Число и время Мария-Луиза фон Франц

Тема в разделе "КНИГИ", создана пользователем Lilja, 8 ноя 2019.

  1. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Число и время
    Введение

    После того, как К.Г. Юнг закончил свою работу о синхронистичности: "Синхронистичность: аказуальный связующий принцип", он рискнул выдвинуть предположения (которые уже были набросаны на бумаге) о том, что есть возможность продвинутся ещё дальше в понимании единства психики и материи, исследуя архетипы целых чисел. Он даже начал записывать на клочке бумаги некоторые математические характеристики первых пяти чисел. Но, за два дня до своей смерти, он передал эти записи мне со словами: "Я слишком стар, чтобы заниматься этими исследованиями, потому передаю их тебе". Долгое время я пребывала в неуверенности стоит ли продолжать эти его наработки или просто хранить их до того времени, пока не найду более компетентного в таких вопросах человека. Но, после смерти Юнга, эта проблема не давала мне покоя и я должна выразить благодарность Барбаре Ханне за то, что она подтолкнула меня на этот рискованный шаг. Работа длилась более шести лет и представляет собой всего лишь первый шаг в том, чтобы прояснить некоторые вопросы такой непростой темы.

    Эта книга не о математике, в строгом смысле слова и даже не претендует на учебное пособие по числовому символизму. Скорее, попытка рассмотреть феномен числа, основываясь на теории бессознательного. Тем не менее, мне пришлось коснуться математики, в полной мере осознавая опасность того, что из-за недостатка средств я могу сделать далеко идущие выводы. По тем же причинам, я не касалась взаимоотношений между числом и логикой языка, а также теории музыки. Несмотря на то, что эти области достаточно хорошо проработаны.

    Помимо Барбары Ханны, я выражаю мою благодарность доктору Францу Риклину за его поддержку и Арнольду и Норе Минделл которые внимательно меня слушали и помогали прояснить некоторые мысли. Также, хотелось бы выразить благодарность профессору Конраду Воссу из Швейцарского института технологии, который рассматривал основные проблемы с точки зрения математика и корректировал некоторые мои неудачные формулировки. Тем не менее, я беру на себя ответственность за все идеи, изложенные в этой работе. Мои глубочайшие благодарности Уияльяму Байерсу Брауну, профессору математической химии Манчестерского Университета за коррекцию некоторых положений и ценные замечания.

    Выражаю признательность доктору Мокусен Миуки за предоставленную информацию по теории чисел в его работе, посвященной Фацзану. Я не могу не отметить здесь связанные с этим интереснейшие синхронистические явления. Когда я только закончила книгу, мне приснился такой сон: я была на выставке древнего индийского искусства. За витриной я увидела несколько фигур плачущих демонов, где-то 30 сантиметров в высоту. Я знала, что это отсылка к истории из жизни Будды, в которой его убивают демоны. Осознав совершенное, они зарыдали и приняли более человеческий облик. Несколько фигур отсутствовало, потому как один молодой ученик забрал их на лекцию. Я заглянула в лекторий, но там царила сплошная тьма. Потом ученик (я не знала кто он) вышел из лектория. В этот момент его подозвал Юнг и они начали оживленно дискутировать. Юнг дал мне знак, чтобы я слушала. Я догадалась, что ученик (представляющий моего анимуса или духовную и ментальную сторону) знал что-то, что может касаться моей книги, но он читал в темноте. Для меня его знание находится в полной неизвестности. После этого сна, я не знала как продвинутся в исследовании этих проблем и не могла ничего с этим поделать. Через несколько недель, пребывая в неопределенности, я встретила доктора Миюки. Когда в разговоре возникла пауза, мой сон вернулся ко мне и я его изложила. Миюки рассказал мне об эзотерической науке чисел в рамках буддизма школы Хуаянь (результат индийского влияния на Китай), тексты которой он уже начал переводить для меня, но так и не смог закончить. У него возникли проблемы с переводом основного текста патриарха Фацзана. К моему удивлению, изложенная там идея континуума, так же как и идея ретроградного исчисления, имеет далеко идущие параллели с моими собственными идеями. Моё бессознательное было настолько близко к той информации о которой я, с рациональной точки зрения, не могла знать. Криптомнезия исключена, так как текст даже не был переведён ни на один европейский язык, а я не владею ни одним из восточных. Положения Фацзана основывались на универсальном единстве архетипа Самости и содержали множество метафизических предположений, которые я не принимала в расчёт в своей работе.

