Народные предания

Тема в разделе "ТЕЗАУРУС", создана пользователем Ясень, 2 авг 2008.

  1. Ясень

    Ясень New Member

    КРАСНЫЕ ПРИЗРАКИ (Латышское предание)

    Неподалеку от литовской границы течет по лесу речка, которая местами не только широка, но и глубока. Возле мостика, называемого Чертовым, речка образует нечто вроде большого пруда с отвесными берегами. Через мостик ведет полузаросшая дорога, по которой мало кто ходит. Дело в том, что мостик проклят - там водится нечисть. Вот и остерегаются люди по нему ходить или ездить. А если кто и отважится, то прибегает бледный, дрожащий. Только то и может сказать, что в лунном свете красные призраки по мосту мелькают.
    Правда это или нет - как знать! Но не было никого, кто бы не видал этих призраков: хоть один да перебежит дорогу. А в безлунные ночи там блуждают огоньки, вроде волчьих глаз.
    В старину на этом мосту допрашивали тех, кто, провинившись перед помещиком, отрицал свою вину. Крестьянину скручивали руки за спину и на веревке опускали его в воду. Если несчастный тонул, то его признавали невиновным. А если не тонул, значит - виноват! На волю таких не отпускали, а куда они девались - никто не знал. Много-много потоплено там невинных людей! Если некому было помолиться за утопленников, то слеталось множество сов. Пытки и крики людей сопровождались жуткими стонами сов. Это было так страшно, что далее палачи не могли больше выносить стонов, сверкания совьих и волчьих глаз и перестали пытать здесь людей.
    Когда в последний раз сюда вели казнить человека, как раз речка вышла из берегов и деревья стояли в воде по самые ветви. Уже издалека палачи услышали ужасный крик сов и воронья. Они остановились и хотели повернуть назад, но управляющий пригрозил их самих утопить за ослушание. Все бы обошлось, но едва крестьянина опустили в воду, как совы со страшным криком накинулись на управляющего и выклевали ему глаза. Все в страхе разбежались, остался только староста: веревка, которую он держал, обвилась вокруг его рук и он не мог высвободиться. Совы так его истерзали, что, когда он наконец добрался до дому, его и узнать нельзя было. Он в ту же ночь умер в страшных муках, не вымолвив ни слова.
    А веревка зацепилась за сук, и, когда вода спала, утопленник повис на дереве. Случайно проходила мимо девушка. Увидев утопленника, висящего на дереве, она потеряла рассудок.
    В лесу развелось много лис и волков, которые искали мертвечину. Сумасшедшая девушка целыми днями бегала по лесу и нередко приходила к мосту. Однажды ее почуяли волки, спасаясь от них, девушка прыгнула в омут, где темная вода, тихо кружась, колышет белые водяные лилии…
    Красные призраки, вероятно, не что иное, как лисы, которые шныряют ночами. Однако мост и по сей день называют Чертовым, веря, что по нему бродят души замученных здесь людей.

    http://www.kladoiskatel.lv/articles.php?lng=ru&pg=22
     
  2. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Забавное местечко. Фото бы..
     
  3. Ясень

    Ясень New Member

    Напросились стихи Ахматовой

    * * *

    Я пришла сюда бездельница,
    Все равно мне,где скучать!
    На пригорке дремлет мельница.
    Годы можно здесь молчать.

    Над засохшей повиликою
    Мягко плавает пчела;
    У пруда русалку кликаю,
    А русалка умерла.

    Затянулся ржавой тиною
    Пруд широкий, обмелел,
    Над трепещущей осиною
    Легкий месяц заблестел.

    Замечаю все как новое.
    Влажно пахнут тополя.
    Я молчу. Молчу, готовая
    Снова стать тобой, земля.

