветная фото вкладка] Какое-то время ушло на поиск места, где находился объект, порождающий столь привлекательное световое мерцание. В ходе одной из последующих поездок в месте, где по нашим предположениям находился источник мерцания. Там находилось очень странное сооружение. Представьте себе множество фрагментов порезанных судов, барж, да и множества других каких-то конструкций, позже объединенных кем-то очень добросовестным, в некую единую конструкцию, образующую, по меньшей мере три вполне полновесных этажа. (Для этой конструкции можно было найти множество предположительных ее назначений. Например, просто прозаический сарай для хранения крупногабаритных досок или даже футуристическое кафе. Но все это только наше предположения. Там не было некого у кого можно было бы что-то узнать…) Лично меня (И.Л. Павлович) впечатлили отдельные фрагменты стен собранные из множества отдельных судовых дверок, украшенные округлыми иллюминаторами. Другой фрагмент стены состоял из множества дверок, некогда закрывавших ячейки в автоматических камерах хранения. А еще были фрагменты стены аккуратно собранные из множества панелей старых трансформаторных будок. Все это было очень аккуратно соединено сваркой и клепкой. Верхнюю часть каркаса здания, составляло множество труб. В первый свой приезд мы ясно видели, что большая часть второго и третьего этажей была остеклена. Солнечный свет отражался в его стеклах, образуя столь характерное мерцание. При этом некоторые стекла были повернуты по вертикали, а некоторые даже развернуты в горизонтальной плоскости. Все это в своей совокупности образовывала эффект маяка. Одним словом странное строение, порождающее весьма необычный эмоциональный эффект… Через какое-то время вновь посетили данное строение. По-прежнему вокруг пустота. «Хозяев» нет. «Жизни» внутри нет. Вот только – остекление куда-то полностью исчезло. Да и самые «впечатляющие» фрагменты стен образующих первый этаж куда-то тоже исчезли. Впрочем, сквозных дыр нет. Они очень и очень аккуратно были «замещены» чем-то аналогичным, но менее выразительным… Потом это строение куда-то «исчезло». Можно было предположить, что его просто снесли, «захватывая» столь привлекательный участок на побережье. Вполне понятное и типичное для современной эпохи действие… Прошло еще более четверти века – огромный промежуток времени для современной динамичной эпохи. И вот выше описанное сооружение вновь «проявилось». И при этом такое ощущение, что время там просто «стояло». (Это легко увидеть, сравнив, например, старые фотографии и новые – вновь просим KV). И опять очень необычные и крайне своеобразные ощущения. И вновь все тот же вопрос – и кто или что живет в этой странной заброшенке? Вопросы. Вопросы… Так, что почти авантюрная поездка 14.09.2024 года привела почти к открытию очередного местного Флип-Флопа, аналога «мусорной штольни».
Тема: новый краеведческий материал И.Л. Павловича Кое что о Самарских миражах. Много рисунков И. Черкашина, Д. Широкова, а также фотографий. Материал имеет связку с ранее опубликованными материалами «Бестелесные голоса» и «Кекуры» См. ссылку https://www.ufo-com.net/publications/art-14237-miraji-srednego-povoljia.html (дата обращения 09.10.2024 г.) Так же рекомендую ознакомится со следующими крайне интересными материалами на данном сайте: https://www.ufo-com.net/publication...svjazannye-sharovoj-molnii.html?clear_cache=Y https://www.ufo-com.net/publication...svjazannye-sharovoj-molnii.html?clear_cache=Y https://www.ufo-com.net/publications/art-13840-nlo-letuny.html https://boristen70.livejournal.com/16901.html https://boristen70.livejournal.com/17278.html https://www.ufo-com.net/publications/art-14209-taina-krestovyh-dojdei.html
Книги иной реальности? – или еще раз об эффекте Манделы. Относительно недавно (уже после достопамятной поездки по следам "Телепузиков", см. предыдущие материалы) некто НИК «Аналитик» обратил мое (И.Л. Павловича) внимание на то, что в Интернете вдруг появились/проявились книги как бы «Иной реальности». Конкретно здесь речь шла о двух зарубежных авторах и их книгах ранее вроде бы очень хорошо известных читателям в СССР. Это были произведения А. Азимова «Конец вечности» (1955 год) и К. Саймак «Город» (1954 год). В первом произведении как бы появилась/проявилась большая дополнительная глава. В ней речь шла об археологической экспедиции «вечных», осуществленную ими за дальнюю границу "эпохи закрытых столетий", туда, где с лица Земли почему-то исчезли люди. Цель экспедиции – выяснить, почему конкретно это произошло и как этому можно помешать. Знакомясь с этой главой, я в полной мере ощущал, вполне привычный Азимовский стиль. А главное описываемые в этой главе события, лично мне показались «подозрительно» похожим - на «приключения» группы астронавтов на забытой планете космитов Аврора (Цикл «Основание» / том «Академия и Земля», главы «Запретная планета» и «Встреча со стаей»). Только на планете Аврора действовала небольшая группа исследователей и события шли на относительно небольшой территории, а экспедиция «вечных» носила