    Наконец, я выражаю сердечную благодарность докторам Элизабет Руф и Гертруде Росс, которые обеспечивали меня необходимой литературой и тем самым помогли сэкономить множество времени и сил. Мои благодарности Эрнсту Клетту Верлагу и издательству Северо-западного Университета за выпуск этой книги в свет. И особенно - мистеру Фаулеру МакКормику, за его щедрый взнос.

    Мария Луиза фон Франц

    Часть I: Число как основной определяющий фактор психики и материи

    Глава 1. Проблема единства психики и материи

    В последнее время, тема взаимоотношения психики и материи всё чаще становится предметом дискуссий в научной среде, оставаясь тайной, покрытой мраком. Но если проанализировать некоторые факты, то можно найти узкую тропинку в этой непроглядной тьме.

    Несомненно, из всех открытий начала этого века, наиболее важное место занимает открытие бессознательного. На основе эмпирических данных был сделан вывод о том, что наша личность состоит не только из эго-сознания, но и из огромной области бессознательной психической активности. Косвенную информацию об этой области мы получаем через наблюдения за снами, видениями, произвольными фантазиями и другими феноменами. К.Г. Юнг доказал, что в то время как один слой бессознательного является личностным и содержит личные комплексы, другой представляет из себя универсальные структуры, присущие каждому индивиду. Юнг назвал этот слой, проявляющийся во всём человечестве, коллективным бессознательным. Это не придаток в виде "архаичных останков", как полагал Фрейд, но живая матрица для сознательного и бессознательного, основа всей нашей жизни. На этом глубинном слое содержатся отдельные структуры, которые (по аналогии с моделями поведения животных) представляют собой первооснову для наших эмоций, образов, действий и ощущений. К примеру, перед лицом смерти или при встрече с противоположным полом, равно как и в других жизненных ситуациях, возникают соответствующие архетипические реакции. Они сопоставимы с инстинктами и практически одинаковы у всех людей. Поскольку эти структуры неотделимы от основных эмоций, их эффект заключает в себе область физических проявлений. Ни для кого не секрет, что такие эмоции как страх, любовь, энтузиазм, героические чувства и т.д. вызывают определенные физиологические и химических реакции (дрожь, выделение пота, учащение пульса). Опираясь на ранние работы Пьера Жане, Юнг определяет психику как своего рода спектр между "инфракрасной" областью телесных реакций и "ультрафиолетовой" областью архетипов.

    Сущностный центр нашей психики скользит вдоль этого "спектра", подобно лучу света, отклоняясь то в одну, то в другую сторону. Когда в ком-либо преобладают инстинкты, вектор эго смещается в левую сторону. Когда кто-то становится "одержим" идеями - в правую. Однако есть предположение, как замечал Юнг, что эти две области - части неделимой, живой реальности и разделяются только в сознании. Если на нас влияют физические или, так называемые, "материальные" силы внешнего мира, мы называем это материей; если же нами двигают фантазии, идеи или чувства, мы называем это объективным психическим или коллективным бессознательным. Юнг сконцентрировался на воздействии этих феноменов и, к своему удивлению, обнаружил что использует те же модели и концепции, которые используются в микрофизике. Например, понятие взаимодополняемости (между частицей и волной в физике и между сознательным и бессознательным в психологии); необходимость учитывать гипотетического осознающего субъекта, при описании явлений; возможность описывать только "работу" невоспринимаемых объектов, без учета их состояния "в себе"; и тот факт, что мы можем судить о феномене лишь по интерпретации его энергетического состояния. Таким образом, присутствует определенный параллелизм концепций между двумя науками, хотя он и не означает их сущностного взаимоотношения.

