Юнг и другие говорят...

Тема в разделе "ОТКРЫТАЯ ГРУППА", создана пользователем kv, 5 ноя 2016.

  1. kv

    kv ADMIN Команда форума

    #анализсказок

    Здесь я хочу сослаться на статью Юнга «К феноменологии духа в сказке».
    В ней можно заметить следующее: то, что Юнг называет духом, с точки зрения мифологии является старцем-колдуном, ибо феномен духа имеет двойной аспект.
    Обычно он принимает облик либо старика-колдуна, либо мудрого старца, но самое изумительное, что иногда в нем сочетаются черты и того, и другого.
    Например, Меркурий, алхимический трикстер, одновременно является добрым и злым - в зависимости от человека, который повстречается ему на пути.
    Кроме того, Юнг рассказывает несколько эскимосских сказок, в которых старик приходит герою на помощь, а затем появляется другой старик, который хочет погубить героя.
    Но на самом деле по нескольким указаниям, которые имеются в сказках, можно заметить, что оба этих старика, по существу, одинаковы.
    Словно он одной рукой ударил сказочного героя, а другой поддержал его.
    Поэтому дух в облике старца, который одновременно является добрым и злым, - это чисто природное явление.
    По определению Юнга, в образе духа/старца воплощается активная энергия бессознательного, которая создает и упорядочивает образы. Значит, можно сказать, что для Юнга дух был именно тем, что в бессознательном создает сны, ибо сновидение - это серия символических образов, которые появляются в определенной последовательности. И как нам известно, мы не создаем эти образы. Никто не может создать сон. Если после какого-то события вы анализируете сновидение, то видите, что оно представляет собой очень искусную совокупность символических картин, которых вы не создавали. Именно в этом смысле Юнг определяет или описывает сущность духа.
    Следовательно, этот поразительный аспект бессознательного можно назвать активным интеллектом бессознательного, когда мы ощущаем его как некую интеллектуальную деятельность.
    Он проявляется не только в сновидениях.
    Иногда он выражается в странных причудах судьбы, в синхронизме явлений и во всех тех переживаниях, когда у нас возникает странное ощущение, что нами руководит высший разум.
    Иногда он появляется в облике злого трикстера, чтобы свалить вас с ног, а иногда - в облике помощника, но всегда возникает неожиданно и вызывает удивление. Обычно он оказывается злым, потому что все мы очень глупые, и тогда трикстер заплетает вам ноги, заставляя споткнуться; вы ощущаете, что это очень искусная работа - в данном случае очень искусное колдовство.
    В других случаях вы ощущаете помощь его изощренного интеллекта.
    И та же самая сила создает наши сновидения.
    В силу своей активности ее энергия является маскулинной, как в архетипе божественного духа.
    А в сказках эта энергия проявляется в образе мудрого старца либо в образе маленького старого карлика, который всегда появляется в самое нужное время.
    И, как отмечает Юнг в своем эссе, он обычно возникает, когда герой испытывает острую потребность в интеллектуальной помощи и не получает ее.

    Мария-Луиза фон Франц "Архетипические паттерны в сказках"
     
    Яна и Гесер нравится это.
  2. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Власть и эрос полностью исключают друг друга.
    Юнг пишет: «Там, где правит любовь, нет места стремлению к власти; а там, где первично стремление к власти, отсутствует любовь».
    Эти два аспекта нельзя соединить; приходится выбирать либо один, либо другой.
    По мнению Юнга, ни один мужчина не может ни ассимилировать свою Аниму, ни даже узнать, что она собой представляет, пока не преодолеет власть - то есть схематические представления об отношениях с женщинами: чисто сексуальное влечение или чисто эстетический интерес.
    До тех пор, пока мужчину интересует в женщине ее сексуальная привлекательность, или ее внешняя привлекательность, или, быть может, ее банковский счет, речь идет не о любви.
    И таким образом снимается вопрос о том, чтобы хотя бы узнать, что такое Анима.
    С женщиной такое может случиться, если она теряет нить в поисках истины.
    Позитивная сущность Анимуса заключается в том, что он является исцеляющим духом, духом истины.
    Поэтому, если женщина нарушает свой внутренний поиск истины, вовлекаясь в игру за обладание властью или проявляя настойчивый интерес к мужчине только потому, что у него есть деньги, может случиться такая же катастрофа.
    Например, вы поступаете в университет и должны написать диплом. Вы имеете представление о том, какой у вас должен быть диплом, но знаете, один ваш профессор его не примет.
    Если вы не станете писать на эту тему, потому что вам важнее получить степень, чем написать о том, что вы считаете истиной, то тем самым вы предадите свои взгляды и убеждения - как мужчина предает свою любовь, узнавая о банковском счете любимой женщины. Это тоже стремление к власти.
    Мария-Луиза фон Франц "Архетипические паттерны в волшебных сказках"
     
    Егоров, Яна, Julia и 2 другим нравится это.
  3. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Начало и конец пути подобны, но не тождественны друг другу.

