ПРАВОСЛАВИЕ

Тема в разделе "ОТКРЫТАЯ ГРУППА", создана пользователем Вертоградарь, 25 янв 2008.

  1. Подвиг мученицы Татианы

    Мария Хорькова

    Cвятая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она решила проводить жизнь свою и девстве и целомудрии, невестой была она Христу...

    Пламенея к Нему любовью, она Ему Единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою ипорабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой[1]. и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом.

    Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антоний Гелиогабал. Он усыновил своего двоюродного брата, благородного Александра Севира, но когда в этом раскаялся и стал покушаться на жизнь нареченного сына, был умерщвлен солдатами. и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр, на царский престол возвели Александра[2], юного шестнадцатилетнего отрока. Его матерью была христианка по имени Маммея; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и поклонялся им, как древним богам римским. В его дворце находились изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея[3] многих других. Сам Александр как сын христианки не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли их. Так как Александр был слишком молод, то управление государством поручили некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх[4] Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так называли христиан) всюду понуждать поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги дьявола: комит[5]Виталий, кувикулярий[6] Васс, доместик Кувикулярий - царский постельничий[7]. Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили - подвергали мучениям и предавали смерти.

    В то время и святая дева Татиана была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу.

    Она же поклонилась истинному Богу, и вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Дьявол, обитавший и идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.

    Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ее железными крючьями. Вскоре сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твердо, как бы наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану, так что мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения, они говорили, что они сами больше страдают, чем сия святая и невинная дева.





    Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех ангелов, окружавших святую, услышали глас с небес, бывший к святой деве, и пали пред нею на землю и стали молить ее: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения». Все они (их было восемь человек) уверовали во Христа и восприняли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли им главы.



    На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран, вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась во время этих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись.



    Ибо, как и прежде, ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец, девять из них умерло, пораженные ангельской десницей, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их - бездушные идолы.



    Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и ангелы Божии славословили вместе с ней. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены. Сначала ее стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их - Диане[8] Святая дева сделала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?» Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор[9], подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После этого святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание.



    На утро святую Татиану привели в цирк[10] и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую.

    Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его.



    Святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям, и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову. Нечестивцы же все эти явные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию; они остригли ей волосы, надеясь, что ее чары будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Посему они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса[11]. Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования.



    Два дня провела святая заключенной в этом храме. Небесный свет, который всегда ее осиял, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее.



    На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву своему богу Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом. Вместе с ней казнили отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своей дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь.




    [1] Обязанности диакониссы состояли в посещении больных женщин и уходе за ними, в приготовлении женщин ко крещению, в "служении пресвитерам при крещении женщин для благоприличия", в надзоре за назначенными для женщин входами в богослужебные собрания и т.п.

    [2] Александр Севир царствовал с 222 по 235 год.

    [3] Апполон почитался богом солнца и просвещения, а также общественного благополучия и порядка, охранителем закона и божеством предсказания будущего. Орфей - герой греческих мифов, сила пения которого была столь велика, что он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей.

    [4] Епарх - начальник крепости, комендант.

    [5] Комит - высший чиновник при императоре.

    [6] Кувикулярий - царский постельничий.

    [7] Доместики - стража римских императоров.

    [8] Диана (Артемида) - греческая богиня луны и охоты.

    [9] Претор - судебное место, где заседал начальник римский или судья.

    [10] Цирком называлась площадь, отгороженная рядом скамей или стеною. Там происходили состязания бойцов между собой и со зверями. На эту площадь или арену бросали и христиан, а потом выпускали хищных зверей, которые содержались при цирке в особых клетках.

    [11]Зевс (Юпитер) - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.
     

    Вложения:

  2. Биографическая справка
    Архиепископ Самарский и Сызранский СЕРГИЙ (Полеткин)


    Родился 14 апреля 1951 года в деревне Ханино Спас-Клепиковского района Рязанской области. Виктор (имя до пострижения в монашество) был младшим, восьмым, ребенком в верующей крестьянской семье.

    В 1966 году окончил среднюю школу-интернат. В 17 лет, после знакомства с архимандритом Серафимом (Урбановским), окончательно окреп в вере, стал задумываться о церковном служении.

    После окончания в 1969 году строительного техникума в Москве некоторое время работал монтажником. В 1972-1973 годах служил иподиаконом у епископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова, ныне - митрополит), в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани.

    В 1973-1977 годах учился в Московской Духовной Семинарии. Во время учебы был иподиаконом у архиепископа Владимира (Сабодана), ректора Московской Духовной Семинарии и Академии (ныне - Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины).

    В 1977-1981 годах учился в Московской Духовной Академии, окончил МДА со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение "Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества". Оставлен профессорским стипендиатом на кафедре "Основное богословие".

    26 апреля 1981 года рукоположен в сан диакона.

    С июля 1981 года - преподаватель МДС, а с августа 1982 года - сотрудник Сектора заочного обучения МДС.

    24 июля 1982 года рукоположен в сан пресвитера.

    20 июня 1983 года перешел в клир Ростовской епархии по приглашению митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и до 1988 года исполнял обязанности его секретаря.

    5 августа 1984 года назначен клириком Владимирского собора Ростова-на-Дону.

    23 декабря 1984 года принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре, который совершил наместник Лавры архимандрит Алексий (ныне - архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский).

    24 декабря 1984 года - возведен в сан архимандрита.

    В 1988-1989 годах - заведующий канцелярией Московской Патриархии.

    10 апреля 1989 года на заседании Священного Синода архимандриту Сергию (Полеткину) определено быть епископом Азовским, викарием Ростовской епархии.

    4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения его во епископа, который совершили ныне покойный Святейший Патриарх Пимен (Извеков), митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Зарайский Алексий, Владимирский и Суздальский Валентин и епископ Можайский Григорий.

    5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник", в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону состоялась хиротония архимандрита Сергия во епископа Азовского, в которой участвовали 14 архиереев. Возглавил рукоположение митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан).

    23 февраля 1993 года Постановлением Священного Синода и Указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен Управляющим Самарской епархией - Епископом Самарским и Сызранским.

    25 февраля 1998 года возведен в сан Архиепископа.

    К 1000-летию Крещения Руси награжден орденом святого Владимира II степени. Решением международного фонда "Милосердие и здоровье" - Дипломом Милосердия; постановлением Президиума Академии Российской словесности - медалью "Ревнителю просвещения".

    В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1999 году в Самарском кафедральном Покровском соборе из рук Святейшего Патриарха, во время его Первосвятительского визита на Самарскую землю, принял орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

    В 2001 году, к 50-летию со дня рождения, награжден Его Святейшеством орденом Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени, который был вручен Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, а также Президентом Российской Федерации Путиным В.В. - орденом Дружбы "за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление гражданского мира".
     

    Вложения:

  3. Что такое пост?