массовый и глобально планетарный характер. Вообще прочитал, я с «подачи» Манделовцев эту главу и она мне как-то не понравилась (это вероятно важно, а почему скажу позже) Потом я нашел другую «дополнительную» главу, она именовалась «Эпилог» к роману «Город» К. Саймак. Вот он мне понравился. Третий текст был вроде бы даже советским - некто Игорь Ефимов «Плюс, минус и Тимоша» (1971 год) и мне он показался также неинтересным, впрочем, возможно уже в силу возраста. (На мой взгляд, данное произведение сильно ухудшенный вариант детской книги Лии Герасимовой «В стране не выученных уроков» (1965 год), да еще украшенной чудесными рисунками безвременно ушедшего художника Чижикова.) Решил для «коллекции» в архиве сохранить первые оба текста. Попробовал и так и эдак – и не получилось. Впрочем, я не очень продвинутый компьютерщик. Так что даже не особо расстроился. Обратился к «специалистам». Но тут вероятно, случилась очередная фаза Флип-флопа (или Обризм? – Головачева). Эти тексты как внезапно появились, так и исчезли (самое любопытное, что вместе и с упоминаниями о них у все тех же Манделовцев). Привлеченные «специалисты» довольно долго возились, применяли всякие хитрые приемы. И ура, совместными усилиями «проявили» и даже «закрепили» «Эпилог» К. Саймака. (Так что тут кого «Эпилог» К. Саймака заинтересует милости просим обращайтесь - пока сохранен.) А вот дополнительной главы «Конца вечности» как мы не искали, так и не нашли. И вот, что тут лично меня настораживает – «Эпилог» мне понравился, и он как бы «закрепился» в Сети. А, глава об «экспедиции вечных» - нет и она исчезла из Интернета. Ну, прямо классический Флип-флоп. Нет – Есть – снова Нет! и т.д. Одним словом «Матрица» сбоит и все каким-то образом связано с эмоциями «наблюдателя/исследователя» Справедливости ради можно предположить более простые (без «Матрицы») варианта «появления» дополнительных глав. Первая. Сами писатели, создали данные тексты, но в силу каких-то причин, не стали их публиковать вместе с основным текстом. Они попали в «стол», а уж много позже после смерти писателей в руки современных «первооткрывателей» которые взяли и вынесли их в сеть. Второе. Сами писатели этих текстов не писали. Но позже, уже на основе их ранее опубликованных произведений, и по каким-то своим соображениям «доброходы» дописали эти главы, а затем разместили их в Интернете. Какая из выдвинутых версий вам нравится больше – дело вкуса и личного понимания текущей базовой Реальности. Я же воспринимаю появление этих «глав», как информационный аналог недавнего (лично для меня, Шкипера и многих других) на реке Самарка, развалин водозаборной станции конца девятнадцатого века (См. материалы опубликованные ранее). Уж ее то - не какие «доброжелатели», ну не как не могли быстренько соорудить в наше время. Это просто немыслимо. Так что Интересующимся рекомендую более внимательно смотреть по сторонам – можно увидеть много интересного.
У Бажова ПП в его рассказах есть что то от древних былинных сказаний и мифов. Что практически приравнивается, ссылаясь на твою теорию мифотворчества, к зашифрованной информации о происходивших ранее событиях, а равно направленных к усвоению и пониманию ищущими и интересующимися. Например я и Билли Бонс. Он интересуется ромом под свиную грудинку, а я их ему ищу... Да сбудутся мечты и интересы Билли Бонса! Художники-руинисты фантазеры? https://gr33tx.livejournal.com/18202.html + новый краеведческий материал И.Л. Павловича Кое-что о Самарских миражах. Много рисунков И. Черкашина, Д. Широкова, а также фотографий. Материал имеет связку с ранее опубликованными материалами «Бестелесные голоса» и «Кекуры» См. ссылку https://www.ufo-com.net/publications/art-14237-miraji-srednego-povoljia.html (дата обращения 09.10.2024 г.) Павлович И.Л. Бестелесные голоса/ сайт: https://www.ufo-com.net/publications/art-13689-bestelesnye-golosa.html (дата обращения 09.11.2024 г.) Павлович И.Л. Темные Маяки Среднего Поволжья/ сайт https://www.ufo-com.net/publications/art-13763-temnye-mayiaki-srednego-povoljia.html (дата обращения 09.11.2024 г). Так же рекомендую ознакомиться со следующими крайне интересными материалами на данном сайте: https://www.ufo-com.net/publication...svjazannye-sharovoj-molnii.html?clear_cache=Y https://www.ufo-com.net/publication...svjazannye-sharovoj-molnii.html?clear_cache=Y https://www.ufo-com.net/publications/art-13840-nlo-letuny.html https://boristen70.livejournal.com/16901.html https://boristen70.livejournal.com/17278.html https://www.ufo-com.net/publications/art-14209-taina-krestovyh-dojdei.html