    О том же свидетельствует и мандала, внутренний и внешний круги которой соотносятся друг с другом как потерянный и вновь обретенный рай. Они похожи, но не одинаковы. Между ними лежит путь, долгий и трудный, полный изгибов и поворотов, которых никому еще не удалось миновать.

    Известный немецкий астролог Оскар Адлер нашел этому прекрасную аллегорию, сравнив жизненный путь человека с африканской рекой Нигер, одной из самых длинных рек на свете, хотя расстояние от ее истока до моря не так уж велико. Но течь напрямик она не может, потому что путь ей преграждают горы. Поэтому ей приходится делать тысячекилометровый крюк, чтобы достичь своей, казалось бы, такой близкой цели.

    Нашему разуму, привыкшему всегда и все выпрямлять, эти повороты представляются бессмысленными. Уж он-то, конечно, предпочел бы прямой путь. Вот почему так много людей приходят на консультацию в надежде, что карты Таро, книга Ицзин, гороскоп или хрустальный шар помогут им, к примеру, быстро и безошибочно выбрать профессию. Они: даже не думают о том, что оракул может раскрыть перед ними весь богатейший спектр их собственных возможностей, а хотят всего лишь получить, возможно, более краткий и точный ответ, что-то вроде: «Через два года вы будете работать вязальщицей».

    Зачем думать, зачем рассылать ненужные резюме, когда можно потратить это время, допустим, на кругосветное путешествие или на изучение разного рода узлов и узоров, чтобы, так сказать, подготовиться к будущей профессии. Как было бы хорошо, да только есть тут одна неувязочка!

    Такой профессии, к которой нужно лишь взять да и приступить в такой-то день, нет и быть не может, как не может быть стопроцентно счастливого замужества, ожидающего тебя в готовом виде к определенному сроку. Чтобы достичь этих и любых других целей, нам нужно до них дорасти, а для этого придется пройти через множество ошибок, сомнений и заблуждений, то есть через те самые повороты, которые кажутся такими утомительными и ненужными.

    «Подлинный путь к целостности, — пишет К.-Г. Юнг, — состоит, к сожалению, из неизбежных блужданий и поворотов. Это — longissima via, (дорога, самая длинная из возможных) не прямая, а извилистая линия, соединяющая две противоположности наподобие путеводного кадуцея, тропинка, лабиринтообразные изгибы которой нередко бывают пугающими

    Банцхаф Хайо " Таро и путешествие героя"
     
    Егоров, Julia и Гесер нравится это.
  4. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Великая мать: колыбель и клетка

    Материнство дает возможность пережить опыт неограниченного могущества – могущества, которое женщины часто отрицают, потому что они хотят видеть только свою любовь к ребенку.
    Эту власть можно описывать позитивно («Я дала тебе жизнь») или негативно («Без меня ты умрешь»), но в любом случае она остается властью. В первые месяцы жизни ребенка его зависимость от матери дает ей абсолютную власть над жизнью и смертью – зелье, способное опьянить каждого.
    Можно было бы предположить, что женщины, которые посвящают себя исключительно детям, почувствуют облегчение, когда дети вырастут, но многие переживают прямо противоположное. Конец материнства также означает окончание их упоения этой властью, и они сопротивляются этому.
    Когда дети взрослеют, они покидают королевство Великой Матери и реальная мама лишается той работы, с которой она так хорошо справлялась. Для супермамы конец всевластья Великой Матери приводит к такому острому кризису идентичности, что она может неверно истолковать свое сопротивление потере неограниченного влияния как подтверждение своей безусловной преданности.
    Для ребенка утомительное поведение матери может обернуться психологической трагедией, как это неизбежно происходит, когда архетипический эликсир выпит до дна, а кто-то продолжает пытаться насильно вливать его в ваше горло.
    Если безграничная привязанность к матери превращается в тяжкий груз на шее ребенка, останавливая этим его взросление, материнская любовь может стать проклятием.
    Колыбель становится клеткой.
    Мы приходим в мир с матерью, но умираем в одиночестве. Между этими двумя событиями детская иллюзия безопасности должна постепенно исчезать, пока ребенок не станет достаточно сильным, чтобы нести ответственность за свои решения.
    Мать, отыграв свою роль, должна научиться черпать силы из другого источника. Это также способствует созданию более равноправного общества. Хотя на протяжении всей истории человечества преобладал патриархальный уклад, у каждого мужчины был ранний опыт, когда он находился под властью женщины – своей матери.
    Чем больше общество испорчено сексизмом, тем больше шансов, что материнство – это единственный выход для энергии женщины, из-за этого материнские чувства связаны огромным комплексом власти.
    В результате возникает порочный круг, усиливающий мужской шовинизм, что отчасти объясняет такое длительное господство патриархальной системы. Взрослые сыновья, получившие бразды правления, не могут устоять перед искушением наконец-то начать контролировать женщин, защитить себя от своего первоначального страха перед матерью, страха, который обобщается в боязнь силы эмоций женщины и ее власти.
    Жинетт Парис "Мудрость психики"
     
