Осуществляю просмотр всех киноверсий "Дюн". Фильм Лукаса мне, против ожидаемого, не особо понравился - слишком упрощенная версия, автор увлечен внешним сюжетом. Зато какие колоритные Пол и Джессика! У Данкана потрясающее лицо, только вместо черных волос почему-то полулысина. Барон, конечно, прикольный. Но перебор в сторону шутовства. Силы в нем не чувствуется, исключительно мерзкий похотливый урод. Лукас - мастер по визуализации. Я и никогда не думала, как может выглядеть спайс: в фильме он в жидком виде, в пузырьках. И маяк не столько стучит, как в книге, а мигает. Мерзость барона тоже передана визуально, его лицо все в парше. В этом фильме все направлено на зрелищность: некто соскребает с лица барона его прыщи, преобразует в воду машинкой, похожей на кофемолку и пьет... бр-р-р. Очень выпячиваются гомосексуальные наклонности барона. Самый суперский - "представитель Космосоюза"! Доктор Юэ мне не понравился, но зато каждое его появление в фильме значительно: полувзгляды, настороженные жесты, в лучших традициях шпионских боевиков. Видения Пола откровенно разочаровали, хотя в них и никакого особого смысла, наверное, и не предполагалось. В другом фильме (авторов не помню сейчас) мне уютнее. Там все же присутствует философский план. Диалоги емкие. Снято гораздо проще, но колоритно. Впечатляет игра света - красивые цветовые решения кадров, заменяет многие спецэффекты. Только пустыня какая-то слишком "картинная", статичная, черезчур яркая может быть. Лица героев "простоваты". Хотя вот здесь Юэ очень соответствует моей внутренней "картинке", в нем не слабость, а трагическое противоречие. И Лито мне этот больше нравится, у него благородное лицо. И барон здесь исключительный. Но остальные - мне не понравились. Ирулэн - милая, соблазнительная девчушка, которая слишком выигрышно выглядит на фоне Пола. Джессика - истинная "наложница", но никак не царственная Бене Джессерит. У Пола лицо слишком обыкновенное, в нем больше заметны нерешительность+смущение. 2 фильм я еще не досмотрела, после опишу подробнее.
"Дети Дюны", 2 серии (включающие "Мессию" и "детей"), на мой взгяд, почти идеальный фильм - как он ложится на мое ощущение. И с точки зрения подбора актеров и отражения ключевых моментов и содержательности. Мне очень понравилось как показаны видения Пола: лабиринт. Он стоит в исходной точке и есть множество вариантов-путей. Восхитительные Данкан Айдахо и Алия. Многое то, что в книге передано с помощью объяснений автора, показано в позах, движениях, взглядах и мезансценах. Почти все очень выигрышно. Немного удивил прощальный поцелуй Пола и Ирулэн в губы... т.е. он хотел поцеловать ее в щеку, но она подставила губы и Пол не оттолкнул ее. После чего у Ирулэн полились слезы. Но, с другой стороны, это оправдано тем, что в книге внутренние метания Ирулэн слишком сложны, как визуально сделать переход от Ирулэн, участвующей в заговорах, к безответно любящей Ирулэн, посвятившей себя наследникам Пола? По-моему и в книге это как-то непонятно происходит. Единственное, что жаль - то, что создатели фильма пренебрегли приемом Герберта: трагический финал известен читателю заранее. Тем драматичнее переживается судьба Пола, т.к. читатель, как и он, знает о неотвратимости и неизбежности судьбы. В фильме же все последовательно.