Внимание! Возможно, интересно - 22.12.2024 г. в 1300 местного времени в «Агни» в конференц-зале запланирована творческая встреча с исследователем картографом А.М. Шепелевым – тема «Повествование о Самаре». +Как своеобразный Бонус, одно из воспоминаний о «приключениях» В.И. Степанова, бессменного руководителя куйбышевского молодежного клуба КЛФ «Летящее Крыло». При этом любопытно отметить, что у «старожилов клуба» почему-то не осталось не одной более или менее добротной фотографии этого человека. Более того, некоторые «знатоки» вообще утверждают, что такого «персонажа» в городе Куйбышев вообще не когда не существовало… Но вот, что помнится - в конце 70х начале 80х годов ХХ столетия Владимир Ильич Степанов, бессменный руководитель куйбышевского молодежного клуба «Летящее Крыло» пытался разобраться с местными байками, и неоднократно осуществляя пешие одиночные походы по территории Самарской Луки. И вот однажды, теплой июльской ночью (кажется в ходе поисков камня Аусина), ему пришлось заночевать в одном из отвершков Аскульского оврага. Тихий летний вечер, переходящий в спокойную ночь. Позже, Степанов хорошо помнил, как сидел и смотрел на играющее пламя небольшого костерка, постепенно погружаясь не то в дрему, не то в легкий транс. В последствии, рассказывая заинтересованным о случившему, Владимир Ильич сам до конца не мог осознать, а что он видел на яву, а что ему пригрезилось уже переходя границу накатывающегося сна. В какой-то момент исследователю показалось, что пламя начало приобретать синеватый оттенок (примерно схожий с цветом горящего газа в бытовых плитах). И он еще тогда лениво подумал, может болотный газ из разогревшейся почвы пошел? Но даже не пошевелился. Устал, да и костровая яма глубокая, с глинистой обортовочкой. Тревожится нечему. В какой-то момент, голубоватый язычок пламени изогнулся, после чего образовал… шар. Тот принялся, как бы набухать, расти и ширь и в какой-то момент стал размером с крупный астраханский арбуз. После чего шар выскочил, из породивших его языков пламени и завис по центру костерка, неспешно вращаясь вокруг свое оси. Степанов помнит, что страшно ему не было, впрочем, желания, что либо делать тоже. Затем Владимиру Ильичу показалось, что над пламенем кружит вовсе не шар, а словно небольшая кукольная девчушка, облаченная в просторную голубую юбочку колокольчик. Степанов очень хорошо знал и искренне любил чудесные "Уральские сказы" и потому решил, что уже спит и именно во сне видит явившуюся ему сказочную «огневушку-поскакушку». Напомним, как там было у Бажова: "На месте костерка одни угольки остались, а старатели все сидят да на эти угольки глядят… Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят — не наглядятся, а сами молчат, будто задумались… Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, — видно, ей тесно стало, — пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько. Старатели дальше отодвинутся. Она еще круг даст и опять подрастет. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, — с петлями у ней круги стали. Потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уже ростом, с Федюньку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула: — Фи-ть-ть! й-ю-ю-у… Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало. Кабы одни большие сидели, так, может, ничего бы дальше и не случилось. Каждый, видишь, подумал: «Вон до чего на огонь загляделся! В глазах зарябило… Неведомо что померещится с устатку-то!»" Дальнейшее Степанов помнил плохо (или говорил, что помнит плохо, что конечно вовсе не одно и тоже). Сидел, смотрел. Но где-то, вероятно на уровне подсознания, отмечал, как левая рука, словно действуя сама по себе, нащупала на поясе любимый туристический нож, отцепила и раскрыла его. А потом этот нож, практически по самую рукоятку, оказался воткнут в землю, где-то примерно по середине между сидящем человеком и костерком. Позже, уже в городе в клубе, анализируя данную ситуацию – было высказано предположение, что вероятно Владимир Ильич воспринял появившуюся «огневушку-поскакушку» как классического Летуна. А в Поволжье издревле было известно, что для остановки незвано проявившего Летуна нужно воткнуть в землю нож. (А еще лучше три ножа, расположив их особым образом.) Вот что Степанов, почти инстинктивно и осуществил. Очнулся, весь мокрый от обильной утреней росы Владимир Ильич уже на рассвете. Костер давно прогорел. Даже угли остыли. Каких либо явных следов явления «огневушку-поскакушку» или светящегося шара видно не было. Совсем недалеко от угасшего костра из земли торчала рукоятка ножа. Степанов почти машинально потянул за нее, вспоминая свои ночные видения, и страшно удивился. Верхняя часть любимого ножа осталась неизменной, а вот хорошо заточенное лезвие из качественной нержавеющей стали, просто осыпалось какими-то бесформенными ошметками красноватой ржавчины. Практически вся та часть лезвия, что была воткнута в землю, в течение ночи просто обратилась в прах, как будто пробыла там не одно столетие. Позже, Степанов часто приносил этот «пострадавший ножик» в клуб и показывал всем желающим смотреть. Впрочем, восторгов последний не вызывал, скорее наоборот - сильное желание поскорее убрать его куда либо с глаз долой. Это тем более странно, поскольку являлось довольно редким материальным следом проявления чего-то Необычного в нашей повседневной жизни. Сам Степанов даже собирался отнести этот «артефакт» в какую-то специализированную лабораторию, но скорее всего так и не удосужился это сделать… и соответственно передать в будущее.
