Сказочки..

Тема в разделе "ИГРЫ СЛОВ", создана пользователем kv, 25 ноя 2017.

  1. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Уговор

    — Дракоооооон!!! Выходи! Сразись со мной и умри!!!

    Дракон нехотя выполз из пещеры, оглядел с головы до ног грозящего ему рыцаря. Маленький, слишком мелкий даже для гнома. Ярко размалеванный щит: розовая бабочка на фоне синего цветочка. Дракон не мог вспомнить, какому дому принадлежит этот герб. Доспехи какие-то странные, сбоку, где нагрудник чуть надорван и выгнут, видно, что они вовсе не из металла, скорее, из крашеного картона. На голове плюмаж, который волочится по земле ввиду низкого роста воителя. В руках меч… деревянный.

    — Ты кто? — удивленно спросил дракон.

    — Я великий воин! Выходи! Сразись со мной! — запищал рыцарь.

    Дракон сузил глаза, что-то подозревая, приблизился, аккуратненько двумя когтями взял шлем за гребень и приподнял.

    — Девочка? — он испуганно отпрянул от белокурого существа.

    — Неважно! — сердито буркнул рыцарь, выхватывая у дракона свой шлем. — Сражайся и умри!

    — Но… зачем?.. Ты же девочка!

    — А ты — дракон!

    — Да… но…

    Девочка грозно зарычала и ткнула противника деревянным мечом в живот.

    — Чего это ты? — удивился тот.

    — Хочу тебя, — она не переставала молодить по чешуйчатой броне зверя, — убиииить!

    — Хм… — дракон задумчиво приложил палец к щеке. — Убить… Угу… А зачем?

    — Что. Тут. Непонятно?! — говорила она, с трудом переводя дыхание, но не оставляя своего занятия. — Я — принцесса! Ты — дракон! Я должна сразиться с тобой!

    — Нееет, — дракон растянул зловещую пасть в снисходительной улыбке, — ты просто все перепутала, девочка. Это принцы и рыцари сражаются с драконами. А принцессы, — с легкой мечтательностью пояснял он, — принцессы — для красоты. Они сидят в башне, в плену, поют, вышивают. Плачут иногда. Ну и ждут… Пока принц или рыцарь их освободит. Тебя разве этому няни не учили?

    — Знаю я это! — ворчала девочка, изменив тактику — теперь она не рубила живот дракона, а колола пальцы его задних конечностей.

    — Ой, щекотно… — нервно хихикнул дракон. Он подумал немного, затем наклонился, подставляя воителю свой нос, — Слушай девочка, а можешь вот здесь порубить? — Нос зудел со вчерашнего вечера, и дракону было неудобно его чесать. Девочка тут же переключилась на новый объект. Дракон закатил глаза от удовольствия и заурчал.

    — Ну, так если ты все знаешь, — продолжил рассуждать зверь, — зачем ты тогда пытаешься меня убить?

    — Не хо-чу… — выкрикнула принцесса, сопровождая каждый слог яростным ударом. — Не хочу, чтобы меня спасали! Не хочу, чтобы за мной пришел этот вредный принц Ник!

    — В чем же его вред? — спросил дракон, его сейчас беспокоило только одно — чтобы нос подольше чесали.

    — Во всем! Он меня за волосы дергает и язык показывает! А если ты меня похитишь, и он меня спасет, то придется за него замуж выходить! Я тебя на куски изрублю!

    — Значит, ты поэтому решила меня убить?

    — Поэтому!

    — Странные вы, люди, создания. Нет, чтобы просто договориться… — проворчал дракон, и принцесса неожиданно остановилась.

    — Ну… — зверь поерзал, подставляя нос, хотелось еще. — Руби же!

    — Договориться?.. — удивленно повторила девочка, видимо, эта идея раньше ей в голову не приходила.

    — Ну да, — вздохнул дракон, поднимаясь — чесания носа больше не будет. — Поговорить спокойно, как цивилизованные существа, прийти к соглашению.