    А нужен ли он человеку? Многие говорят, что он даже вредит нашему здоровью. Зачем тогда поститься? Почему я должен лишать себя удовольствия вкусно с аппетитом съесть свой обед, ужин. Ведь всю пищу - "хлеб наш насущный" дает нам сам Бог, Которого мы об этом просим ежедневно в молитве "Отче наш...".

    Итак, что такое пост? Это воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, масла, яиц, а также умеренное потребление любой еды и питья. Как учит церковь и как свидетельствуют святые Отцы древнейших и наших времен, такое воздержание необходимо человеку как способ так называемого умерщвления плоти нашей, которая является порождением греховных страстей.

    Без преувеличения можно сказать, что от поста зависит внутренняя, духовная жизнь человека. Преподобный Исаак Сирин говорит: "Кто не радеет о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню, и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится Сам законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон? Однажды ученики Христа спросили Его: почему они не могли исцелить бесноватого человека, он им ответил: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк.9,29). Таким образом, Христос подтвердил важность поста для одоления демонической силы.

    "Пост тела есть пища для души", - замечает св. Иоанн Златоуст, а св. Василий Великий так продолжает: "Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе".

    Действительно, не есть ли пост как наказание тела для того, чтобы усмирить его буйство и сделать недоступным для страстей? Так утверждает и Апостол Павел, говоря: "Когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12,10). Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье.

    Употребляя часто мясную пищу и нарушая посты, человек забывает, что через вкушение мяса рождаются греховные страсти, а от них - болезни плоти и души. Надо уяснить, что не изысканные блюда и мясо дают нам здоровье, а Бог. Он дает нам жизнь, здоровье, силы и разум. Ими мы руководствуемся себе на пользу, а не во вред.

    Согласно Уставу, церковь разрешает в праздничные дни на трапезе "велие утешение братии", то есть позволяет нам в меру исполниться радостью наслаждения вкусной и разнообразной пищей, которую нам дает Бог.

    Своеобразное назидание преподают нам святые Отцы, когда говорят: "Тело - это осел, на котором мы должны доехать до небесного града Иерусалима. Если недокормишь его - свалится, если перекормишь - взбесится, поэтому надо всегда держаться золотой середины - идти царским путем".

    Святые, жившие на протяжении многих веков, доказали своей постнической жизнью неоценимую полезность поста. Вспомним Марию Египетскую, которая более сорока лет пребывала в пустыне, где питалась одними кореньями трав. Вспомним преп. Симеона Столпника, ничего не вкушавшего во весь Великий пост и дожившего до 103 лет. Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Преп. Анфим, как и Симеон, кроме св. воды, весь Великий пост проводил без еды, ничего не принимая, а прожил 110 лет. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский - 113, а св. Алипий - 118 лет. Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений.

    Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.

    Надо отметить еще и тот немаловажный факт, что пост телесный обязательно должен быть тесно связан с постом духовным, состоящим в усердной молитве и обуздании своих греховных привычек - будь то гнев и раздражение, злоба и ненависть, ложь и зависть.

    Именно это церковь особенно подчеркивает при наступлении Великого поста в своем богослужении, призывая всех: "...постимся, братие, телесно, постимся и духовно", "отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13,13). А подвижники благочестия, испытавшие на себе благодатное действие молитвы и поста, уподобляли их двум крыльям, которые помогают душе человека возлетать на небо, к Богу.

    Вся наша жизнь, наша душа укрепляется и преображается только тогда, когда мы ей - душе - подчиняем тело. Но от противников поста, - как верующих так и неверующих - нередко можно слышать крылатую фразу из Евангелия: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека..." или слова Апостола Павла: "Пища не приближает нас к Богу" (1 Кор. 8,8).

    Разумеется, пища сама по себе не может ни осквернить человека, ни тем более приблизить его к Богу. Однако сам человек должен избегать или по крайней мере ограничивать себя во всем том, что способствует увеличению и усилению его плотских страстей: мяса, сала, масла животного, яиц, сладостей, специй и спиртных напитков, доводящих человека до скотского состояния. Надо понять, что пост как таковой, - это не борьба с плотию. Плоть человеческую, как и душу, создал Бог. Пост - это борьба с извращенностью плоти. Когда человек не владеет своим телом, то есть не имеет воли обуздать его, то он становится рабом своей плоти, рабом пищи, пития или иных неограниченных удовольствий.

    Короче говоря, пища, как вещь, начинает господствовать над человеком. Вспомним слова Христа, когда Он сказал диаволу, искушающему его в пустыне: " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 1,4). Значит, прежде надо питать себя словом Божиим, а потом хлебом. Молитвенное общение с Богом, Подателем всех благ есть духовная пища для человека, и это - прежде всего.

    Вот почему всегда, а тем более в дни поста, мы не должны вкушать ничего того, что служит усилению плоти и способствует не торжеству, а подавлению духа.

    По этому поводу св. апостол Павел говорит: "По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7,24).

    В заключение хочется привести замечательные слова св. Василия Великого: "Поскольку мы не постились, то низринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!" И в этом спасительном делании нам помогает Церковь - она установила 4 поста в году:

    Великий пост - 40 дней; к нему присоединяется Страстная седьмица - последняя неделя перед Пасхой.

    Петров пост начинается через неделю после праздника Св. Троицы и кончается 12 июля, на праздновании св. апостолов Петра и Павла.

    Успенский пост в честь Пресвятой Богородицы - с 14 по 27 августа.

    Рождественский пост - с 28 ноября и до 7 января.

    Кроме того, строго постными днями являются: День Воздвижения Креста Господня - 27 сентября, день Усекновения главы св. пророка и Крестителя Господня - 11 сентября, а также Рождественский Сочельник - 6 января и Крещенский Сочельник -18 января.

    Не надо забывать и о постных днях - среде и пятнице - круглый год.

    Соблюдение постных дней тем более необходимо тем, кто готовится ко св. Таинству Причащения.

    На фото - Иверский женский монастырь в г. Самара.
     

    Вложения:

  4. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий
    Счастье - это полнота бытия.

    (Интервью журналу "Русское эхо")

    - Владыка, в России всегда было высоко значение интеллигенции. Причем не всегда положительное. Прекрасно это описано у Алексея Толстого в романе "Сестры", когда в 1916 году слово "революция" буквально не сходило с уст и это напоминало некое заклинание, вызывающее демона. А какова сегодня роль интеллигенции в обществе? И кого вообще можно, на Ваш взгляд, считать интеллигентным человеком?