Район Чурокайки-Елгуши, где самарский краевед Б.В. Кельменев помещал «гнездовье Летунов», с давних времен пользовался особой славой. Кто-то называл его «Ведьминым лесом» и размещал здесь урочище Кереметь, а кто-то считал его центром классической геологической аномалии, породившей не много не мало, а весь Жигулевско-Сокский горный массив. Стоит ли удивляться, что с этим местом было связано множество самых разнообразных, а порой весьма фантастических баек. Одна из них, была особо любима М.Н. Крозом, и представлению данного сюжета он даже собирался посвятить отдельный фильм из запланированного им цикла о «Необычном в Поволжье». Вот суть этой байки. Как-то группа молодых туристов (главным образом это были студенты) двигалась по относительно несложному маршруту - село Рождествено – урочище Чарокайка, Ширяевский овраг – Каменная чаша. Прекрасный летний день. Хорошее настроение и погода. В какой-то момент, по дороге стали попадаться какие-то довольно большие камни, и даже фрагменты небольших скальных останцев, которых тут вроде бы вовсе быть не должно. Потоме появились намеки на какие-то скалы. (Ах, эти легендарные скалы урочища Чарокайка, как часто они фигурируют в местных байках!) Деревья и кусты пошли довольно густо. Ребята подивились, а затем посовещались и решили, что должно быть несколько отклонились от намеченного маршрута. Ну не чего страшного. Продрались через очередные густые кусты, и вышли на небольшую полянку. Странное место, как будто все затянутое сильно перегретым паром, маревом. Все дрожит и плывет, а на дальнем плане вроде даже как заснеженные горы прорисовались. А над теми горами, висит что-то вроде большой Луны, весьма необычного окраса (Опять Летун?) Правда, все это им долго рассматривать не пришлось. Впереди, как зашумит и перед ошеломленными туристами, откуда не возьмись, появился огромный косматый медведь… [Вот как много позже это выразил уральский исследователь Игорь Черкашин, см. Фото 1] Впоследствии все описывали его по-разному. Кому-то показалось, что медведь встал на задние лапы, а кому-то, что зверь припал брюхом к земле и при этом еще словно горит… Туристы моментально побросали все, что было можно, и не думая о товарищах, в дикой панике разбежались в разные стороны. Тогда главным было оказаться подальше от этого страшного зверя. Сложилась крайне неприятная ситуация, впоследствии приведшая к тому, что данная туристическая группа быстро распалась. Конечно, как позже выяснил М.Н. Кроз, молодые люди прекрасно знали, что на Самарской Луке давно нет крупных опасных зверей, а медведей здесь вообще последний раз видели только где-то в середине девятнадцатого века. Медведи раньше водились на территории Жигулей, но последнее упоминание о встрече с ними приходится на середину XIX века. Зоолог А. Виноградов в статье «Громадный медведь Жигулей» (газ. «Культура» № 22, 1994) предполагает, что большие Жигулевские медведи были не бурыми, а пещерными. Останки пещерных доисторических медведей были найдены в Ширяевских пещерах в ходе археологической экспедиции О.Н. Бардера в 60-х годах ХХ века. Память о них еще и сегодня сохранилась на Самарской Луке в виде наименование Медвежья Пещера. В восточной части Луки и сегодня имеется источник под названием Медвежья вода. Одним словом, крайне неприятная ситуация. В ходе обсуждения данной байки было высказано предположение, что скорее всего туристы столкнулись не с живым реальным медведем, а с фантомом или призраком. Но сами представьте себе сложившуюся ситуацию – кто будет сохранять спокойствие, оказавшись перед грозным хищником? Тем более, что исторически в этих местах отношение к медведям особое.
С Китайским Новым годом! И вновь «темная башня»? Белорусы читают и даже пополняют Волжские материалы. Первоисточник https://www.ufocomm.ru/topic/17939/ или https://thethaiger.com/news/national/mystery-pillar-spotted-in-rainbow-clouds-over-ubon-ratchathani (дата обращения 28.01.2025 г.) Таинственный столб, или колонна, возвышающаяся из радужных облаков, очаровала небо над Убонратчатхани, привлекая внимание и воображение жителей. Поразительное явление, увековеченное на фотографии, опубликованной на странице Facebook มีด่าน อุบลราชธานี, вызвало шквал интриг и домыслов о его происхождении. «Что это за столб? Вчера, 21 октября 2024 г., в 5:35 вечера на Убон Кхуенг Най Роуд я увидел прекрасное, красочное небо. Но я нечаянно сфотографировал этот странный столб своей камерой. Он не был виден невооруженным глазом. Что это за световой луч? Я решил поделиться им со всеми. «Если эта фотография не изменена, мы можем начать ее анализировать. Радужные облака — это природное зрелище, известное как «облачная иризация», которое происходит, когда солнечный свет взаимодействует с ледяными кристаллами, создавая яркое зрелище». Несмотря на многочисленные наблюдения и общие изображения, подтверждающие облачную иризацию, загадочный черный столб остается неразгаданным. Аномалия не была видна невооруженным глазом, а появилась только на снимке камеры. Джессада рискнула пойти дальше, предположив, что черная тень может быть «дистрайлом», менее известным родственником «инверсионных следов» — тех следов реактивных лайнеров, которые часто принимают за следы ракет. Дистрайл появляется, когда тепло самолета и турбулентность испаряют ледяные кристаллы в облаке, оставляя видимый разрыв. Реклама «Если бы это был дистрайл, он должен был быть виден невооруженным глазом. Тайна этого столба сохраняется. Надеюсь, это не трюк редактирования фотографий или сбой камеры». Пока эксперты и общественность остаются заинтригованными, эта тайна продолжает вызывать споры, заставляя всех гадать, является ли это редким природным чудом, сложной визуальной иллюзией или чем-то совершенно непредвиденным…