    23 февраля 1911, Царское Село
     
  4. Ясень

    Ясень New Member

    Проклятие клада аргонавтов.
    Когда клад, найденный вблизи Сочи, привезли в Эрмитаж - специалисты ахнули. Такой полной коллекции у них не было. Цена каждого предмета около $50 тысяч. Но мало кто знает, «во сколько» обошлась уникальная находка «черному археологу» Андрею Чамкину и его семье. Пятнадцать лет Андрей искал клад своей мечты. Пока не нашел... Уникальные находки . «Черный» антикварный рынок Сочи лихорадило. На нем всплыли редчайшей красоты античные вещицы из золота и серебра по бросовым ценам. Одну из статуэток предложили местному адвокату. Тот, желая удостовериться в ее подлинности, пришел к экспертам Сочинского художественного музея.
    - Ни в коем случае не покупай статуэтку, - посоветовал адвокату директор Сочинского художественного музея Петр Хрисанов. - Судя по художественной ценности - это достояние государства.
    Так шесть лет назад началась одна из самых загадочных историй кладоискательства. Уже через неделю сотрудники ФСБ установили, что хозяином сокровищ является житель поселка Казачий Брод Андрей Чамкин. Когда парню пояснили всю ценность находки, он безропотно отдал оставшиеся у него сокровища. Проданные вещи работники Сочинского художественного музея выкупили у владельцев. Так в 1997 году весь клад - серебряные чаши и диски, золотые пластины с чеканкой - украшения одежды, сарматские мечи, всего 26 предметов V - IV веков до н. э. с возможным добавлением вещей более поздних эпох, - оказался в музее.
    Семейное помешательство
    Среди односельчан 26-летний Андрей Чамкин слыл парнем странным. В школе учился неплохо, поступил в ПТУ, но все бросил ради одной страсти - поиска кладов. Находил что-то по мелочи. И был уверен, что найдет великое сокровище.
    - Могилу он себе этой лопатой роет, - перешептывались местные.
    О древних кладах, которыми переполнена сочинская земля, ходят недобрые слухи. Трогать нельзя - случится несчастье. Но Андрей в байки не верил и шел в лес.
    - Он правильно выбрал место, - считает профессор, знаток истории Кавказа Юрий Воронов. - В устье реки Мзымта находилось греческое поселение. Вполне возможно, что это легендарный клад аргонавтов. А подобные находки несут в себе таинственную энергетику... Научный сотрудник Сочинского художественного музея Ольга Хирсанова успела поговорить с Андреем сразу после его открытия.
    «Он и сам не знал, что заставляло его вести поиски в течение стольких лет. Отшучивался - продолжаю семейную традицию. Его дед и отец вели раскопки на месте бывшего греческого поселения долгие годы. Возможно, они надеялись найти вторую Трою. Во время раскопок Андрей жил в шалаше. В том месте, где он копал, глина была твердой, словно здесь бушевал пожар. Андрей вырвал у земли предметы, которые она скрывала в себе тысячелетия. Он принес их домой и разложил на полу».
    А дальше начались события, о которых с ужасом вспоминает Казачий Брод.
    Клад «забрал» всю семью.
    - Первый удар пришелся по отцу, - вспоминает жена родного брата Андрея Софья Павловна Чамкина. - Сразу после находки клада он неожиданно умер от рака легких. Только семья отошла от удара, как странные вещи стали твориться с младшей сестрой «археолога».
    - После находки клада она изменилась, как с цепи сорвалась, - вспоминает тетя Софья Павловна. - Грубить родным стала. Исчезала на целые сутки. Приезжала под утро на незнакомой машине. А потом ее нашли в Сочи с простреленной головой.
    - Сам Андрей замкнулся, - вспоминает соседка Ольга. - Он и так был похож на степного волка: высокий, темноволосый, взгляд тяжелый. А как отдал свое сокровище, так и вовсе - не подступись. Вокруг него начали крутиться какие-то люди. Подначивали продолжать копать. Давали деньги.
    Но Андрей не торопился уйти в лес. В нем что-то оборвалось. На полученные от «спонсоров» деньги он купил ящик водки. Напился. Потом тихо зашел в сарай и... выстрелил в себя из охотничьего ружья.
    Жена Андрея с сыном и дочкой уехала. Как говорят соседи, спасалась от проклятия клада.
    Мать Андрея после смерти мужа, сына и дочери два года пыталась «залить» горе, пока не ушла вслед за детьми. «Сгорела во хмелю», - говорят соседи.
    На родине Чамкиных в Казачьем Броду остался только родной брат Андрея - Павел. Когда кто-то пытается заговорить о находке покойного брата, в его глазах появляется неподдельный ужас. «Хочет забыть все, что связано с проклятым кладом», - сочувственно объясняют односельчане.

    КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

    Ольга СЕМЕНОВА, научный сотрудник Эрмитажа:

    - Такой цельной коллекции в Эрмитаже еще не было. Вещи эти бесценны. Вполне вероятно, что этот клад принадлежал аргонавтам.

    Валентин МОРОЗОВ, президент Санкт-Петербургского историко-изыскательского общества (www.klad.hobby/ru):

    - Психологическая зависимость кладоискателей от находок постепенно возникает. Достаточно найти одну ценную вещь, как человек уже не может оторваться от поисков. У кладоискателей есть целый свод примет и поверий. И они, что удивительно, действуют.