    — А ты умеешь? — недоверчиво сощурилась девочка.

    — Я-то умею. Я же не человек какой-нибудь. Итак, давай договариваться. Ты меня не убиваешь, а я тебя не похищаю. Хорошо?

    Девочка опустила деревянный меч, почесала затылок.

    — А гарантия?

    — Честное драконье слово!

    — А тебе можно верить?

    — Конечно! Я же не принц какой-нибудь! Уговор?

    — Ну ладно… Уговор, — и принцесса, забрав свой шикарный шлем, меч, красивый щит, срывая по пути цветочки, удалилась.

    Три года спустя.

    — Дракоооооон! Выходи!



    Дракон нехотя выполз из пещеры. Пришедшую к нему принцессу трудно было узнать, особенно без шлема, доспехов и плюмажа, но у дракона в запасе, кроме зрения, нюха и слуха есть еще и магические инструменты идентификации личности.

    — Что? Опять убивать меня пришла? — ворчливо спросил он.

    — Нет. Но наш уговор… — принцесса сложила руки на груди и насупила брови, глядя куда-то мимо дракона. — Короче, я передумала… Похищай меня!

    — Да что ж такое? — фыркнул он. — Вы, люди — сплошное непостоянство. Теперь, значит, ты хочешь, чтобы тебя похитили?

    — Угу.

    — И зачем?

    — Этот вредный принц Ник сказал, что никогда не женится. А если ты меня похитишь, а он меня спасет, то ему ПРИДЕТСЯ это сделать!

    — То есть… — дракон прекрасно помнил прошлый их разговор, ведь у подобных ему существ отличная память, — сначала ты хотела, чтобы тебя не похитили, чтобы ему не пришлось жениться на тебе. А теперь ты хочешь, чтобы тебя похитили, чтобы ему пришлось жениться?..

    — Да! То было необдуманное решение. Я была маленькая и глупая. А сейчас, я уже взрослая и умная!

    — И замуж, значит, хочешь?

    — Да. Нельзя же позволять этому вредному принцу Нику делать все, что ему вздумается.

    — И сколько тебе сейчас лет?

    — Много! Целых десять!

    — Ну да… Много… А вредному Нику сколько?

    — Одиннадцать!

    — Ты знаешь, мне кажется, — дракон задумчиво потер свой подбородок, — что он еще слишком мал. Ты-то нет, ты, конечно же, взрослая и умная. А вот он… боюсь еще маленький и глупый.

    — Ты уверен?

    — Да, я слышал, что мальчики взрослеют позже девочек.

    — И что теперь делать?

    — Давай подождем десять лет. Ровно через десять лет я тебя похищу, и ему придется тебя спасти. Хорошо?

    — А десять лет — это долго?

    Дракон задумался. Однажды он проспал десять лет к ряду, потом вышел из пещеры и увидел, что вокруг ничего не изменилось.

    — Нет, совсем не долго. Уговор?

    — Ну ладно… Уговор — Принцесса отвернулась и побежала в сторону своего замка, срывая по дороге цветочки.

    — Эй! Принцесса! — крикнул ей вслед дракон.

    — Что?

    — Ты, случайно, не захватила свой меч?

    — Нет.

    — Жаль… А то нос так чешется…

    Пять лет спустя.

    — Дракоооон! Выходи!!!



    Дракон проснулся, перепугано огляделся по сторонам, с трудом понял, где он, и наконец вылез наружу.

    — Ну что случилось? Уже десять лет прошло?

    — Нет!

    — Только не говори, что ты передумала.

    — Я передумала!

    — Но почему?! — дракон совершенно не мог понять такого непостоянства.

    — Вот что я хочу сказать: не похищай меня!

    — Чтобы вредному принцу Нику не пришлось на тебе жениться?

    — Да!

    Дракон шумно вздохнул, улегся на землю, положив голову на сложенные передние лапы.

    — Ну, выкладывай.