12 апреля 2025 г. на территории Ретро-почта Самара в 14-00 состоится очередное заседание филателистов. Примерно с 14-30 планируется серия докладов. Вероятно ближе к концу мероприятии (вероятно это где-то около 16) помещен и мой (И.Л. Павлович) доклад «Скала-голова в самарских байках – миф или реальность», вероятно обсуждение. Интересующиеся темой приглашаются. Вход свободный. Для ознакомления См. отдадим должное нашим зауральским друзьям материал по скале-голове они разместили очень оперативно (См. http://awesta.sibirjak.ru/page-id-333.html (дата обращения 10.03.2025 г.)) – «Самарская байка о «контурных камнях». Но там (в прочем, как и в других материалах) нет фотографий, а жаль. Наши белорусские друзья с лихвой восполняют данный недостаток. «Скала-голова в самарских байках» См. https://www.ufo-com.net/publications/art-14468-skala-golova.html (дата обращения 10.03.2025 г.) Тут так же следует напомнить, Доклад о местной «Скале-голове» был снят с рассмотрения на очередных «Гротовских чтениях», отвергнут на «Алабинской конференции 2025», а так же отклонен от представления на «Университетской конференции "Человек-Информация" 2025». … К сожалению вынужден также сообщить, что объемный краеведческий Самарский сайт Валерия Ерофеева практически прекратил свое существование и вероятно доживает последние по адресу Сайт теперь здесь https://web.archive.org/web/20201031070053/http://историческая-самара.рф/ А там было много чего любопытного – в том числе и по аномалистике… Так что кто интересуется спешите смотреть…
Некто Рей-2 на сайте https://www.ufocomm.ru/topic/20178/ вопрошает я о метеоритах. А теперь я до Вас лично в ответ: есть конкретный план исследования этого дачного участка или нет? Вот жду ответа на простые вопросы: 1. что лично Вы предлагаете для исследования феномена этих огней в практическом плане? 2. Что лично Вы предлагаете для поиска метеоритов в "аномальной зоне ", где их среднестатистическое число падений "аномально". А уж потом поговорим "за аномалии". ... - Поздравляю. И что дальше? Это как-- то помогло решить загадку огненных змеев, или летунов? Ведь сам по себе сбор местных "быличек" -- это одно. Личное наблюдение -это другое. Фотофиксация события, а уж тем более видеофиксация -- это намного лучше. А конечной целью является объяснение природы явления с точки зрения науки. С этим в аномалистике постоянно беда.. И тут приходит понимание мрачной истины: эта задача фактически любителями принципиально нерешаема в ближайшие наверное лет 25 и более. Иногда, знаете ли, просто жаль времени, которые люди тратят без пользя. Наверное, всем нам надо ставить более приземленные задачи. Увы! И что прикажете отвечать таким людям?
Некоторые Размышления по поводу соображений Рея-2 Рей 2 написал: «Иногда, знаете ли, просто жаль времени, которые люди тратят без пользы. Наверное, всем нам надо ставить более приземленные задачи. Увы!» Тут хочется сказать следующее. Мне это просто нравиться (как впрочем нравилось и уже в далеком детстве). Кому-то нравиться собирать марки, штурмовать обледенелые горные высоты, с аквалангом нырять на глубины или просто прозаически пить водку/коньяк (или употреблять что покрепче). - Задачи? А какие тут собственно вообще у людей могут быть задачи (конечно если не брать в расчет чисто религиозный аспект или биологическое выживание особи)? У меня порой складывается ощущение, что нас просто тестируют (как подопытных мышей на полигоне) Кто и зачем? Об этом написаны горы литературы и можно спорить до бесконечности. (Недаром в последнее время столь популярна концепция Матрицы и виртуальной реальности. См. например. http://awesta.sibirjak.ru/page-id-334.html и http://awesta.sibirjak.ru/page-id-335.html дата обращения 12.05.2025 г.) Теперь о необычном. Его не особенно охотно фиксировали и в прошлом (например, см. про фигурку Макааваса http://awesta.sibirjak.ru/page-id-281.html дата обращения 12.05.2025 г.) И сегодня большая его часть наблюдается, а еще реже фиксируется совершенно случайно. Например, ребята снимали комету, а на ее фоне зафиксировали «некие шары». По итогу они этим были крайне недовольны, поскольку шары оттягивали внимание от кометы…(https://www.ufo-com.net/publications/art-14501-hvostatye-zvezdy-letyny.html дата обращения 12.05.2025 г.) Скала голова ttps://www.ufo-com.net/publications/art-14468-skala-golova.html дата обращения 12.05.2025 г.) «проявляется только на фотографиях (и в какой то степени это и спасает ее от разрушения/осквернения) Миражи (https://www.ufo-com.net/publications/art-14237-miraji-srednego-povoljia.html дата обращения 12.05.2025 г.) в основе своей наблюдались довольно случайно (впрочем, в фольклоре оговариваются территории где они «проявляются» довольно регулярно). Чем-то все это напоминает широко известные грозы, сопровождаемые ударами линейных молний. (Точно сказать - где и когда – сегодня практически не возможно, хотя и очень зрелищно.) «Тяготеют» к воде и металлическим рудам. Малопонятные радиосигналы (https://www.ufo-com.net/publications/art-13689-bestelesnye-golosa.html дата обращения 12.05.2025 г.) и искажения в измерениях различных физических параметров (тут лучше всего подходит радиоактивность) дело требующее дорогостоящей аппаратуры и крайне время затратное… Просто повышенная радиоактивность? Показатель довольно хороший. Но мы только один раз в районе так называемых «земляных нор», фиксировали показатель в 420 мкр/ч и быстренько драпали от туда (наверно не стоит объяснять почему) не разбираясь, а что собственно его породило… Наверное, самое устойчивое во времени необычное было обнаружение нами ритуального камня (коня Смале), омовение которого строго определенной водой взятой из местного источника урочища «Семиключье» закономерно вызывало сильный локальный дождь. (Чем изредка и пользовались не многочисленные местные жители когда жара и долгая засуха начинала губить их огороды. Почему изредка на то у них были свои причины). (См. например, http://awesta.sibirjak.ru/page-id-327.html и/или http://awesta.sibirjak.ru/page-id-291.html дата обращения 12.05.2025 г) При этом привезенный барометр на этот дождь совершенно ук не как не реагировал. Ну вот как-то так, что вспоминается на вскидку. P.S. Что касается размещенных «зеленых огней», то конечно это не какой не отсвет от донышек «битых бутылок» или небрежность фотографирования. Там довольно интригующая история, но к сожалению «информатор» категорически запретил мне ее к разглашению и вообще страшно жалеет, что предложил разместить данный снимок в Интернете. Но это так к слову.