    - По определению Даля, "интеллигенция" - разумная, образованная, умственно развитая часть жителей. И здесь следует обратить внимание на слово "образованная", которое у нас сейчас трактуется неверно. Образованными называют людей, получивших определенные знания в высших учебных заведениях и работающих в умственной сфере. Но слово "образованный" этимологически восходит к слову "образ", которое имеет прежде всего богословскую направленность, ибо каждый человек - носитель образа и подобия Божия. И человек призван восстановить в себе этот образ, чтобы отразить Божественное. И вот когда мы именно так понимаем слово "образованный", то понятие "интеллигенция" раскрывается во всей своей полноте: как не только личности с развитыми умственными способностями, но прежде всего богатые духовно, тесно связанные с историческими корнями и вероучением, внемлющие голосу наставляющей нас совести. Интеллигент - это не потребитель в мире, а соработник Бога, возделывающий окружающий мир согласно заповедям Божиим. Отсюда проистекают и его сознательный подход к вопросам патриотизма, государственности, защиты земли, на которой он родился. И мне представляется одной из важнейших сегодня задач интеллигенции - свидетельствовать, в первую очередь своей жизнью, об истине, а это огромный труд. Не случайно жизнь христианина определяется как подвиг. Тем более в нынешнем до крайности секуляризованном мире. И вторая задача - научать окружающих, так и Христос говорит нам: "...кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5, 19), - и далее дает нам прямое указание: "...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28, 19). Такова, на мой взгляд, сегодня миссия интеллигенции в обществе.

    - Но не секрет, что сегодня многие считающие себя весьма образованными люди, прочитав Евангелие, начинают трактовать его на свой лад и распространять свои взгляды, прикрываясь словами Священного Писания. Я вообще как-то отметил для себя некое "столичное православие". Бывая в столицах и беседуя со многими очень умными и уважаемыми в обществе людьми, иногда слышу искреннее: "Верую", - а потом следуют комментарии: вот тут-де Христос не досказал, тут Церковь неправильно истолковала, тут вообще исказила, а понимать Христа надо так-то и так-то. Часто, например, можно услышать, зачем-де ходить в церковь, когда сказано, что "Царство Божие внутрь вас есть", или "когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Другие же говорят, что вообще надо оставить мир таким, как он есть, ибо все равно Апокалипсис уже в действии, ничто отменить его не в силах, и получается, по их мнению, что мы, пытаясь спасти мир, только мешаем скорейшему Божьему суду над ним.

    - Мы уже говорили, что полнота личности заключена в совокупном развитии духовных и интеллектуальных качеств человека. Если же знания в человеке начинают преобладать, довлеть над ним, то это, по точному определению Тихона Задонского, - все равно что "вкладывать нож в руку убийцы". Отсюда - возникновение сект, ересей, расколов, неустройств как в Церкви, так и в обществе. К сожалению, это все уже было в России и, к еще большему сожалению, ничему не учит. За отступлением от Церкви всегда следовали катастрофы. Уже при Петре Великом началось вмешательство государства в дела Церкви, ущемление ее прав. Так стала готовиться происшедшая в семнадцатом году катастрофа. И не случайно то, что перед революцией мы видим умножение различных вероотступнических учений, толкований, сект. Взять хотя бы то же учение Льва Толстого, который, будучи необычайно талантливым, увлек очень многих от Бога. И первой отступила тогда от Бога интеллигенция, именно она привнесла наибольшее разрушение. И Божие наказание последовало - это было осознано впоследствии многими в эмиграции...

    - Катастрофа семнадцатого года вообще представляется как едва ли не исполнением предсказаний Христа о кончине мира. Казалось, все признаки налицо: "изъят был из среды удерживающий", "мировые войны", "брат восстал на брата, а сын - на отца", "голод" и "мерзость запустения в святом месте", к тому же как никогда были сильны иудейские ожидания восстановления Земли обетованной. Многие, кстати, восприняли тогда Россию как дарованную им землю, и большой поток эмигрантов хлынул тогда со всех стран мира в нашу страну... Мир покачнулся, но вот Господь сохранил его...

    - Совершенно верно, но не надо забывать, что в те же годы, когда так сильно проявилось вероотступничество, на небесах пред Господом предстал сонм новомучеников во главе с Государем, молящихся за свою Родину. А все, что делает Господь, - во благо, во вразумление. Например, надо было случиться немецкому нашествию на Россию, чтобы было восстановлено патриаршество, стали открываться храмы и монастыри, люди снова обратились к Богу.

    Что же касается непосредственно эсхатологических ожиданий, то Церковь всегда избегала крайностей. Никому не дано знать час Страшного суда. Как говорит Евангелие: "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк. 13, 32). И человеку не дано знать час своей смерти. Только немногие святые были достойны прозреть свой час, но это были люди, для которых уже явственно не было конца жизни как таковой, а был только переход из одной реальности в другую. От человека же это сокрыто для его духовного и нравственного воспитания. Господь сказал: "Смотрите, бодрствуйте, молитесь: ибо не знаете, когда наступит это время" (Мк. 13, 33). Мы явлены Богом из небытия в нашу реальность и должны исполнять волю Его и полагаться на Его Промысел о нас, а все остальное - от лукавого.

    И не может быть полноты православной жизни вне Церкви. Это очень хорошо и правильно - молиться дома. Уединенная молитва, дополняя общественную, может быть весьма благодатна. Но Господь сказал, что именно там, "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Ничто не может заменить красоту Божественной литургии в заполненном православными людьми храме. И только в Церкви человек приобщается к Божественным Таинствам, без которых невозможна нормальная жизнь. В Таинстве Евхаристии человек соединяется с Богом, вне Церкви подготовиться к принятию в себя Бога невозможно. Поэтому, когда люди говорят, что не обязательно ходить в церковь, это просто прикрытие собственной лени, в первую очередь духовной лени, это одна из самых пагубных болезней века сего. Дух праздности все больше и больше порабощает современный мир, а это - начало многих иных, более страшных грехов.

    Вот сейчас говорят о свободе. Но что такое свобода? Свобода - это не вседозволенность и не распущенность. Свобода - это когда человек становится свободным от греха, когда он становится хозяином положения, когда страсти перестают руководить им. Тогда меняется сам человек. Вокруг него создается, если сказать по-современному, благодатная "аура". А если человек внутренне устроен, то и мир вокруг него меняется. Ведь к Серафиму Саровскому медведи приходили, и он кормил их с руки, потому что звери чувствовали этот благодатный "мирен дух" святого старца. Тот же Серафим Саровский учил: "Стяжи дух мирен - и вокруг тебя спасутся тысячи". Вот что такое свободное преобразование мира. Это, в первую очередь, преобразование самого себя. А оно, конечно, начинается с желания человека жить с Богом, и нигде нет большей Божественной полноты, как в Церкви.

    - Вот и время Вашего архипастырского служения на Самарской кафедре отмечено строительством новых и восстановлением заброшенных храмов на самарской земле. Создается впечатление, что в строительстве храмов Вы видите едва ли на самую главную Вашу задачу.

    - Чтобы понять, что значит храм на земле, достаточно взглянуть на нашу историю. Любое новое поселение на православной Руси начиналось со строительства храма. И уже потом вокруг храма селились люди, обустраивалась мирская жизнь. По мудрому замечанию Владимира Соловьева, "Церковь призвана освятить мир", чтобы Бог мог коснуться сердца человека и он стал жить по Божественным законам.

    - Но порой приходится слышать, что вот-де на постройку храмов тратятся огромные деньги, а для быта человека ничего не делается, сколько нищих, голодных, без жилья...