    — Ник мне больше не нравится. Мне нравится Майкл.

    — Это тоже вредный принц?

    — Нет. Да.

    — Принц, но не вредный?

    — Да!

    — Ну так, пусть он тебя спасет и женится. Зачем же отменять похищение?

    — Он не сможет, — шмыгнула носом принцесса. — Он не любит драться. Он пацифист и выступает в защиту редких животных, особенно драконов.

    — О! Этот Майкл мне тоже начинает нравиться. А Ник?

    — А Ник говорит, что с драконами надо сражаться.

    — Тогда понятно.

    — Если я пообещаю тебя не похищать, ты не передумаешь?

    — Нет, конечно! Мое решение твердо, — она пнула носком туфли какой-то булыжник, — как скала!

    — Отлично. Потому что, если передумаешь, я заставлю тебя чесать мне нос! — сказал дракон, затем подумал и добавил: — И за ухом. И под подбородком. И…

    — У тебя что блохи?

    — Нет! — смутился дракон.

    — Вот и хорошо. Уговор?

    — Уговор.

    Три года спустя

    — Дракооон! Выходи!!!



    — Чтоооо?!! Опяяяяять?!! — взвыл дракон, не вылезая из пещеры.

    — Собирайся! — кричал знакомый, хоть и повзрослевший голос. — Я тебя похищаю!

    От удивления дракон пулей выскочил наружу.

    — Нет, девочка, ты все перепутала! Принцессы не похищают драконов! — раздраженно и чуточку тревожно возразил дракон — до этого дня никто не грозился его похитить. Мало ли что…

    — Придется, — вздохнула она, оглядывая со всех сторон зверя, словно бы ища, за что его ухватить. — Будет лучше, если ты пойдешь сам! — наконец сделала она вывод.

    — Такого уговора не было!

    — Ну значит, будет!

    — А прежние наши договоренности? И вообще, зачем это тебе понадобилось? До такого, надо заметить, еще никто не додумывался.

    — Майкл, — вздохнула принцесса. — Он сказал, что мечта всей его жизни — изучить живого дракона. Но поймать его он никогда не осмелится.

    — И что теперь? — возмутился дракон. — При чем здесь ты? А самое главное, при чем здесь я?

    Девушка пожала плечами.

    — Еще он сказал, что не женится, пока не осуществит мечту всей свой жизни. А ты?.. Ты — просто жертва обстоятельств.

    — Ничего себе! — присвистнул дракон. — А если эта жертва обстоятельств возьмет и сожрет прямо сейчас невесту этого трусливого, как заяц, но наглого, как еж, Майкла?!

    — Что?! — глаза принцессы округлились и недобро засверкали. — Какую такую невесту?! Он уже успел себе невесту найти?! Ах так!

    — Ну… я тебя имел ввиду, — стушевался дракон от такой вспышки гнева.

    — Ааа… — девушка вновь погрустнела. — Я нет. Я не невеста.

    — Тогда какой вообще смысл? А если он не оценит? Ты станешь похищать огромное огнедышащее чудовище, рисковать жизнью ради того, кто тебе еще предложение даже не сделал?

    — Ну, а как быть, если он сидит себе и все! Книжки свои умные читает! Драконами бредит! А меня в упор не замечает!

    — А Ник?

    — Что Ник?

    — Ну был же еще вредный принц Ник. Он куда делся?

    — А, — принцесса махнула рукой, — Ник это Ник. Он мне не нужен.

    — Знаешь что, принцесса. Я бы конечно мог тебя испепелить или, там, сожрать. Ну, или в башне запереть. Но так как ты ко мне уже в четвертый раз приходишь, и мне уже как родная, я тебе, так и быть, помогу. Значит, давай так, ты приводишь сюда этого своего Майкла, а я разрешаю ему за мной наблюдать, в естественной, так сказать, среде обитания. И тебе хорошо, и риска никакого. Уговор?

    — Уговор! — просияла принцесса.

    Год спустя.