    Однако, всё указывает на наличие определенного рода связи между бессознательным и понятием материи в физике. Эта связь имеет, прежде всего, статистически-каузальный характер, поскольку демонстрирует их взаимодействие. Физическое воздействие через тело отражается на психике и наоборот: абстрактные представления влияют на physis. Эти влияния можно статистически зафиксировать и психосоматическая медицина уже проводит ряд исследований в этой области. Кроме того, существует и более глубокое взаимодействие между психикой и материей, не вписывающееся в рамки принятых научных теорий, что является камнем преткновения для современного рационализма. Ещё до 1930 года, когда Юнг только начинал исследовать бессознательное, он отметил определенное явление, которое много позже смог последовательно описать как феномен синхронии.[1] Этот феномен представляет собой образованный в психике символический образ, например сон или видение, или внезапное прозрение, возникшее в бессознательном, которое "чудесным" образом находит своё проявление во внешнем мире и не может быть логически подтверждено.[2]

    К тому времени как Юнг начал более детально разбирать этот феномен, он познакомился с синологом Рихардом Вильгельмом, который представил ему более глубокие идеи древней китайской книги предсказаний - И Цзин, с которой прежде Юнг был знаком лишь по ужасному переводу Легге. Оказалось, что вся книга основана на синхрониях. Для западного ума трудность понимания явлений синхронистичности связана не столько с их возникновением (любой интроспективный человек с легкостью их определит),[3]сколько с принятием их в научную парадигму на фундаментальном уровне. Наука склонна рассматривать такие явления как простые "случайности".[4] Они входят в противоречие с нашим предвзятым представлением о том, что психика есть область "исключительно субъективного опыта" в отличии от "объективного внешнего мира". Эта точка зрения является истинной лишь в том случае, если мы сводим всю психику к эго-сознанию. Однако, часто наблюдаются ситуации, когда архетипы коллективного бессознательного активируют "невозможные" психофизические проявления. Юнг отмечал, что наша психика на самом низком, коллективном уровне есть чистая природа. "Природа содержит в себе всё известное и неизвестное, включая материю". [5] Предсознательная часть нашей психики различает объекты на "животном" или инстинктивном уровне.[6] И только на этом уровне мы можем констатировать явления синхронии.

    Поскольку сходные между собой структуры проявляют себя в бессознательном и материи через феномены синхронии, идея единства универсума (которое предполагали ещё древние алхимики), подразумевающая дуальность психики и материи, становится для нас более понятна. Для описания этого единства Юнг использовал термин unus mundus.[7]

    По его словам, идея unus mundus основана, в конечном счете

    на предположении, что вся совокупность явлений эмпирического мира покоится на внутреннем единстве, а не на двух или нескольких мирах, смешанных или независимых друг от друга. Скорее всего, все различия и разделения относятся к одному и тому же миру, который мы не можем ощутить органами чувств, но его наличие обусловлено тем фактом, что до сих пор никто не открыл мир, в котором бы не действовали известные законы природы.[8]

    Даже мир психики находится в этой же вселенной. Однако, Юнг подчеркивает, что нет или почти нет никакой надежды отразить это единство всего сущего, кроме как через антиномии. Мы знаем наверняка, что мир феноменов, в каком-то смысле, базируется на трансцендентном основании[9]. И это основание отражается в нашем сознании внезапными вспышками синхроний. Юнг говорит:

    Думаю, вы не ошибетесь полагая, что синхронистичность (хоть и являясь на практике весьма редким феноменом) представляет собой универсальный принцип вселенной, то есть (unus mundus) в котором нет никаких границ между так называемой материей и так называемой психикой. Здесь мы вступаем на территорию глубоких вод и я не рискну что-то говорить на этот счёт.