    - Эти слова неновы, давайте вспомним Евангелие от Иоанна. Когда Мария, сестра Лазаря, которого Христос воскресил из мертвых, за шесть дней до Воскресения Христова, "взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его" (Ин. 12, 3), один из учеников возмутился: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?" (Ин. 12, 5). Учеником этим был Иуда Искариотский, который потом и предал Христа. Дальше в Евангелии поясняется, что сказал он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Сейчас эти слова Иуды повторяют и распространяют через средства массовой информации, внушая простым людям, те, кто миллионами вывозит деньги из России. И здесь надо отдавать себе отчет, что, повторяя эти слова, мы способствуем продолжению разграбления нашей Родины. Мы сами уподобляемся тем ворам. А храмы строятся на народные деньги. На "лепты бедных вдов". И в конце приведенного евангельского эпизода Иисус говорит: "...нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда" (Ин. 12, 8). Это значит, что мы Бога в душе своей не всегда имеем. С обретения Бога в себе - вот с чего начинать надо. Как правильно сказал святой Иоанн Кронштадтский, если русский народ возвратится к вере, то обретет и материальный достаток, и свое обустройство. Потому что если свяжет себя с Богом, то уже Бог будет помогать ему.

    - Еще одна проблема, Владыка, которой Вы уделяете большое внимание, - это сфера образования...

    - Современное образование - это одна из важнейших проблем. От того, какого человека мы воспитываем, зависит наше будущее. Самарская губерния стала экспериментальной площадкой в этой сфере. Небезызвестным Банком реконструкции и развития выделены огромные средства на проведение реформ, многие из которых вызывают не просто беспокойство, а полное неприятие, потому что направлены на разрушение. Например, официально заявлено, что главная задача новой школы - ориентация на рынок труда, то есть школа должна готовить не высококвалифицированных специалистов, инженеров, ученых, художников, писателей, а ремесленников. Это опасно и страшно. Ибо мы тогда превратимся просто в рабсилу, лишенную всякого творческого начала. Поэтому из школьной сетки злонамеренно убираются или видоизменяются предметы, направленные на воспитание личности, такие, как русская история, литература, русский язык. Соглашаясь с этим, мы обкрадываем собственных детей.

    Церковь очень озабочена проводимыми реформами, и поэтому мы так настоятельно требуем введения в наших школах предмета "Основы православной культуры". Причем мы подчеркиваем, что это - не вероучительный предмет, и не ставим задачи, чтобы каждый ребенок обязательно шел в храм и молился, хотя это было бы только спасительно для России. Задача - воспитать человека в традициях русской культуры, русской истории. Невозможно, например, чувствовать всю красоту Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, не зная истоков православной веры. Без этого невозможно правильно понимать и литературное наследие. Только человек знающий, ценящий и любящий свою Родину, осознающий на всем своем жизненном пути ответственность перед Богом и окружающими людьми, способен восстановить наше государство. Нужно воспитывать правосознание русского человека, а то так и будем "иванами, не помнящими родства". И что же мы тогда жалуемся и киваем на кого-то, когда сами живем вне Бога? Посмотрите, недавно опубликована была страшная статистика: сейчас насчитывается два с половиной миллиона брошенных детей при живых родителях! Это в три раза больше, чем после войны. Это - показатель нравственной деградации общества. Разрушена семья, а семья - это "малая Церковь", с которой начинается государство. И Церковь бьет в набат, мы призываем вернуться к традициям русской культуры, отеческой веры, ее истории.

    Сейчас между Самарской епархией и областным департаментом образования, отделом образования города Самары заключены соглашения о преподавании курса "Основы православной культуры" в наших школах. Этот курс не вставлен в учебную сетку, но он рекомендуется как факультативный предмет по согласию родителей. И здесь уже все зависит только от нас самих: родители, которые хотят уберечь своих детей от пороков современного мира - наркомании, пьянства, развращенности, - должны требовать от руководства школ введения подобного курса. Тут уже не на кого будет кивать, что плохо или не так живем: первый шаг - пойти и потребовать для своих детей введение предмета, который поможет восстановить в них благодатную сущность. Не говорю "полностью восстановит", потому что такое восстановление возможно только в Церкви, в жизни по церковному календарю, но сделать шаг в этом направлении необходимо.

    - Предлагаемая реформа направлена, на мой взгляд, еще, я бы сказал, и на добивание крестьянства. Взять, например, те же создаваемые образовательные округа. Предлагается закрыть школы, в которых по утвержденным нормативам (кто утверждал?) - недобор учеников, и создать крупные образовательные центры, куда бы приезжали учащиеся на пять школьных дней и жили бы в интернатах. С экономической точки зрения, вроде бы выгода немалая - не надо будет тратиться на содержание многих сельских школ, но ведь дети, таким образом обучаясь наукам, отвыкают от своего села. Они уже с детства приучаются к перемене мест, они на пять дней отрываются от сельского быта, в основе которого лежит труд, а в десять-двенадцать лет мальчик или девочка на селе - уже почти хозяин или хозяйка. Беда подстерегает и родителей, потому что, лишившись заботы о своих чадах, трудно будет удержаться от, как Вы говорили, все больше соблазняющего мир духа праздности. А как проходило, Владыка, Ваше образование?

    - Я родился в Рязанской области, недалеко от села Константиново, родины Сергея Есенина, и, наверное, главным моим образовательным фактором явилась та чудесная природа, реки, озера, леса, как прекрасно выразился Сергей Есенин, "страна березового ситца", та открывающаяся перед глазами разлитая вокруг Божественная красота, которая, по словам Достоевского, спасет мир.

    Очень любил читать нашу русскую литературу, как классическую, так и современную. Например, Солоухина. Особенно запомнились его "Черные доски". Конечно, больше я воспитывался на святоотеческой литературе. Это - неисчерпаемый животворящий источник, к которому как можно чаще нужно припадать на протяжении всей жизни. Читаю, разумеется, и светскую литературу. Недавно прочел книгу Александра Солженицына "Двести лет вместе". Удивлен был, что долго она окружена молчанием, думал, почему не нападают.

    - Ну, потом-то набросились. Стало быть, книга хорошая...

    - Да. А вообще, хочу пожелать сегодняшним читателям побольше интересоваться творчеством русских писателей. К сожалению, почти не знают люди, даже окончившие университеты, таких авторов, как Сергей Булгаков, Владимир Соловьев, Павел Флоренский, и, конечно же, необходимо сегодня читать Ивана Ильина, блестящего богослова, ученого, философа. Его боли за Россию, его сострадания, его богословской мудрости многим сегодня не хватает.

    В сегодняшнем мире нужно научиться быть соработниками Богу, и тогда возможно обретение счастья уже здесь, на земле. А что такое счастье? Это полнота бытия, которая без Бога невозможна.
     

    Вложения:

    • 10_age07m.jpg
      10_age07m.jpg
      Размер файла:
      16,7 КБ
      Просмотров:
      0
  5. На последней группе была тема помощи.
    Нашел интересную статью. Предлагаю Вашему вниманию.

    Желание добра всем

    Ложь, клевета и сплетня.
    Лицемерие.
    Христианское милосердие и благожелательность.
    Помощь телесная и духовная.
    Благотворительность личная и общественная.

    Одним из самых главных недостатков современного общества является ложь. Проявляется она в различных формах, в особенности - в обычной форме "вранья" в человеческих беседах и в виде обмана - в деловой жизни. Крайне опасен тот легкий взгляд на этот грех, который встречается теперь всюду. Считается обычным делом - утверждать что-либо, не зная - правда это, или нет; сказать: "нет дома" - чтобы отделаться от гостя или просителя; назваться больным, будучи здоровым и. т.д. и т. д. (сюда же относятся лживые "комплименты" - лесть, похвалы и т. д.). Люди забывают о том, что ложь - от диавола, про которого Христос Спаситель сказал, что он - лжец и отец лжи. Поэтому, всякий лжец - соучастник и орудие диавола. Еще в Ветхом завете было сказано: "мерзость пред Господом лживыя уста..."

    В особенности опасны такие виды лжи, как сплетня и клевета. Всякому известно, что такое сплетня - диаволом сплетенные сети соблазна и лжи, путающие и омрачающие добрые отношения людей между собою. Эта сплетня - от лжи и пустословия - сделалась излюбленной принадлежностью чуть ли не всякой беседы. Еще хуже и тяжелее - клевета, т. е. сознательная ложь на человека с целью повредить ему. Эта клевета - особенно диавольская ложь, ибо самое слово "диавол" значит именно - "клеветник..."

    Когда Г. И. Христос обличал книжников и фарисеев, Он обычно называл их лицемерами, указывая этим на тот тяжкий вид лжи - лицемерие, которым исполнены были эти мнимые вожди народа. Фарисеи были святоши по внешности, ханжи и злобно-лживые ненавистники истины и добра по сердцу и по душе. За это Господь уподоблял их покрашенным гробам, которые снаружи красивы, а внутри исполнены мертвых костей и всякой нечистоты. В наши дни, собственно, религиозного лицемерия стало меньше; однако же порок лицемерия и теперь распространен в виде притворства и желания не быть, а казаться. Христианин стремится, конечно, не казаться, а быть хорошим; но это нелегко, и часто почти никем не замечается, кроме Всевидящего Бога. И вот, многие - особенно среди молодежи - стараются казаться - умнее, красивее, даровитее, развитее, да и добрее, чем это есть в действительности. (На этом лживом основании утверждается так распространенная привычка и любовь к нарядам и "накрашиванию"). И получается та фальш и неискренность, которая так часто теперь губит людей и их счастие, которое оказалось основанным на лжи, а не на правде.

    Мы говорили уже о том, что христианин в основу своего отношения к ближним полагает любовь - а, поэтому старается творить им добро. Кто добра не делает, тот не христианин. И это добро, эта любовь к ближним должны непременно выражаться в делах милосердия и благожелательности ко всем. Недаром Спаситель заповедал нам любовь не только к любящим, но и ненавидящим нас. А в своей беседе о Страшном суде Он ясно указал на то, что именно прежде и главнее всего на этом Суде с нас спросится. Ни богатство, ни слава, ни образованность - не будут иметь там главного и самостоятельного значения. Основой же Страшного суда - послужит страшный и роковой для эгоистов и себялюбцев вопрос: "как послужили мы ближнему своему?" Христос перечисляет шесть главных видов телесной помощи. Отождествляя Себя в своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Он говорит:

    "Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне..." Но не напрасно говорил Иоанн Златоуст: "различен милования образ, и широка заповедь сия." Да, заповедь о милосердии охватывает всю жизнь человека, и Господь неоднократно открывал святым Своим ту утешительную истину, что делами милосердия и сострадания покрываются самые тяжкие грехи человека.

    Конечно, христианская помощь не исчерпывается делами помощи телесной. Есть еще помощь духовная - во многих случаях неизмеримо более важная и ценная. Иногда для отчаявшегося человека простое слово искреннего сочувствия, утешения и вразумления дороже всякой материальной поддержки. А кто же станет спорить против того, что дело спасения человека путем сердечного сочувствия и задушевных бесед, напр., от порока пьянства или от греха самоубийства, - есть такая услуга, какую не оценить никакими деньгами! И о такой драгоценной духовной помощи - спасении души человека - ап. Иаков писал: "обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти (и его, и свою), и покрыет множество грехов."

    Заканчивая речь о долге благотворения ближнему, разъясним еще себе вопрос о разнице между благотворительностью личною - и благотворительностью общественною. Примеры первой - подача милостыни слепому или встретившемуся нищему, прием на воспитание сиротки из бедной семьи и т. д. Примеры второй - открытие отзывчивыми людьми благотворительных обществ, обществ трезвости, просвещения, убежищ для детей или больных и престарелых и т. д. Основным преимуществом благотворительности первого вида является, бесспорно, то, что Господь в Евангелии говорил всюду именно о ней. И, конечно, именно такая личная помощь может создать между людьми высоко-христианские отношения участия, благодарности и взаимной любви. Но зато недостаток этого рода благотворительности заключается в том, что здесь открывается широкая возможность для обмана, нечестности и попрошайничества. Часто наиболее назойливыми просителями являются те, кто, по существу, помощи вовсе не заслуживают, а люди действительно нуждающиеся - не решаются просить о помощи. Да и кому не известно, на что часто идет милостыня пятачка или гривенника...

    Далеко не то - в благотворительности общественной - не случайной, а планомерной и организованной, и многим приносящей существенную пользу. Правда, в ней гораздо меньше тех живых связей личной любви и доверия, какие существуют при личной помощи; но зато каждый, отдающий сюда свою жертву или взнос, знает, что этим он принимает живое христианское участие в чем-то действительно серьезном и ценном, и в значительной степени застрахован от обмана и нечестного попрошайничества, которые так часто сопутствуют личной благотворительности.

    Хорошая статья. :)
     

    Вложения:

  6. Православная Самара.
    Февраль 2008г.
     

    Вложения:

  7. САМАРСКАЯ ЕПАРХИЯ



    Самарская епархия (1850-)

    1. Евсевий (Орлинский) (10 декабря 1850 - 3 ноября 1856)
    2. Феофил (Надеждин) ( 13 января 1857 - 31 декабря 1865)
    3. Герасим (Дрбросердов) (25 января 1866 - 8 декабря 1877)
    4. Серафим (Протопопов) (8 декабря 1877 - 11 января 1891)
    5. Владимир (Богоявленский) (19 января 1891 - 18 октября 1892)
    6. Гурий (Буртасовский) (24 октября 1892 - 23 апреля 1904)
    7. Константин (Булычев) (23 апреля 1904 - 4 октября 1911)
    8. Симеон (Покровский) (4 октября 1911 - 20 ноября 1913)
    9. Питирим (Окнов) (22 декабря 1913 - 26 июня 1914)
    10. Михаил (Богданов) (11 июля 1914 - 1918)
    11. Филарет (Никольский) (1919-1920)
    1922-1922 - не было
    12. Анатолий (Грисюк) (1922-1928)
    Сергий (Зверев) (1924-1928) в/у
    13. Александр (Трапицын) (1928-1933)
    14. Петр (Руднев) (1933-1934)
    15. Ириней (Шульмин) (1935-1937)
    1937-1941 - не было
    16. Андрей (Комаров) (осень 1941)
    17. Алексей (Палицын) (январь 1942-1952)
    18. Иероним (Захаров) (1952-1956)
    19. Митрофан (Гутовский) (1956-1959)
    Палладий (Жертенников) (осень 1959 - весна 1960) в/у
    20. Мануил (Лемешевский) (1960-1965)
    21. Иоанн (Снычев) (1965 - август 1990) (до 1969 - в/у)
    Евсевий (Саввин) (июль 1990 - 23 февраля 1993) в/у
    22. Сергий (Полеткин) (23 февраля 1993-


    Викариатство Николаевский епископ, с 7 ноября 1908 - Уральский епископ, а после 1918 - архиепископ

    Тихон (Оболенский) ( 14 января 1901 - май 1926)

    Викариатство Бугульминский епископ

    Павел (Введенский) (1 февраля 1924 - апрель 1924) в/у
    Никита (Делекторский) (12 мая 1924 - 1924)
    Митрофан (Поликарпов) (20 января 1925 - 1927)
    Герман (Коккель) (1926 - 1927)
    Антоний (Миловидов) (10 мая 1928 - 16 июня 1933)
    Герман (Вейнберг) (5 февраля 1929 - 16 апреля 1930)

    Викариатство Бугурусланский епископ

    Герман (Коккель) (1927 - 1928)
    Ириней (Шульмин) (15 июля 1930 - 15 декабря 1930)
    Иоанн (Троянский) (1930)
    Мефодий (Абрамкин) (19 февраля 1931 - 10 мая 1931)
    Ираклий (Попов) (1931 - 1 ноября 1933)
    Артемон (Евстратов) (11 июля 1933 - 1934)
    Ираклий (Попов) (30 сентября 1935 - ноябрь 1936)
    Андрей (Солнцев) (30 ноября 1936 - 20 декабря 1936)
    Ираклий (Попов) (21 января 1937 - 22 февраля 1937)

    Викариатство Бузулукский епископ

    Павел (Гальковский) (18 июля 1921 - 15 сентября 1923)
    Сергий (Сердобов) (26 декабря 1923 - 19 января 1924)
    Павел (Введенский) (14 февраля 1924 - 16 сентября 1927)
    Митрофан (Поликарпов) - (1927)
    Сергий (Никольский) - (1927)
    Митрофан (Поликарпов) - (1930)
    Сергий (Куминский) - (1930 - 5 декабря 1934)
     
  8. Крест Господень привезли в Россию

    В Ленинградскую область прибыли величайшие святыни христианского мира – частицы Животворящего Креста Господня
    30 марта 2008, 18:27
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Наталья Ямницкая


    В Ленинградскую область из Италии прибыли величайшие святыни православия, среди которых находятся частица знаменитого Животворящего Креста Господня, частица дощечки с надписью «Иисус Христос Царь Иудейский» и частица гвоздя, которым было прибито к кресту тело Иисуса. Прибытие святынь в Россию было специально приурочено к Крестопоклонной неделе Великого поста.

    В воскресенье, 30 марта, в храме Святителя Николая Чудотворца в поселке Озерки Выборгского района Ленинградской области состоялась встреча величайших святынь христианского мира, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу обладминистрации.
    В частности, в храм будут доставлены частица Животворящего Креста Господня, частица титулуса – дощечки, прибитой вверху креста с надписью «Иисус Христос Царь Иудейский», частица креста благоразумного разбойника, распятого вместе с Христом, а также частица гвоздя, которым было прибито к кресту тело Господне, которая впаяна в серебряный гвоздь натуральной величины.
    Прибытие святынь и торжественная передача их в храм состоялись перед началом божественной литургии, которая была намечена на 10 часов по московскому времени в воскресенье.
    По данным ИТАР-ТАСС, принесение святынь, связанных с Крестом Господним, специально приурочили к 30 марта, когда у православных начинается Крестопоклонная неделя Великого поста. С этого дня частицы реликвий будут находиться в храме постоянно, с 10 до 19 часов к ним будет открыт свободный доступ.
    На протяжении всей истории Церкви эти реликвии были особым предметом почитания, как непосредственно касавшиеся плоти Спасителя.
    Среди других значимых для верующих православных святынь, которые регулярно привозят в Россию, стоит отметить мощи святителя Спиридона. 17 веков назад он был епископом города Тримифунта и весьма почитался как при жизни, так и после смерти. Его останки являются главной святыней острова Корфу.
    В России его чтят как помощника в умягчении сердца, в прекращении распрей, в даровании христианской любви. В честь Спиридона Тримифунтского в российских городах, как и во всем мире, построено множество храмов. В центре Москвы до 30-х годов ХХ века была Спиридоньевская церковь, о которой теперь напоминает название переулка.
    Последний раз в Россию мощи, а именно десница, Спиридона прибывали в апреле 2007 года. С 18 по 26 апреля ковчег с мощами находился в Свято-Даниловом монастыре Москвы, а затем ему смогли поклониться в Туле, Калуге, Брянске, Орле, Липецке, Воронеже, Тамбове и Рязани.
    Годом ранее у православных верующих России была возможность поклониться деснице Иоанна Крестителя, которая обычно покоится в черногорском Цетиньском монастыре.
    На протяжении 9 веков рука пророка находилась в Антиохии, куда, согласно преданию, она была принесена святым апостолом и евангелистом Лукой. Позднее десница хранилась в Иерусалиме, затем на острове Родос, на Мальте, в Австрии, а с 1799 по 1918 год святыня нашла свое пристанище в России, пребывая в разные годы то в Санкт-Петербурге, то в Гатчине.
    В этот период десница была собственностью российской императорской семьи. После революции мощи Крестителя были вывезены из России и в 1932 году переданы королю Югославии Александру Карагеоргиевичу.
    А в одном из монастырей, расположенных на горе Афон, хранятся мощи святого Георгия Победоносца. С XIV века он считается особым покровителем Москвы, но его изображения как символа военной славы встречаются в гербах многих государств.
    Георгий Победоносец жил в II–III веке в Риме. Будучи юношей, он поступил на военную службу, а в 20 лет был назначен военачальником. Он мужественно исповедовал перед римским императором Диоклетианом свою веру в Иисуса Христа, за что был подвергнут мучениям.
    Но даже в темнице к нему приходили люди, которых он исцелял и просвещал Христовым учением. Но предания прославили его как человека, который победил дракона именем Христа.
    В Россию, по данным «Российской газеты», мощи святого Георгия были доставлены в августе 2005 года в ознаменование 60-летия Великой Победы, в День воинской славы России, который отмечается 23 августа в память о разгроме фашистов в Курской битве 1943 года.
    Впрочем, ученые не раз высказывали предположения, что список христианских святынь может быть пополнен на несколько позиций.
    Так, в 2006 году работавшие в Ватикане археологи откопали саркофаг в склепе под храмом Святого Павла. Предполагается, что в нем примерно в 390 году были захоронены останки апостола Павла, могилу которого скрыл за собой алтарь храма IV века, который в свою очередь был построен взамен более раннего храма, стоявшего над могилой святого Павла. В 1823 году на месте 1500-летнего храма было построено современное здание церкви.
    По словам аббата Бенедиктинского монастыря отца Эдмунда Пауэра, гроб сделан из белого материала, похожего на мрамор, а надпись на крышке гроба гласила на латыни «Paolo Apostolo Martyr», что означает «Павел апостол мученик».
     