    — Дракон… — услышал он тихий голос в пещере у себя под ухом. — Подвинься…

    Дракон открыл один глаз:

    — Ты мне снишься?

    — Нет.

    Дракон закрыл глаз.

    — Ну и?..

    — Пришла, вот… Буду у тебя жить.

    — А что так?

    — Надоели все эти принцы. С тобой спокойнее.

    — Так получается я тебя похитил? — спросил дракон.

    — Нет. Ни в коем случае. Я сама пришла. И, смотри, помалкивай, что я здесь! А то еще явятся, спасители-несчастные.

    — А ты замуж уже не хочешь?

    — Не-а.

    — Все равно ведь через год-два передумаешь.

    Принцесса промолчала.

    — А ты не боишься?

    — Нет.

    — Доверяешь мне?

    — Конечно, ты же не человек и не принц какой-нибудь…

    Дракон открыл на этот раз оба глаза, внимательно посмотрел на девушку, прижавшуюся к его большому боку.

    — Что? — буркнула она.

    Он положил голову на пол пещеры.

    — Ничего. Нос почеши
     
    smilelolita, Konstantin, Tatiana и 5 другим нравится это.
  2. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Журнал "Лучик"

    ·
    ЛЮБИТЕ ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ?
    Тогда эта – точно для вас. Мы расскажем всего лишь, как потерялся и нашёлся Золотой ключик... Но впечатлительным не читать!

    * * *
    В предисловии к сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой пишет, что, когда был маленьким, читал книжку Карло Коллоди, которая называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Он много раз рассказывал о похождениях деревянной куклы своим товарищам, а поскольку книжка потерялась, он всякий раз пересказывал её по-новому.
    Это неправда. «Пиноккио» перевели на русский язык, когда Толстому было уже 23 года. Итальянского языка он не знал, и читать «Пиноккио» в детстве не мог. Он прочёл «Пиноккио» уже взрослым, и эта сказка тронула его сердце совсем по другой причине.
    Дело в том, что Алексей Толстой не был любимым сыном своего отца, графа Николая Толстого. Он даже родным его сыном не был и до 16 лет носил другую фамилию – Бостром. Воспитывался Алёша не в отцовском доме, а у дяди. Николай Толстой с трудом согласился дать юному Алексею свою фамилию и графский титул.
    Вот почему история о деревянной кукле, мечтавшей стать человеком, тронула сердце писателя. Ведь он сам был «непонятного происхождения» – как Пиноккио. И тоже мечтал «стать человеком» – законным сыном знатного отца.
    И переписал он эту историю по-другому не потому, что забыл, как было на самом деле, а…
    Впрочем, об этом позже.

    ЭТО ПРОСТО КОШМАР КАКОЙ-ТО...
    В сказке Карло Коллоди Мальвины не было. Там была фея с голубыми волосами. Но феей она стала не сразу. Вначале она была… привидением.
    В первом варианте сказки Коллоди собирался умертвить Пиноккио. Сказка заканчивалась так: Пиноккио убегает от разбойников через лес, силы оставляют его, он видит впереди белый домик и думает: «Если у меня хватит сил добежать до этого дома, я, пожалуй, спасён». Он изо всех сил стучит в дверь, ему долго не открывают, а потом…
    «В окне появилась красивая девочка. У неё были волосы цвета небесной лазури, бледное словно восковое лицо, глаза закрыты, а руки скрещены на груди. Даже не шевеля губами, она сказала голосом, который шёл, казалось, с того света:
    – В этом доме никого нет. Все умерли.
    – Открой мне хотя бы ты! — взмолился Пиноккио, рыдая.
    – Я тоже умерла.
    – Умерла? Но что тогда ты делаешь тут, у окна?
    – Жду, когда прибудет гроб, чтобы забрать меня отсюда, — и с этими словами девочка исчезла, а окно бесшумно закрылось».
    После этого разбойники настигали Пиноккио и убивали его.
    Ничего себе сказочка?
    В прежние времена сказочники не очень-то заботились о том, чтобы не травмировать детей.
    Несмотря на это история про деревянного мальчика понравилась читателям, издатели потребовали продолжения, и вот тогда-то Коллоди превратил привидение в фею и заставил её оживить Пиноккио.
    А голубые волосы, которые были придуманы, чтобы подчеркнуть потустороннюю бледность зловещей девочки, так и остались голубыми.

    ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА МУЖЧИН
    Распространено мнение, что имя Мальвина означает «нежная». Ничего подобного!
    Жил в 18 веке в Шотландии поэт Джеймс Макферсон. Он сочинил произведение под названием «Поэмы Оссиана». Оссиан – это легендарный бард (вроде скандинавского скальда), живший в Британии в 3 веке. Вот Макферсон и сочинял поэмы от его имени.
    У Оссиана была невестка (жена сына) по имени Мальвина. Сын Оссиана погиб, и Мальвина осталась самым близким ему человеком, вроде родной дочери.
    «Поэмы Оссиана» были хорошо известны в России. Оттуда имя Мальвина перешло в произведения Жуковского, Батюшкова, Пушкина.
    О происхождении имени спорят. Одни считают, что оно происходит от древнегерманских корней «male» (мужчина) «win» (победа) – «победительница мужчин». Подходит такое имя тому, кто посадил Буратино в чулан? Вполне подходит!
    Другие считают, что имя связано с мальвой – растением с крупными розовыми, фиолетовыми или голубыми цветами. Из мальвы делают лекарство, а из прочных стеблей – верёвки. Подходит нашей Мальвине? Тоже подходит!
    Но если учесть, что имя Мальвина пришло к нам из шотландской поэмы, которая основана на кельтских сказаниях (кельты населяли Британию до того, как её завоевали потомки викингов – норманны), то придётся признать, что имя Мальвина, скорее всего, происходит от древнеирландского мужского имени Мелвин, что означает «гладкобровый».
    Гладкие ли брови у нашей Мальвины – куклы с фарфоровой головкой? Разумеется! Но при чём тут нежность?

    ИЗБУШКА, ИЗБУШКА…
    После того, как мёртвая девочка из сказки «Пиноккио» превратилась в фею, ей всё равно пришлось умереть, – повторно, от огорчения, что Пиноккио её оставил. И снова воскреснуть: в следующий раз Пиноккио встречает голубоволосую фею уже взрослой женщиной.
    Карло Коллоди вообще обожал умерщвлять и воскрешать персонажей. Например, сверчка, которого Пиноккио убил молотком. Или… Да ладно. Ну его.
    В сказке про Буратино нет всех этих ужасов, однако, если присмотреться, в нашей Мальвине тоже можно разглядеть нечто зловещее. Она живёт одна в домике посреди леса. Ей подчиняются насекомые, птицы и звери, в том числе и такие малоприятные, как лягушка и жаба. Вам это ничего не напоминает? Подумайте.
    Живёт в лесу… Повелевает лягушками…
    Кстати чёрный пудель, который служит девочке с голубыми волосами, тоже непрост. Вспомним одно из величайших и знаменитейших произведений мировой литературы – драму «Фауст» великого Гёте. Там в образе чёрного пуделя Фаусту является Мефистофель – то есть сам сатана...
    Вот и выходит, что Мальвина – это Баба Яга в молодости!
    Так ведь и фея – это та же колдунья, просто симпатичная...