    В связи с этим, я всегда сталкивался с загадкой натуральных чисел. Я чувствую, что число - это ключ к тайне с тех самых пор, как оно было как открыто, так и придумано. Оно обозначает количество, но также и само значение. Касательно последнего, я ссылаюсь на арифметические свойства такого фундаментального архетипа как Самость (монада, микрокосм и т.д.) и его исторические и эмпирические обозначения как четверки, 3+1 и 4-13.[10]

    Гельмут Вильгельм нашел любопытные параллели с западным понятием unus mundus в работах китайского философа Ван Фучжи (1619-1692). Ван Фучжи сделал попытку интерпретировать Книгу Перемен, И Цзин, с точки зрения философии. В его интерпретации, сущее основано на всеохватывающей непрерывности, которая упорядочена согласно законам, но которая "сама по себе... не может быть проявлена" и, следовательно, недоступна чувственному опыту. [11](Эта идея в целом согласуется с концепцией Юнга о не воспринимаемойпсихофизической первооснове). С точки зрения Ван Фучжи, внутренняя динамика этой непрерывности разделяет отдельные образы, которые, благодаря своей структуре и положению, участвуют в его формировании[12]. Поскольку эти образы сами по себе упорядочены и, следовательно, подчинены определенному закону, они присущи миру чисел и могут быть выражены в порядке исчисления. Другими словами, они участвуют в числовой игре и, в качестве законных элементов теории чисел, могут быть структурированы в соответствующем порядке. Естественно, эти образы могут быть восприняты непосредственно, через эмоции и опыт, не прибегая к арифметическим процедурам. Но число позволяет использовать теоретические и спекулятивные методы для выражения состояний, представленных этими образами. Идея Фучжи о двух подходах к сути бессознательного кажется мне очень значительной - один подход основан на содержательном аспекте психического, другой - технически-рациональный и более апеллирует к структуре образов, чем к их содержанию. Тем не менее, оба подхода ведут к одной и той же цели, а именно - осмыслению актуального "положения звёзд" на психофизическом небе бытия. Архетипические образы этого глубинного потока, о чём и говорится в И Цзин, образуют определённую последовательность. Соответственно, Юнг говорит: "И Цзин - это внушительная психологическая система, которая способна организовывать игру архетипов в последовательные структуры и, таким образом, их "считывание" становится возможным".[13]

    Даже несмотря на то, что эта трансцендентная непрерывность или unus mundus, видимо, находится вне времени, некоторые её проявления врываются в нашу темпоральную сферу в виде синхроний. Понимание природы этих проявлений и лежит в основе И Цзин. Её назначение, безусловно, предполагает определенную "вероятность" в существовании этих событий.

    В своей статье о принципах синхронистичности, Юнг поднимает вопрос о том, могут ли эти феномены оказаться, в конечном счете, лишь частным случаем проявления более фундаментального принципа природы, который он обозначил как "аказуальную упорядоченность". [14]Эта упорядоченность природных явлений может наблюдаться как в материи (к примеру, прерывистость в физике, такая как радиоактивный распад), так и в психике (как в безусловной однородности человеческих представлений о естественных понятиях). [15]Всё это примеры постоянных проявлений аказуальной упорядоченности. В противоположность им, синхронистические события проявляют себя одномоментно и в особых случаях, в которых наблюдатель находится в позиции осознания tertium comparationis, то есть, "смыслового сходства". [16]Упорядоченность, отображенная в случаях синхронии, по словам Юнга,

    отличается от таковой в натуральных числах или прерывистости физики по той причине, что последние происходят от вечности и происходят регулярно, в то время как синхронии - это акты творения во времени.[17]

    Акты творения в смысле creatio continua (непрерывное творение (лат.) – прим. перев.). Они понимаются не только как чередующиеся, но также как единственный "непрекращающийся" акт. В этом смысле, "вероятность", говорит Юнг, "должна пониматься частью как пребывающая в вечности, частью как сумма бесчисленных индивидуальных актов творения, происходящих во времени".[18]