Байка. Рассказ о необычном. А что с ними делать? Ну вот есть такие рассказы, причем зачастую поступающие из довольно надежных источников. Их рассказывают вполне адекватные люди не склонные к розыгрышам, шуткам или откровенным мистификациям. И что прикажете с ними делать? - Конечно проще всего их проигнорировать. Как собственно главным образом и поступает большинство (особенно официалы, у которых обычно полно плановой работы и забот). Например, местный профессор «К» в разговоре о существовании в Среднем Поволжье рукотворных скал в виде человеческих голов [Скала голова ttps://www.ufo-com.net/publications/art-14468-skala-golova.html дата обращения 12.05.2025 г.) «проявляется только на фотографиях (и в какой то степени это и спасает ее от разрушения/осквернения)] прямо заявлял, что всю свою педагогическую жизнь занимался историей Самары/Куйбышева/Самары и не где и не у кого не читал о подобных скалах. Соответственно все сообщения о них – полнейшая чушь, вымысел и откровенное желание потролить его профессора. А на вопрос об их прямых и недавних фиксациях на фотографиях – досадливо отмахивался, напоминая, что на дворе двадцать первый век и что при помощи фотошопа, искусственного интеллекта в Интернете можно сделать и не такое… И как то так незатейливо получалось, что даже из архива, куда-то пропадали материалы (папка Ф.Т. Яковлева) упоминающие подобные скалы… Однако с другой стороны, не остепенный «интересант» ознакомившийся с байками, выдал бесценную информацию, на продолжавшую существовать практически в черте городской застройки одну из скал голов. (Автор и его «сподвижники» долгое время считали ее разрушенной еще где-то в 60-х годах ХХ века. И уж не как не могли предположить, что она почему-то проявляется только на фотографиях.) Другой вполне многоуважаемый профессор «Д» на все наши неоднократные просьбы поехать и осмотреть обнаруженное капище «Белой лошади» (http://awesta.sibirjak.ru/page-id-252.html ) и прочие прилегающие к нему артефакты – только досадливо отмахивался, заявляя, что если ему предоставят рукопись (желательно века семнадцатого или на крайний случай восемнадцатого), где описывается это место, то может быть он туда с нами и съездит… А когда подобная рукопись (благодаря помощи еще одного анонимного «интересанта») обнаружилась, ехать и смотреть стало нечего. Примерно такая же история повторилась с Андреем Скляровым и его лабораторией «Альтернативной истории». На неоднократные предложения приехать, осмотреть, а так же взять скрэбы со стен «комнаток» обнаруженных Виктором Пылявским (чтобы понять кем, когда и каким способом они изготовлены) – отказ, сопровождаемый твердым убеждением, что в Поволжье априорно не может быть чего-либо интересного. Соответственно не чего зря тратить время и деньги… Теперь о том, что видели ребята. Конечно это был совсем не классический мираж (просто позже, для простоты его назвали миражом – поскольку наблюдаемое «развеялось»). И таких историй в Среднем Поволжье (и конкретно на Самарской Луке) множество. Люди купаются в озере, которого по большей части времени в базовой реальности нет. Осуществляют довольно регулярные сплавы по фантомной реке. Дивятся на скалы не зафиксированные в местной географии. А также апериодически натыкаются на исторические или псевдоисторические объекты – башни, арки, купола и ритуальные площадки, различной степени сохранности. И подобных рассказов – много (http://awesta.sibirjak.ru/page-id-117.html) . Слишком много, что бы просто от них отмахнуться. Даже возникает соблазн использовать данную информацию для повышения туристической привлекательности Среднего Поволжья (http://awesta.sibirjak.ru/page-id-296.html) На чаще всего - увы … В частности, исследователь «Гвоздь» ознакомившийся свыше представленным материалом – указывает на крайне важную дополнительную информацию. Во-первых Авсень/Усень/Аусин согласно древним поверьям ездит на кабане свинке. А местно где видели фантомный объект ребята как раз соотносится с местом нахождения легендарного камня Аусина ( http://awesta.sibirjak.ru/page-id-325.html). Во-вторых, сюжет про огненное колесо (из видения В.И. Степанова) оказывается известен в фольклоре отдельных малых народов. Например, колесо Балсага (у Нартов) или колесо Идолище из сказа о Перу богатыре (Коми). Знали мы об этом? Нет! Так, что спасибо «Гвоздю» (А так же прочим подобным ему). Впрочем, в ходе многолетней разработки данной темы у нас постепенно сложилось твердое ощущение, что все подобные рассказы/сообщения располагаются где-то на сложной кривой. Одна часть, которой начинается в области чистой информации и порождается сознанием конкретного человека. Это и личные фантазии (осознанные и не осознанные), галлюцинации, своеобразные «плоды» углубленных медитаций и т.д. Проходит через область заблуждений (когда в материальном мире все же что-то есть, но ошибочно принимается за иное). И затем плавно уходит сугубо в материальный мир, вернее в ту его часть что обозначается как неучтенная реальность. (Яркий пример, для классического девятнадцатого века – такой неучтенной (крайне редко наблюдаемой) реальностью были электромагнитные поля и радиоактивность. И то и другое со второй половины ХХ века широко известны и используются.) Вполне вероятно, что этим «неучтенная реальность вовсе не исчерпана» - шаровые молнии, многомерность мира и многое другое. Все это еще ждет своих первооткрывателей и внедрения в повседневный быт. Продолжая тему, стоит обратить внимание на весьма важное обстоятельство – главным образом, столкнуться с чем-то аналогичным выше описанному удается совершенно случайно. («Открыватель/Пользователь» обычно даже не задумывается, что «обнаруженное» куда-то и почему-то может исчезнуть. Повторный поиск обычно результатов не дает. Конкретно в случае с автором (И.Л. Павловичем) самый яркий пример это история «мусорной штольни» (http://awesta.sibirjak.ru/page-id-334.html ) Которая то есть. То ее нет. Причем в состоянии есть – она воспринимается либо как объект полностью забитый мусором (отсюда и ее народное название), либо она идеально чистая и пустая. (Такое устойчивое ощущение, что ее строители совсем недавно завершили все монтажные работы и покинули данный объект совсем недавно). Либо объекта почему-то совсем нет… Конечно здесь оставаясь в рамках современных представлений проще предположить, что физически данный объект не куда не девается, а просто в силу каких-то обстоятельств люди его не видят. (Электромагнитное воздействие на мозг?). Вот правда с то наличествующим, то исчезающим мусором все несколько сложнее. Во-первых тут не понятно какая форма штольни с мусором или без первична, и собственно каким способом очищаются стены и пол штольни? А во-вторых и та и другая форма устойчиво фиксируются на фото, кино аппаратуру, а она вроде бы не подвержена воздействию иллюзий. И явный (хоть и весьма своеобразный бонус) в 2024 году штольня вроде бы «обнаружилась» под обвалом (правда неизвестно в каком состоянии). А рядом с ней (в зоне практически шаговой доступности) «проявилась» в текущей базовой реальности водозаборная станция конца девятнадцатого века, предназначения для снабжения паровозов. Красивейший объект. Но вот не было его тут. Слишком долго множество самого разнообразного народа «крутилось» в районе нахождения «мусорной штольни». А отдельные горячие головы, в этом районе, облачившись в маску и ласты даже обследовали русло реки Самарки… Ну не как мы не могли упустить столь привлекательный для нас объект… Да и в относительно не богатой краеведческой литературе, которую пролистывали неоднократно – не было малейшего намека на столь важный и крупный городской объект дореволюционной Самары… Так что похоже нас ждет еще множество открытий (См., например, Флип-Флоп или куда уходят Пикемоны http://awesta.sibirjak.ru/page-id-335.html )
Рей 2 "Негодует": обидно, когда интересный "фактический" материал ускользает. Ведь если человек ( как пример), утверждает, что его механические часы испортились после случая "Х", то ведь часы можно было бы отдать мастеру и он хотя бы сказал ЧТО там случилось. А на основании этого уже можно как- то строить гипотезы о свойствах явления. А тут как бы улики преступления есть, но они недоступны. А потому все это очень тормозит весь процесс познания. И разочаровывает. Конечно, такие рассказы можно коллекционировать, но что ттам было на самом деле? Ведь недаром же фраза "врет как очевидец" известна из практики следователей. Каждый может видеть то, что он ожидал. Тут вроде поход в АЗ, и ведь не один же человек там присутствовал, и я не могу поверить что там был один фотоаппарат на всех. Мой знакомый ( к сожалению, он давно покинул наш мир) обошел в молодости очень много мест СССР. Так он рассказывал, что часто брали фотоаппарат "Смена- 8М". У меня самого первым фотоаппаратом был такой! Почему турис- горник охотно брал такой фотоаппарат, а не скажем "Зенит"‽ Ну, он объяснял так: при цене 15 ре "Смена" давала в принципе вполне приличное качество фотографий , а потому и брали: если разобьёшь о камни - не слишком "больно" по деньгам. Жалко, но - терпимо. Так что фотоаппараты даже в СССР дефицитом не были. А потом и всякие "Кодаки" вполне были доступны. А тут просто удивляет: пошли в АЗ, нашли статую. Да не могу поверить, что фотоаппарат был только у одного! И снимал только он эту статую.. ?! Ой, не верю.. А получается, что фото испорчено у всех?? Меня всегда удивляет расплывчатость формулировок "фотографии не получились". Вообще все очень странно это. Фотография может "не получиться" в художественном плане (неудачная композиция, кто-то моргнул , дернулся). Может резкость была не наведена, или экспозиция была выставлена неправильная. Но вот что там конкретно "не так"‽ Затвор фотоаппарата не открылся и на негативе просто белый кадр? Или кадр засвечен? При фото обработке эмульсия слезла именно с этого участка плёнки? Очень обидно, когда вот читаешь такое неопределенное описание.. Тем более что это никакого отношения к миражам не могло иметь.. Неизвестный фактор испортил негатив? Ну, это надо наверное засветку какую- то невидимого спектра!
Вот как почему-то Рея 2 как забирает! https://www.ufocomm.ru/topic/16719/ Выражаю соболезнования относительно трагической смерти физики.. Это уже даже для аномалистики "край". Назвать звук радиоволной можно только в возрасте наверное года два.. Уже не удивляюсь, что обычные люди с базовой школьной программой при слове "уфологи" начинают крутить пальцем у виска, так как претендовать на какие - то там "исследования" с такими заявлениями о загадочных сигналах в радиодиапазоне частотой 4- 5 кГц.. Нда.. Вообще там на фото в руке человека что- то больше похоже на устройство для "ловли лис" (были раньше такие соревнования, когда участник с специальным пеленгатором должен был пройти маршрут, обнаруживая микропередатчики). Ну, ладно.. Вот поймите правильно, цена таким сообщениям - ноль,00 . По факту был какой- то "сканер" ( очень узкий по широте сканирования, пусть даже радиочастотный - а что за "узость" ? Зачем? Смысл в таком приборе? ), но это вообще о чём? О работе какого- то передатчика? Возможно, я ослеп на время. Но -все равно чепуха получается. Какой сканер, какой марки? Какая там модуляция? Что-- то на определенной частоте скрипнуло, хрюкнуло и всего за 1.25 секунды? Ну и что же может быть такого интригующего там зарегистрировано, вблизи военных частей? Неужто инопланетяне переговаривались? Ну есть там какие- то помехи, служебные сигналы.. (вспоминаем знаменитую "жужжалку" , которая десятилетиями жужжит и иногда немного чего-- тоь там человеческим голосом пару фраз выдает. Так о чем тогда разговор? Что в определенной местности радиоприемник поймал инопланетный передатчик или подобно блаженной памяти В.Черноброву кто-- то очень хочет (или хотел ранее) создать собственную АЗ? -ТОГДА "ЖИТКУР" В ПОМОЩЬ! ИЛИ КОДОВОЕ СЛОВО "МЕДВЕДИЦКАЯ ГРЯДА" (Все написанное мною капсом тут сжечь по прочтении. ).? Нет, конечно всякий местный фольклор, былички - это святое! Легенды. НО ОТКУДА ТУТ КАКИЕ-- ТО РАДИОСИГНАЛЫ? Зачем и для чего бегать по степи с каким- то радиосканером , конструкция которого напоминает совсем другой прибор?! Кольцевая антенна+штырь.. Ну да, прям широкополосный сканер. Ну, тогда дальше что?! Снаряжаем экспедицию по ловле инопланетных шпионов вблизи стратегических частей ? Вообще не странно ли все это? стати не очень понятна реакция Рея2, особенно его фокус с убранными нулями. Ну не нравиться казалось бы не читай...А так я проконсультировался у специалистов радиотехников из нашего университета Они меня заверили, что 4000 - 5000 кГц вполне радиодиапазон. А так это был довольно сложный радиосканер, в полуавтоматическом режиме осуществляющий "прослушивание" радиодиапазона с выделением "интересных сигналов" и предложением осуществить (уже оператором) их запись на стандартную магнитофонную кассету (верх достижений того времени) Так же постараюсь доделать последнюю часть по "Летунам". С уважением И.Л. Павлович P.S. Странные листовки появившиеся в Самаре Особо любопытно сочетание со старыми "плакатами"
От к.т.н. С.А. Самарова ответ на "негодование" Рея 2. Возможно это кому-то пригодиться: Здравствуй, Игорь! Меня тоже удивила бурная реакция Рея-2 на результаты Ратника. По-моему, Рей-2 путает акустические колебания (звук) и электромагнитные колебания с частотой звука. Я приложил дополнительную информацию для тебя – может быть пригодится. 1. В соответствии со стандартом радиоволны занимают участок спектра электромагнитных волн от 3 Гц (трех Гц !) до 3 ТГц (трех триллионов герц !). 2. Судя по фотографии сканер самодельный, использующий штыревую антенну и для историка мало чем отличается от мясорубки. Требовать от историка технических деталей бесполезно. 3. . Для сведения Рею-2… а) Сканирование (англ. Scan – поле зрения) --- последовательное просматривание пространства или объекта с помощью перемещения луча или пучка лучей. б) Сканер --- Следящее или считывающее устройство. в) Таким образом сканирование может вестись не только по частоте, но и по азимутальным или угломестным координатам (например, при использовании сканирования в медицине) и даже по типичным фрагментам молекул химическим способом (при анализе ДНК). В случае с О. Ратником его сканер проводил последовательное просматривание цепочки импульсов во времени. Почему Рей-2 считает, что сканирование возможно только по частоте – неясно. 4. . Для сведения Рею-2… а) Диапазон от 3 до 30 Мегагерц называется диапазоном КВ (коротких волн) и широко используется в деятельности человека (например, в этом диапазоне волны КВ используются медиками для МРТ-сканирования). б) Кстати, упоминаемая 29 августа Реем-2 радиостанция “Жужжалка” (радиостанция УВБ-76) работает как раз в КВ диапазоне, так что Ратник мог зафиксировать её сигналы. Кроме того, в окрестности 5 МГц расположен участок службы стандартных частот и сигналов времени и Ратник мог слушать всякие “пикания” этой службы.