    Яна, Julia, Гесер и ещё 1-му нравится это.
  5. kv

    kv ADMIN Команда форума

    После того как Василиса вплотную соприкоснулась со злом, она констеллирует эту совесть у своих недоброжелателей.
    После ее пребывания в жилище у Бабы-яги, где она смогла увидеть всю глубину зла, у нее констеллируется собственная защита от зла - этот благодатный плод очень неприятного занятия, связанного с обращением к собственной Тени.
    Вообще смотреть на свою Тень - крайне неприятная вещь, в этом нет никакого удовольствия, и результаты получаются тоже не слишком впечатляющими.
    Но в этом есть одно большое преимущество: чем больше человек осознает свое собственное зло, тем больше он защищен от других людей.
    Если человек сохраняет наивность в отношении своих злых намерений, то он становится жертвой других людей.
    Любой может мне солгать, и я ему поверю, и всякий раз я стану попадаться на его ложь, и буду походить на дитя, заблудившееся в темном лесу, на дурочку, которая имела самые добрые намерения и с которой злой мир обошелся очень жестоко.
    Именно так и происходит, в особенности с молодыми людьми, и в основном с наивными людьми - злые люди действительно причиняют им вред. Но косвенно они сами виноваты в этом, ибо недостаточно осознают зло, существующее у них внутри.
    Если бы они лучше его осознавали, то получили бы нечто наподобие экстрасенсорного восприятия зла, присутствующего у других людей.
    Например, если женщина осознает свою собственную ревность, то она может, глядя на другую женщину, распознать проблеск ревности в ее взгляде, и понять, что с этой женщиной нужно быть осторожной, что будет мудрее держаться от нее подальше.
    Но если женщина не знает, что такое ревность, и никогда не ощущает ее в себе, то фактически оказывается беззащитной и может совершить какую-нибудь глупость, и тогда другие женщины будут иметь над ней превосходство.
    То же самое касается мужчин.
    Чем больше мужчина смотрит в зеркало и старается увидеть в своем отражении признаки ревности, ненависти, неудовлетворенности, и т. п., тем больше он сможет «считать» с лица другого человека и проявить достаточно мудрости, чтобы не стоять у него на пути.
    Таким образом, человек может избежать зла, но лишь тогда, когда он осознает зло в себе, ибо только тогда у него появляются быстрое инстинктивное осознание и распознавание зла у другого человека. Дураку-идеалисту, которого может обмануть любой и который всегда попадает в глупое положение, не поможет никакое проявление жалости: можно лишь попробовать повернуть его к собственной Тени.
    Осознание собственного зла станет для него гораздо лучшей защитой.

    Мария-Луиза фон Франц
     
    Гесер и Яна нравится это.
  6. kv

    kv ADMIN Команда форума

    В некоторых алхимических текстах, стекло сравнивали с чудесным веществом.
    Оно было «нематериальным», потому что через него можно видеть, как будто оно не состоит из материи, и оно похоже на кристалл, он был символом «духовной материи».
    Но стекло имеет также большое преимущество, что оно может изолировать и держать тепло внутри.
    Таким образом, химики и алхимики приписывали самые чудесные качества стеклу, и оно по-прежнему является одним из лучших теплоизоляционных материалов, именно поэтому оно так полезно нам.
    Но стекло изолирует вас от некоторой животной активности; оно отделяет вас от чего-то, что может дать вам тепло, вы не можете контактировать через него, в смысле прикосновения, но можете видеть сквозь него.
    Мысленно вы не изолированы. Вы можете смотреть на все через стекло практически нетронутыми, потому что вы можете видеть так, как если бы его не было.