    "Индивидуальные акты творения", таким образом, не выходят за рамки обычных способов прогнозирования но, наоборот, имеют место в пределах определенной "вероятности аказуальной упорядоченности", и не могут полностью игнорировать предсказания. В прошлом, чтобы предсказывать будущее, обычно обращались за помощью к числам. В связи с этим, Юнг предполагал, что архетипы целых чисел должны быть каким-то образом связаны с unus mundus. По этой причине, ближе к концу своей жизни, он хотел более подробно рассмотреть значение чисел в их отношении к принципу синхронистичности. Число, во всяком случае (насколько мы можем понять исследования Юнга), не должно пониматься только как конструкт сознания, но также как и архетип. А значит, согласующийся с природой как изнутри, так и снаружи. Развитие этих идей Юнга и есть цель данной работы.


    [1] К.Г.Юнг, "Синхронистичность: аказуальный связующий принцип" Структура и динамика психического, Собрание работ, Том 8, здесь и далее как "Синхронистичность" (для подробой информации смотрите библиографию, раздел "Собрание работ К.Г. Юнга", а также сведения о публикации отдельных томов. "Собрание сочинений" здесь и далее как СС.) Также Юнг "Письма, касающееся синхронистичности" Том 5, №1 (1961), и Юнг "Астрологический эксперимент",”Журнал о парапсихологии и пограничных областях психологии”, Том 1, стр. 213 (1957-58).

    [2] Под феноменом синхронии Юнг понимает совпадение во времени двух и более физических и психических событий, которые соотносятся между собой не каузально, а по смысловой идентичности. (см. Юнг, "Синхронистичность" С. 870, 902, 915).

    [3] К синхронистичным событиям относятся такие хорошо известные случаи как, к примеру, собранные В. Ф. Шольцом. Он рассказывает: "Один человек переправлялся со мной из Нордернай в Гельголанд. Во время поездки, без какой либо на то причины, он начал рассказывать о том, как много лет назад, во время такой же переправы, у парома сломалось гребное колесо. Через пару мгновений раздался треск - у парома сломалось это самое колесо." Здесь воспоминание рассказчика, идущее изнутри совпадает с событием, произошедшим через несколько секунд. Ещё один пример: "Муж приносит своей жене двух голубей и она произносит: "Ах, как было бы замечательно, если бы появился ещё один". В этот же день голубь влетает в её комнату и позволяет ей себя поймать" (В. Ф. Шольц, "Совпадение и судьба" (Берлин, 1924) С. 92, 101). Й.Б. Райн пытался понять эти совпадения статистически, но я сомневаюсь, что это верный подход. М. Райли, "Разновидности познаний паранормального" в "Спектр психологии: памяти С.А. Майера" ред. С.Т. Фрей-Верлин (Цюрих, 1965), С. 253 и материалы, которые здесь цитируются. Райли заканчивает свою статью словами: "Такие лабораторные подтверждения, как выдвинутые Й. Б. Райном в его "волевых" случайных экспериментах (психокинез) и такие проивзольные события, как остановка часов на времени смерти их владельца указывают на то, что физические и психические миры - две грани одной реальности". (стр. 265). Л.С. Клинг, "Архетипический символизм и синхронистичность в текущих мировых событиях", “Скрытый мир”, № 4 (1965-66). Также см. Л.С. Клинг "Иррациональные случаи в психотерапии", Журнал экзистенциальной психиатрии, №15 (1963).

    [4] Артур Кёстлер, "Корни совпадений" (Лондон, 1972), к сожалению, полностью искажает идею Юнга, привнося в неё неуместное причинно-следственное мышление. Но, как пояснил Юнг, предположение вероятности также подразумевает и предположение невероятности (Юнг, "Письма", С.4). Также смотрите обсуждение принципа синхронистичности у К. Фридрихс, "О совпадении или синхронности", “Пограничные области науки”, гл. 16, №1 (1967). (Там, кроме всего прочего, те аспекты идей Юнга, которые Фридрихсу не удалось понять). Также П.Урбан "Философские и эмирические аспекты синхронности", “Пограничные области науки”, гл. 17, №4 (1968), С.347.