    Василий СТАНОВОЙ, член профессиональной медицинской ассоциации народных целителей России:
    - Подобные находки опасны для людей. Они связаны с миром мертвых. И тянут кладоискателей за собой.

    Vzyato s
    http://weey.narod.ru/ISTORII/argonavty/index.html
     
  5. Ясень

    Ясень New Member

    Шиликуны.

    "Мысли о шиликунах и строки из “Бесов” увели меня в воспоминания детства о святочных сказаниях пожилых крестьян. Предания гласили, что перед крещенской неделей в деревни сбегались шиликуны. Их мысленно рисовали в человеческом облике черноликими, с рожками, в глазницах - горячие угли. Также представлялось, что шиликун, затаившись в подполье, ночью ждет случая вылезть в избу. При этом воображали: открывается темная пасть подполья, из нее высовываются лошадиная голова и стучащая копытом нога. Шиликун повсеместен - в поле, лесу, в доме и на деревенской улице. Шибко боялись его дети. Бежит, бывало, мальчишка вечером по улице - засиделся допоздна у соседских ребятишек - ног не чует, крестится: “Спаси, Господи...” В темной ограде своей избы еще страшнее. А уж в крещенский сочельник, когда по обычаю пекли небольшие крестики, ребятишки бегали вечером из избы в избу без особого страха: они клали в карманы испеченные крестики, которые придавали уверенность в защите от шиликунов.
    Шиликуны, закрутив в поле вьюгу, ночью невесть куда водили запоздалого путника, сбивали лошадь с дороги, да чего только не творили. По рассказу нашей покойной соседки Раисы Агеевны, ее братан, ехавший вечером на Крещение из Котельнича домой, в деревню Вагины (давно это было, до советской власти), повстречался с шиликунами: “Лошадь в один миг остановилась, хочет сдвинуть сани, но не хватает силы, рвется вперед, пятится, фыркает ноздрями, как на пенек наехала. А дорога ровная, закатана. Перекрестясь, начал читать молитву: “Да воскреснет Бог и расточаются врази Его...” Рванула лошадь и легко побежала. Шиликуны-то невидимы, в сани, оказывается, прыгнули. Я-то не растерялся, молитвой их выгнал”.
    Не случайно крещенские вечера у нас назывались страшными. Предание гласило и о том, что после освящения воды в Крещение все шиликуны убегали из селений и отсиживались в затаенных местах до наступления Святок с тем, чтобы опять вернуться и напомнить о себе в человеческом мире. При этом не доводилось слышать в рассказах о шиликунах каких-либо трагических случаев: рано или поздно шиликун, удовлетворив свое озорство, отпускал жертву невредимой. Он просто, шаля и зло играя с человеком, забавлялся.
    Шиликун - слово вятское, нечто вроде беса, черта, домового, водяного, короче, - нечистая сила. В глубокую старину на Вятке был обычай: парни рядились шиликунами во время Святок и ходили по домам (“Пришли шиликуны”.) Кроме этого, бытовало на Вятке слово “соседко”, или “суседко”, близкое по значению к шиликуну (“Суседко вылез из подполья”).... "

    Г.А. Котельников

    http://www.kotelnich.info/history/gak/kresh.shtm
     
  6. Ясень

    Ясень New Member

    Лихо одноглазное

    Лихо одноглазое — в восточнославянском фольклоре выступает как персонифицированный образ злой судьбы, горя. Название «Лихо» восходит к прилагательному «лишний», так обозначался тот, кого следовало избегать. В сказках лихо действует в образе худой женщины огромного роста с одним глазом, иногда приобретающей черты великанши. Она живет в глухой лесной чаще, куда случайно попадает герой.

    Вначале лихо радушно принимает героя, но потом пытается его съесть. Спасаясь, герой хитростью выбирается из избушки. В некоторых версиях спасение героя происходит похожим образом, как и в сюжете об Одиссее и Полифеме. Завернувшись в овечью шкуру, герой выбирается из избушки. В другом случае, заметив бегство героя, лихо кричит вдогонку, что тому полагается подарок, а на деле заманивает в очередную ловушку. Человек спасается, отрубая себе руку.

    Связь образа лиха с древнейшими мифологическими персонажами прослеживается в его описании как одноглазого существа. Исследователи установили, что одноглазость является характерным признаком ранних описаний сверхеестественных персонажей. В народных сказках образ лиха часто контамируется с образом Горя.


    http://mifologija.dljavseh.ru/Slavjanskaja...odnoglazoe.html
     

Поделиться этой страницей