    ТАЙНА ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА
    Конечно, придумывая свою Мальвину, Алексей Толстой вдохновлялся не Бабой Ягой. Но и не девочкой-волшебницей, которая зачем-то без конца умирает. А кем же?
    Может быть, красоткой Коломбиной, в которую в старинных итальянских и французских комедиях бывает влюблён доверчивый добряк и растяпа Пьеро?
    Тоже нет. Ведь Коломбина служанка, а Мальвина маленькая госпожа. Коломбина деревенская простушка, а Мальвина – строгая девочка «с воспитанием». Откуда же она такая взялась?
    Разгадать эту загадку нам поможет… ключ к ней.
    А точнее – золотой ключик.
    В сказке Карло Коллоди золотого ключика нет. Нет и дверцы, которую он открывает. А для Алексея Толстого эта дверца была очень важна! И вот почему.
    Он начинал работу над сказкой, когда жил в эмиграции, но уже мечтал вернуться в Россию. В сказке дверца пропускает героев из мира обмана и насилия в справедливый мир, где кукольный театр будет принадлежать не эксплуататору Карабасу-Барабасу, а самим куклам. Проще говоря, через эту дверцу они попадают в Советскую Россию. В тот мир, который в Советской России мечтали построить. Куда и сам Толстой мечтал попасть!
    Но почему туда попадают именно с помощью потайной дверцы и золотого ключика, а не как-нибудь по-другому?
    О, это интереснейшая история!

    КАК ПОТЕРЯЛСЯ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК?
    Прежде чем мы расскажем, откуда в сказке взялись дверца и золотой ключик, обратите внимание: у Карло Коллоди очаг в каморке старика Джеппетто нарисован прямо на стене. А в сказке Толстого – на куске холста. Дверца как бы ЗАНАВЕШЕНА этим холстом. Запомним это.
    В 1909 году Алексей Толстой регулярно публиковал рассказы для детей в детском журнале «Тропинка». И в том же году в журнале «Тропинка» публиковали русский перевод «Алисы в стране чудес», сделанный Поликсеной Соловьёвой, дочерью историка Сергея Соловьёва и сестрой философа Владимира Соловьёва.
    Вот отрывок из этого перевода:
    «На столе ничего не было, кроме маленького золотого ключика, и Алисе тотчас пришло в голову, что это ключик от одной из дверей. Но увы! Или замочные скважины были слишком велики, или ключик был слишком мал, только им нельзя было открыть ни одной из дверей. Но, обходя двери вторично, Алиса обратила внимание на маленькую занавесочку, которой не заметила раньше, и за этой занавесочкой нашла маленькую дверку, около пятнадцати дюймов высоты. Она попробовала отпереть дверцу золотым ключиком, и к её великой радости, ключик подошёл».
    Читал ли Алексей Толстой «Алису» в журнале, в котором сам публиковался? Конечно!
    А если у кого-то остаются сомнения, вот ещё доказательство. Помните облако в виде кошачьей головы над домиком Мальвины? Облако, которое так похоже на кошачью голову, что Артемон рычит на него?
    Взгляните на иллюстрацию к «Алисе в стране чудес» из журнала «Тропинка». Кошачья голова в небе. Чеширский кот.
    В том номере журнала, где Чеширский кот появляется на страницах «Алисы в стране чудес» впервые, был опубликован рассказ Алексея Толстого «Полкан». Так состоялась первая встреча кошачьей головы и собаки, описанная потом в «Приключениях Буратино».

    ВСЁ ЧУДЕСАТЕЕ И ЧУДЕСАТЕЕ...
    Они в самом деле похожи. Алису утомляет путаница, творящаяся в стране чудес, она всё время пытается навести там порядок, – и Мальвина тоже любит порядок, дисциплину и чистоту. Алиса прилежная ученица, и Мальвина учит «глупенького Буратино». Алиса участвует в безумном чаепитии, – Мальвина устраивает чаепитие для Буратино…
    Вот сколько всего должно было соединиться в голове писателя, чтобы на свет появилась сказка про Буратино! Воспоминания детства, мечты о будущем, картинка из журнала, прочитанного много лет назад… А ведь мы рассмотрели только один образ.
    А кто такой Карабас-Барабас и почему его так зовут?
    Или почему нос растёт от вранья?
    Литература – это такой удивительный мир, по которому сколько раз путешествуешь, столько раз находишь что-нибудь новое...
     
    Гесер, Tatiana, Olga и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей