ЗАМЕТКИ О СЕГОДНЯШНЕМ. Дмитрий Шахматов (Преподобный). Суббота, 11 февраля 2007г. Итак, тихий субботний вечер. Из динамиков льются суперзвуки, о–кайф, – это поет Фрэнк Синатра. Супер! Строки сами ложатся в компьютер. Перед глазами брошюра необычного формата и оранжевого (революционного) цвета. Автор – Валерий Бондаренко. Издательский дом «Фахрах - М». ПРО СОБЫТИЕ. Сегодня днем произошло событие, которое, по-моему, никто особо не ждал. Меня пригласила на презентацию Алина. Она слышала рекламу по радио. Но весь цымус в том, что она спрашивала о книге В.Бонбаренко на кануне, за несколько дней до презентации. «У кого есть и как бы почитать?». И для нее т-а-а-кой сюрприз! Итак - все « сраслось». Даже сам Герой, кажись, не ждал и не знал. Точно. А то, что он именно Герой, все присутвовавшие на презентации его книги «48 часов Настольжи» в магазине «Чакона» (это во Фрегате) не сомневались. Имя его – Валерий Бондаренко. Аплодисменты. Несканчаемые. Это имя впечатано подошвами толпы поклонников «другого кино» в виртуальную Почетную доску Самары. Сам топтал. Знаю. Всем посетителям киноклуба «Ракурс» известно его имя. Радио «Ностальжи», гламурная «Бумажная луна» и сам «Ракурс» (26 лет жизни кинопроекта, боже мой!). Личность Владимира Бондаренко – ярка (очень даже - в определенных кругах) и незаметна одновременно для массового зрителя кино . Он мастер нашуметь и пропасть в небытие. Супер-мастер. И вот на небосклоне опять ярко вспыхнула его звезда. 5 лет назад его посетила Муза. Ее имени он не захотел озвучить сегодня, уйдя в пространные объяснения о Тайне ее, Музы, посещения. Его - В. Бондаренко. Прозвучали имена двух девушек, которые составили ему компанию в поездке в деревеньку Муранку. Там и зародился спор про 48 часов .безудержных «россказней» Героя – «А сможет ли он, такой «словоохотник», проговорить без умолку 48 часов?». И он с честью выдержал данное испытание и в результате спора родилась книга – «48 часов Ностальжи». Издательский Дом. 2001г. Книга разошлась небольшим тиражом по городам и весям. В плане географии издателем были озвучены города России – Самара (никто не сомневался), Москва, Питер, Новосибирск, Уфа, Ростов и, «обязательный», Израиль. 15-00. ТЦ «Фрегат». 3-ий этаж. Книжный магазин «Чакона». Первое переиздание. Стоит стол, на нем микрофон ТК «Терра», навалены книжки оранжевого и черного цвета, журналисты и операторы (3 профессиональные кинокамеры на штативах!), 20 человек на табуреточках и скамейках. 80 процентов аудитории - молодые девушки из порядочных семей. Прозрачные стеклянные стены и глазеющие на шоу посетители «Чаконы» на действо «за стеклом». «Что это? Кто это?»,-задавались они вопросом про себя. А так как спросить было не у кого и афиш на входе не оказалось, они, озираясь, пропадали в книжных тоннелях магазина в поисках своих книжных «кумиров». Пройдя мимо «живого чужого кумира». Который, взяв инициативу из рук очень не внятной ведущей и своего издателя(суровый дядька, «увязший в борьбе с «москалями»), как всегда в ударе и в озарениях, плел свои сети реальности и купался во вдохновении…привычно поправляя волосы и нежно поглаживая левое ушко. Он - опытный оратор и вдохновитель душ мирских … Синяя рубашка на выпуск, джинсы… Стенограмма в тезисах. «Все люди- спортсмены». «Мог бы порекомендовать свой список фильмов любому университету». «Улица Ленинградская. Она еще хуже, чем была раньше». «Страдание. Две вещи - болезнь и смерть близких. И окончание любви». «Реклама держится на двух вещах – СЕКС и СТАТУС». «Мужик, когда ему плохо делает две вещи - пьет или бежит к женщине. Я не бегу. В таком состоянии я ей не нужен». «Тотальный гипноз. Идеальные профессии современного общества- банкиры, страховые агенты, бизнесмены, юристы(!) СЧИТАТЕЛИ ОБЛАКОВ НЕ НУЖНЫ и НЕ ВАЖНЫ, А как без них? Никто