    [5] Юнг, "Письма", стр. 4. Далее он продолжает: "Я не имею ничего против предположения, что психика - это определенное состояние материи, а материя - конкретный аспект психики, при условии, что под "психикой" подразумевается коллективное бессознательное". Он также говорит: "Исходя из того, что физические явления автономны, не может быть только одного подхода к тайне там-бытия. Их должно быть, как минимум, два: физический с одной стороны и психическое отражение с другой. Но нельзя с уверенностью утверждать что из этого отражает, а что отражается!"

    [6] Там же. стр. 5 Юнг продолжает: "Последнее я рассматриваю в качестве предсознательного аспекта на "животном" или инстинктивном уровне психики. Все психические проявления - это выражение природы того, для чего человек является лишь частью. Как в физике, нельзя напрямую наблюдать процессы ядерных реакций, так и содержимое коллективного бессознательного не может предстать перед нами непосредственно. В обоих случаях природа предмета воспринимается через следствие, как след ядерной частицы в камере Вильсона. Выражаясь конкретнее, архетипические "следы" наблюдаются, прежде всего, во снах, где они становятся видимы как психические формы ... однако они могут и конкретизироваться в виде физических факторов ... " Даже неодушевленные предметы, метеорологические явления, к примеру, ведут себя похожим образом. См. А. Яффе "Жизнь и мастерская К.Юнга" (Цюрих, 1968) и этого же автора "Миф о смысле в работах К.Г, Юнга" (Цюрих, 1967) См. также С.А. Майер "Современная психика, современная психология" в "Культурная значимость комплексной психологии" изд. Психологический клуб Цюриха (Берлин, 1935).

    [7] См. К.Г. Юнг Mysterium Coniunctionis, СС, том. 14, С. 663, 759, 767. Не следует путать этот термин с термином Э. Нойманна "единство реальности", которым он обозначает слияние индивида с его физическим окружением. См. Э. Нойманн "Психика и преобразование уровней реальности", ежегодник Эранос, т. 21 (1965), С. 169. Юнгианское понятие unus mundus с другой стороны, обозначает потенциальную структуру, которая изредка воплощается в реальности внутреннего и внешнего мира.

    [8] Юнг, Mysterium, С. 767-70.

    [9] В смысле “трансцендентное сознание”. Я всегда использую слово “трансцендентный” в этом смысле.

    [10]Письмо Юнга Стефану И. Абрамсу, Октябрь 21, 1957, в Юнг, “Письма” ред. А Яффе (Ольтен, 1973), 3, С. 135.

    [11] Г. Вильгельм, "Понятие времени в Книге Перемен", Ежегодник Эранос, 20 (1951) С.333. См. также "Перемены: восемь лекций по И цзин" (Лондон, 1960), С.97.

    [12] Он ссылается на 64 ситуативных образа И Цзин. Эти "образы" соответствуют архетипическим образам Юнга, совокупность которых составляет unus mundus.

    [13] Юнг, Mysterium. C.401

    [14] Юнг, Синхронистичность. С.464-65

    [15] Там же."Многозначительные совпадения или эквивалентности между психическим и физическим состояниями не имеют никакой причинно-следственной связи, что означает, в общих чертах, безпричинную модальность или "аказуальную упорядоченность". Возникает вопрос: способны ли мы расширить наше определение синхронистичности или, вернее, требует ли оно расширения? Это требование встаёт перед нами, когда мы расширяем, углубляем концепцию синхронистичность как "аказуальной упорядоченности". В неё входят все "акты творения", априорные факторы, такие как свойства натуральных чисел, прерывистость в современной физике и т.д.