    Вложения:

    • _______.jpg
      _______.jpg
      Размер файла:
      25,4 КБ
      Просмотров:
      0
  9. Лучик

    Лучик Member

    DIMA
    Скажи, пожалуйста, как ты относишься к лжи во спасение? И что про это говорит православное учение?
    Привожу пример. Этой зимой мы с подругой собрались на каток. Вечером, разговаривая с мамой, она рассказала ей о своем намерении. Мама отреагировала очень остро:" Ты зацепишься шарфиком за что-нибудь, упадешь и разобъешься. Или тебя сшибут подростки и тд." Мама расплакалась, а вечером позвонил еще папа и потребовал объяснения, почему она мать довела до слез? В этот момент моя подруга очень сильно пожалела о сказанном. На каток с ней мы так и не попали.
    Мы говорили уже о том, что христианин в основу своего отношения к ближним полагает любовь - а, поэтому старается творить им добро. Кто добра не делает, тот не христианин. И это добро, эта любовь к ближним должны непременно выражаться в делах милосердия и благожелательности ко всем.

    Разве можно ИСКРЕННЕ любить всех?
    Я считаю, что это невозможно. Если человек относится так ко всем ближним, либо он неполноценен эмоционально (не берусь судить умственную сферу), либо он неискренен (а это ложь!).
    И еще вопрос, я не сильна в православии. Ветхий завет, как соотносится с этим учением?
     
  10. Ясень

    Ясень New Member

    Разве можно ИСКРЕННЕ любить всех?

    Хотя вопрос не ко мне. я хочу ответить на него, так как такая любовь возможна. Беспристрасная, безосновательная, беспричиная.... безовсякого умысла. Когда видешь в людях- то огромное, светлое, безмятежное, что находится в их сердцах и которое толкает их на светлые, безрассудные поступки, что позволяет им жертвовать своим телом, делом, всем, что ценно для них и имеет огромное значение = ради других людей.
     
  11. Wanderer

    Wanderer Авторы

    что позволяет им жертвовать своим телом, делом, всем, что ценно для них и имеет огромное значение

    Вот только про "жертвовать" сюда не клеится. На мой взгляд, жертва – это всегда не добровольный выбор.
     
  12. Ясень

    Ясень New Member

    Вот только про "жертвовать" сюда не клеится. На мой взгляд, жертва – это всегда не добровольный выбор.

    Почему -"всегда"? У каждого осуществляется "жертва" по-разному.
    Я говорю о глубинной нутренности, центре самого человека, когда "жертвенность" исходит из его самой бессознательной сущности. Он жертвует собой, бессознательно, отдаваясь порыву, зову и тп. т.е., то, что находится за пределами его разума толкает на жертву себя ради жизни в целом.
    Другая "жертва" - та, которая исходит от разума человека или его Эго.
    Добавлено в [mergetime]1207054884[/mergetime]
    зы взять материнский инстинкт. сомневаюсь, что причина, когда мать жертвует собой ради ребенка, кроется в осознавании своей роли матери - женщиной.
    опять же, все инстинкты, которые направлены на поддержание и развитие жизни в целом - исходят от (я называю Его - Богом, кто-то другим названием), тогда маленькая часть сознания человека - есно, заранее проигрывает бессознательному... и вопрос уже состоит в следующем, бороться с Ним и все-равно проиграть либо поддаться Ему и в итоге обрести большее. Понимаете, о чем я?
     
  13. Wanderer

    Wanderer Авторы

    Да, согласна - жертва бывает разная: сознательная и бессознательная (на уровне инстинктов). Только жертва - это то, что не хочешь отдавать. Искреннее, добровольное... не жертва - дар. Очень важно, чтобы осознанно.
    Он жертвует собой, бессознательно, отдаваясь порыву, зову и тп. т.е., то, что находится за пределами его разума

    Вы говорите об инстинктах. Но только ли "инстинкты исходят от Бога"? Наверно, всё - бессознательное, сознание, чувства... Природа, разум, душа... Если бы мы были созданы животными, тогда зачем нам разум? У Вас чувства равны инстинктам? Тогда дружба равно предательство, любовь равно измена. Чем мы отличаемся от животных? Не помню, читала ли я полностью Библию, но по-моему, и там говорится о сопротивлении инстинктам.
    зы взять материнский инстинкт. сомневаюсь, что причина, когда мать жертвует собой ради ребенка, кроется в осознавании своей роли матери - женщиной.

    Игра природы. Жертва под влиянием инстинкта. Как алкогольное опьянение, невменяемость? А если убрать инстинкт (ну, допустим)? Что останется чисто от человека? От сознания в "трезвом" виде. Дар? Расчёт?
    тогда маленькая часть сознания человека - есно, заранее проигрывает бессознательному...

    Проигрывает, но в целом.
    и вопрос уже состоит в следующем, бороться с Ним и все-равно проиграть либо поддаться Ему и в итоге обрести большее.

    И тогда эта фраза уже теряет смысл.

    Два противоречивых принципа жизни: "Помоги ближнему своему" и "Ничего не бывает просто так"... Человек, который умещает в себе оба - обманывает себя.

    Только мнение...
     
  14. Ясень

    Ясень New Member

    скреннее, добровольное... не жертва - дар. Очень важно, чтобы осознанно.

    чтобы не упереться в семантику слов, хочу пояснить свое понимание по поводу разницы между "даром" и "жертвой". Н-р, что дарят обчкновенно люди другому человеку - то, что не жалко... то, что есть в излишестве и хочешь поделиться, то, что видешь, что необходимо кому-то, а тебе без надобности, то, с чем расстаешься без сожаления, правильно? Жертва подразумевает порыв отдачи самого дорогого, что есть, что самому как воздух, вода необходимо самому... для своего полноценного существования и тп. Когда происходит "жертва" - человек отдает часть своей жизни или свою жизнь ради другого, что значит, ставит выше и главней своей сохранности, чувства своего сохранения и безопасности другую жизнь, что позволит человеку позволяет научиться ценить и дорожить другим человеком, его жизнью, безопасностью, здоровьем и прочее в принципе..человек в эти мгновенья понимает, что нет ничего ценее жизни, которая произрастает из любви. неважно, чья эта жизнь, быть может клятого врага.

    ЗЫ допишу позже.
     
  15. Ясень

    Ясень New Member

    Странница, десятый раз начинаю пост и не знаю, как сказать. Я надеюсь, Вы поймете меня, а если - нет, то спишите на мои личные проблемы.
    Вообщем, на личности я не хотела переходить, получилось, увы, что получилось.
    Каждый вправе придерживаться своей личной позиции и взглядов на жизнь - переубеждать кого-либо в чем-либо - причинять еще больший вред и себе, и людям.

    :)
     
  16. Wanderer

    Wanderer Авторы

    Не-а. Бывает, конечно, и такое (чаще всего), но я говорю о другом. Когда даришь что-то очень дорогое (не в смысле цены) - дорогое сердцу. То, о чём не будешь жалеть, то, чего больше нигде нет и чем хочешь поделиться. Так будет звучать. Не жертва - дар. Я думаю, что вся разница в том, что жертва говорит о значимости и цене жертвуемого чего-либо, а дар - о значимости человека, которому он предназначен. У такого дара нет цены, она не имеет значения и попросту даже не рассматривается.
    Я Ваше мнение поняла, но у нас разное понимание в данном вопросе и не думаю, что Вы понимаете о чём я пишу.

    Почти к этому и вела. И Вы сами ответили. Теперь видите разницу с этим:
    Человек выбирает. Сознательно. Так насколько значима бессознательная жертва?
    Вы говорите сначала про искренность и приводите в пример инстинкты. Не могу себе представить искренние инстинкты. А у Вас получается именно так. Считаю, что инстинктивное действие - вынужденное и не является сознательным выбором. Отсюда и мой вопрос:
    …и пример. Потому что, если человек ориентируется только на себя (инстинкты самосохранения, выживания и т. д.), то никаких искренних чувств у такого человека быть не может. Например, человек чтобы выжить, может заработать, а может отобрать у другого. Второе – это сразу – уровень животных. Можно с таким дружить, например – он при первой же возможности предаст? А первое – это уже не только «на выживание».
    А ещё способностью выбирать.
    Вижу, что пишу поверхностно, но подробнее объяснить сложновато.

    Я говорила про общий смысл. Возьмите хотя бы заповеди. Правда, сама помню только две. Увы.
    Не конкретно материнство, а инстинкты в целом. Что пьяный - думать начинает о содеянном только когда протрезвеет, что...
    Имелось ввиду: дар или расчёт. Не вместе.
    Не у Вас - у меня, в связи с моим пониманием.
     
  17. Ясень

    Ясень New Member

    Человек выбирает. Сознательно. Так насколько значима бессознательная жертва?

    Я поняла, что Вы имеете ввиду.
    Как я думаю и представляю себе мир и людей, и прочее, что существует.
    В каждом человеке заключено 3 составляющие - одно от Бога, другое от диавола, а третье от людей.
    Человек заложник этих двух полюсов, однако, у него есть достаточно силы противостоять своей плоти, или наоборот - поддаться ей. Но плоть - она не вечна. Проходят года - плоть умирает, остается душа. Что делает человек ради своей души?

    Зы
    объяснюсь, почему мне приходила мысль о любви людей к людям.
    У Вас не было такое, что вдруг Вы не с того ни сего - отдавали свой билет кому-то другому или уступали место в ночном, спящем, переполненном автобусе на много километров вперед, или отдавали возможность и шанс вырасти другому - в карьере, в учебе, неважно где. Свой шанс добиться своей цели, о которой Вы мечтали - ради другого, человека, который может и никогда не увидет Вас и не узнает о том, что это именно Вы отдали, предоставили ему? Что находится в основе данных поступков, о которых, спустя время человек даже может пожалеть. Я не находу другой причины - как любовь. Она довольно неожиданная гостья. И неважно, навправлена она на объект либо ни на кого в частности, однако, творит чудеса... истинные чудеса.
     
  18. Ясень

    Ясень New Member

    я тут кое-чего подумала. В ситуациях, находящихся на границе жизни и смерти - всяческое милосердие и культура исчезает (н-р, кораблекрушение). человек думает только о себе, проявляя безжалостность по отношению к находящимся рядом людям. Однако, в рассказах очевидцев переживших те либо иные моменты присутствуют случаи , когда люди оказывают помощь друг другу несмотря на риск смерти. Как можно охарактеризовать этих людей, совершающих безрассудные подвиги, ценой своей жизни - как людей, у которых аффективный комплекс (аффект-эго) слабее их воли (бывает ли такое?) или как-то по-другому?
     
  19. Ясень

    Ясень New Member

    Кстати, нашла еще что. Юнг (Хроническое действие комплексов). своими словами постараюсь кратко пересказать его мысль (если верно поняла). :rolleyes:
    Переубеждать религиозного человека бесполезно, особенно, если его религиозность привита в юности либо в детстве, и в основе ее лежит чувственное переживание либо потрясающее событие - т.е. привитый комплекс, который сильнее любой логики и обезаруживающих доводов.
    поэтому предпочтительнее крестить либо совершать любой другой обряд инициации (в различных школах, религиозных институтах и прочее)- в младенчестве , детстве или юношестве. Сильнее сказывается влияние и на всю жизнь.
     
  20. Wanderer

    Wanderer Авторы

    У Вас не было такое, что вдруг Вы не с того ни сего - отдавали свой билет кому-то другому или уступали место в ночном, спящем, переполненном автобусе на много километров вперед, или отдавали возможность и шанс вырасти другому - в карьере, в учебе, неважно где. Свой шанс добиться своей цели, о которой Вы мечтали - ради другого, человека, который может и никогда не увидет Вас и не узнает о том, что это именно Вы отдали, предоставили ему? Что находится в основе данных поступков, о которых, спустя время человек даже может пожалеть. Я не находу другой причины - как любовь. Она довольно неожиданная гостья. И неважно, навправлена она на объект либо ни на кого в частности, однако, творит чудеса... истинные чудеса.

    Бывало. Просто, чтобы увидеть на уставшем лице улыбку. В технаре часто помогала другим сдать экзамены, рискуя получить двойку и зная, что мне даже спасибо не скажут. А "чудеса" - тоже бывают. И их надо как-то объяснить. Иногда замечаю, что сказанное от души сбывается. А это целый процесс, который в науке отсутствует.
    Я не знаю, что можно с такими чувствами сделать - они слишком высоки для сложившегося общества. От этого сложности в жизни. А к религиозным людям я себя не отношу и в церкви была всего один раз - при крещении.

    В ситуациях, находящихся на границе жизни и смерти - всяческое милосердие и культура исчезает (н-р, кораблекрушение). человек думает только о себе, проявляя безжалостность по отношению к находящимся рядом людям.

    Здесь уже инстинкт выживания в полную меру. Каким же должен быть человек, чтобы оказаться "выше"? Я даже не знаю, как бы поступила в такой ситуации. Не нахожу в себе ответа. Н-да...
     

Поделиться этой страницей