не знает и не ведает…!». «Сиротство. Я его ощущаю. Это своеобразный способ прочувствовать конфликт между живым и мертвым. Своеобразный сеанс психотерапии». «Жизнь бесконечно трагична. И это не выносимо! Но есть в жизни каждого из нас островки – где можно наслаждаться и восхищаться ею, жизнью. Ее возможностями!». «Не хотелось быть сиротой. Поэтому и родилась на этом фоне эта книга». «Это осознанное хулиганство – «антисиротство». «Телевидение. Я не Малахов. И не могу им быть. Я не могу как он говорить бодренько про нижнее белье. Не смогу…» «Я – бомж. У меня до сих пор трудовая книжка ни где не зарегистрирована. Я тунеядец. И как я буду получать пенсию – я не знаю!». «Читаю лекции. И там 20 минут вступительных – о вреде РАБОТЫ». «Я- на службе у Музы». А еще в исполнении Героя были озвученные мысли про то, что он - просвещенный дилетант. «Кино – это неуловимая вещь. Никогда. И здесь важен сам процесс впадения в понимание тонких предметов(иногда с помощью алкоголя). Мужчины про это понимают, идя на свидание с женщиной, все понимают до встречи, но, увидев ее, женщину, – про все забывают, впадая в забвение…». Валерий Бондаренко. И его книга. Кумир сотен и тысяч поклонников кино - и не только в Самаре и России. Очередное появление на публике. Спасибо ему. Он как бревно в нашем замусоленном глазу. «Не работает, а пашет». Спасибо, Валера. В самом конце - пожелания и добрые слова, посетивших акцию. Перед автографом Валера спросил, глядя мне в глаза – «Неужели читать будешь?». Я ответил сразу – «Буду. Запойно». Он улыбнулся и написал –« Диме – любви и безграничной радости!». Далее за дело взялись телевизионщики. «Диалог с автором при свете софитов». По ТВ будут показывать. Ждем! Вот такой репортаж, такой очерк. О живом и вечном. Об искусстве и месте личности в нем. Книжку прочту, напишу отдельно и подробно. С уважением. Дмитрий Шахматов (Преподобный). Суббота, 11 февраля 2007г.
Это моя одна из первых "проб пера" анонсиста и отчасти критика. Прошу благосклонности. С уважением, Ваш Дмитрий Шахматов (Преподобный)
Дополнение. На презентации книги были сделаны фотоснимки. Они будут подвешаны позднее. За фотосессию отдельное спасибо Алине и Лене. Спасибо.
Я читала "48 часов ностальжи", очень, одна из немногих книг, которые я называю "попаданиями"- образы, язык автора близки, и... Дима, а когда эта презентация была, прямо вчера?
Lilja. Да, вчера днем. Валерий был ,что называется, "в ударе". Мне понравилось. Очень. И Алине с Леной тоже.
Жалко я не знала. Просьба- в "Объявлениях" анонсировать интересное (любое, что попадает в поле зрения, тем более планируемое к посещениям).
Лиля. Цитирую тебя из темы "Океан слез". 2004г. Сегодня перелистывала книгу Бондаренко "48 часов..". По ощущениям, Дима, цитата легла в твою тему: "...если человеку повезет, он перешагивает границы предсказуемого мира и снова отправляется в путешествие. Мир расширился в своих границах, и это новое путешествие аннулирует все предшествующее знание... И так будет до тех пор, пока он снова не исчерпает мир в тех границах, в которых он способен видеть и понимать его. И снова сосуд ни пуст ни полон. Опустошен. И снова начинается круг повторений- те же люди, лица, ситуации, но радость по поводу их присутствия исчезает. А потом человеку, может быть, повезет еще раз и снова мир становится незнаемым и непредсказуемым... И снова знание о мире потеряно. Потому что оно принадлежало предыдущему этапу жизни и было зафиксировано в мнениях, точках зрения, понятийно-категориальном аппарате и языке состояний уже пережитой стадии жизни. Форма умирает, и знание покидает устаревшую форму. И ты снова стоишь с пустыми руками на берегу." Вот так аукнулось из прошлого. Я это место в книге уже прочел. Сегодня заканчиваю прочтение. Книга потрясающая. Мне очень "в кон".
Я немного знаком с Бондаренко. Был очень восхищен книгой. Класс! Чего тут добавить? Читайте. Валера просто молодец!
Дима, Алина, молодцы, что не пожадничали, напомнили об этой книге группе, тем более, накануне марафона. Спасибо. Я сегодня читала книгу и мне захотелось написать несколько слов о человеке, которым так восхищается автор - о профессоре Рымаре, я тоже была его студенткой. Кстати, он, по-моему, жив, здоров и преподает до сих пор (... чтоб не сглазить). Это небольшого роста, худенький дядечка с самой невзрачной внешностью. Самые скромные джинсы, свитерок, сумка на длинном ремне через плечо. Если издалека и не особо вглядываться, то внешне можно перепутать с Костей Голодяевским. Но когда этот человек становился за кафедру - он перерождался, становился кудесником и звездочетом. Я часто представляла его облаченным в темно-синюю бархатную мантию, академическую шапочку, с непременной волшебной палочкой в руке. У него необыкновенно лучистые, сияющие глаза, магическая улыбка. Он умел так вдохновенно говорить, что и он сам, и вся аудитория наполнялись восторгом и упоением, иногда даже казалось, что можно захлебнуться. В.Б. очень верно написал, что, когда Рымарь читал лекции, он ЖИЛ в пространстве культуры. Он читал лекции - яркие, короткие новеллы, т.е. очень целостные, законченные фрагменты о том или ином явлении или писателе, поэте. Честно говоря, давно не вспоминала эти лекции, но сегодня, стоило мне прочесть в книге "ключевые слова" Новалис, Гфоман - как в памяти "всплыли" целые куски из них. Особенно мне почему-то запомнились лекции о модернизме, постмодернизме и др., а также о неоромантизме - о Байроне и его "Дон Жуане". Студенты так уважали профессора Рымаря, что экзамены по зарубежке сдавали честно перечитывая весь список литературы. А со мной получился такой казус: у меня одна девушка забрала лекцию по Брехту и забыла вернуть (экзамен был за год, а лекция - в первом полугодии, я, конечно, все забыла)... Брехт мне и попался, причем именно теоретический вопрос, про театральные новаторства. Сижу я на экзамене, как tabula rasa, и подсказать-то некому и так стыдно... Но уж я не знаю, то ли от стыда, то ли еще как, но я вдруг вспомнила лекцию, которую писала почти год назад! Получила "4" за неуверенность... Потом, сидя в университетской курилке, пожаловалась С.З. Агранович, как мне не повезло. На что та сказала: "ВОТ!!! Когда остается в голове - это и есть настоящие знания!" Еще один пример, как боготворили студенты Рымаря. У нас на курсе была своеобразная девушка - Лена Р. Но очень, очень умная. Она ходила на лекции вместе со своим мужем, пятидесятилетним дядькой. И мне рассказывали такую историю. Идет заседание кафедры литературы. Профессор Финк (уже тогда очень больной человек) дремлет. Вдруг распахивается (!) дверь и на пороге появляются Лена с мужем (проф. Финк просыпается). Лена и ее муж проходят через всю аудиторию, пробираются к предпоследнему ряду, за которой сидит Рымарь и прямо в проходе падают на колени. "Николай Тимофеевич! Спасибо Вам за все!!!" Встают и уходят. (Профессор Финк снова засыпает). Может это студенческий анекдот, я не знаю точно... Но вот к слову о том, что сказано в книге В.Б.: эта Лена, которая действительно была умница, стала собаководом. Саша Ж, вообще необыкновенно светлая голова, стал "человеком СОКа". Феликс в Канаде. Стас в Германии. Дима Бортников во Франции. Девчонки кто в рекламе, кто в журналистике, только, кажется, двое или трое в школе. И это только наш курс. Нет С.З. Агранович, нет проф. Петрушкина, Скобелева, Финка. Осталось еще "среднее поколение", дай Бог им сил и здоровья. Да что говорить... А вообще приятное воспоминание от книги "48 часов" - такая совершенно особенная университетская ментальность...