    [16] Там же. С. 965

    [17] Там же. С. 964 и 518

    [18] Там же. С. 968. См. также Мария-Луиза фон Франц, "Время и сихнронистичность в аналитической психологии" в "Голоса времени" ред. Д.Т. Фрезер (Нью-Йорк, 1966). Касательно психологических значений чисел см. Г. Мерфи, "Пифгаорейская теория чисел и её значение для психологии", "Американский психолог", 20 (Июнь, 1967), С.423. Мерфи верно замечает, что абстрактная идея теории вероятности не распространяется на психические явления и мы должны обратится к прерывистости "типов", таких как натуральные числа. Я благодарю мистера Уильяма Кеннеди за то, что обратил моё внимание на эту статью.

    https://castalia.ru/perewody/yungia...va-1-problema-edinstva-psihiki-i-materii.html
     
  2. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Глава 2.

    Образы и математические структуры в основе Unus Mundus
    ...
    Каждый раз, когда разум сталкивается с неизвестным, он применяет символические концепции, опираясь на предсознательные процессы проецирования. По этой причине, в человеческой истории присутствует несколько символических представлений о unus mundus, далее мы рассмотрим их более подробно. Исследования этих представлений говорят о том, что факты, изложенные в теоретической модели вселенной Ван Фучжи сходные со всеми остальными моделями. Все они описывают этот "единый мир" как континуум образов, подобный геометрической или арифметической системе. Эти концепции прослеживаются даже в работах современных физиков-теоретиков, которые пытаются спекулятивным умом обрисовать модель космоса. К примеру, эйнштейновская модель четырехмерной вселенной представляет собой геометрический континуум[3]. С другой стороны, в квантовой физике натуральные числа рассматриваются как основные структурные элементы бытия[4]. Нильс Бор подчеркивал, что был сделан важный шаг в реализации идеала "сведения описания природных феноменов обратно к комбинациям натуральных чисел, что превосходит самые смелые мечты пифагорейцев"[5]. Этот шаг заключался в систематизированном распределении электронов в стационарном состоянии атомов и в объяснении характерных соотношений между физическими и химическими свойствами элементов (в системе Менделеева)[6].

    Французский физик Оливер Коста де Борегар предлагает интересное развитие Минковски-Эйнштейновской "вселенной", предполагая, что сосуществование космического инфрапсихического должно быть соотнесено с четырехмерным континуумом релятивизма. Это инфрапсихическое содержит запечатленные представления о внешнем мире, которые мы создаем в нашей психике. Эти образы - основные элементы для создания всех категорий высшего порядка (негэтропии и информации)[7].

    Поэтому, прослеживаются две тенденции в современном научном взгляде на основополагающие законы существования: одна обращается к образам, другая - к геометрическим и цифровым структурам.[8] Юнг придерживается, по отношению к этим тенденциям, нейтралитета говоря о том, что unus mundus содержит в себе все предпосылки, обуславливающие форму эмпирических феноменов[9]. Эти предпосылки должны рассматриваться как лежащие вне сферы восприятия и как, в некоторой степени, до-образные и до-математические. Только по достижении границы восприятия они становятся образами или геометрическими или цифровыми структурами. Под "предпосылками" Юнг имеет ввиду архетипы в их аспекте непроявленности в бессознательном, которые проявляют себя на границе сознания посредством образов, мыслей и типичных эмоциональных проявлений или действий. В связи с этим, Вольфганг Паули утверждает, что те же "интуитивные представления" в математике, идея бесконечности целых чисел, к примеру, и идея геометрического континуума, должны включаться в Юнговское понятие об архетипической идее[10]. Если эти наблюдения окажутся верными, то это прольёт свет на вопрос о том, почему некоторые математические идеи оказываются частично пригодны для описания феноменологических закономерностей внешнего мира. Например, ни для кого не секрет, что конические сечения искали и открыли в древности для отображения на алтаре, где, как впоследствии было доказано, они повторяют модели планетарных циклов.
     

Поделиться этой страницей