    Итак, стекло представляет собой материал, который не интеллектуально отсекает от каких-то вещей, а он отсекает животный контакт. Именно поэтому он часто используется людьми, когда они чувствуют себя эмоционально отрезанными от своего окружения.
    Люди очень часто говорят: «У меня ощущение, как будто между нами была стеклянная стена» или «между мной и моим окружением».
    Это означает, что: «Я прекрасно вижу что происходит, я могу говорить с людьми, но физический и чувственный контакт, теплота, отрезаны этой стеклянной стеной» – это часто можно услышать от людей, которые ходят так, как будто вокруг них стеклянная стена: вы не можете приблизиться к ним.
    Вы можете вступить с ними в интеллектуальную дискуссию, но вы не можете представить себе действительно тёплого контакта, ибо вырастает стеклянная стена.

    Мария-Луиза фон Франц
     
  7. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Вопрос о том, что вы называете техникой работы с тенью, очень сложный и важный.
    На самом деле, никакой техники нет, так как техника подразумевает, что есть известный или даже предписанный путь справиться с определенной трудностью или задачей.
    Скорее это занятие напоминает нечто вроде дипломатии или искусства управления государством. Например, нет какой-то конкретной техники, которая поможет примирить две противостоящие политические партии.
    Это может быть вопрос доброй воли или дипломатического навыка или гражданской войны или чего-то другого.
    Если вообще можно говорить о технике, то она состоит единственно в соответствующем отношении.
    Во-первых, нужно принять и серьезно отнестись к существованию тени.
    Во-вторых, нужно быть осведомленным о ее качествах и намерениях.
    В-третьих, долгие и сложные переговоры неизбежны.
    Никто не знает, каков будет конечный результат этих переговоров. Можно только быть уверенным, что в процессе осторожного сотрудничества сама проблема меняется.
    Очень часто некоторые кажущимися невыносимыми намерения тени – это лишь угрозы вследствие неготовности со стороны эго всерьез учесть ее существование.
    Обычно такие угрозы исчезают, если отнестись к ним серьезно. Пары противоположностей имеют естественную склонность встречаться на срединной линии, но эта срединная линия – не компромисс, выдуманный интеллектом и навязанный противоборствующим партиям.
    Это скорее результат конфликта, который нужно вынести.
    Такие конфликты решаются не хитрым трюком или остроумной выдумкой, а только выдержкой. На самом деле, такие конфликты нужно разжигать, пока они не разгорятся во всю силу, так что противоположности медленно начнут сплавляться. Это скорее нечто вроде алхимической процедуры, чем рациональный выбор и решение.
    Страдание – непременная часть этого процесса. Всякое подлинное решение достигается только интенсивным страданием.
    Страдание показывает степень, в которой мы невыносимы сами для себя.
    «Войди в согласие со своим врагом» снаружи и внутри! Вот в чем проблема!
    Такое согласие должно стать для вас столь же ненасильственным, как и для вашего врага.
    Признаю, непросто найти верную формулу, но если вы ее нашли, то сделаете себя целостным, а в этом, я думаю, смысл человеческой жизни.
    Из писем Карла Густава Юнга П.У. Мартину. 1937 год
     
    Гесер нравится это.
  8. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Я согласен с вами, что для всякой философии искать путь к счастью для всего человечества - это благородная цель. Очевидно, что этого не достичь без уничтожения несчастья. Философия должна найти способ уничтожить несчастье, чтобы обрести счастье.
    Однако, я бы сказал, что это уничтожение - довольно амбициозная задача, и не настолько оптимистичен, чтобы поверить, что она достижима.
    Напротив, я считаю, что несчастье - неотъемлемая часть человеческой жизни, без которой мы ничего не можем совершить.
    Мы всегда пытаемся избежать несчастья.
    Мы делаем это миллионом разных путей, и ни один из них не помогает до конца.
    Так что я прихожу к заключению, что разумно будет попытаться найти по крайней мере тот путь, который позволит людям выносить неизбежное несчастье, выпадающее на долю каждой человеческой жизни.
    Если каждый достигнет хотя бы выносливости в несчастье, он уже выполнил почти сверхчеловеческую задачу.
    Это может дать ему некоторое счастье или удовлетворение.
    Если вы назовете это счастьем, я не буду против этого возражать.
    из письма Карла Густава Юнга В. Субрахаманье Айеру. 1937 год
     
    Julia и Гесер нравится это.
  9. kv

    kv ADMIN Команда форума

    «Депрессия» буквально означает «быть прижатым».
    Это может случиться, даже когда у вас нет осознанного чувства, что вы «наверху».
    Так что я бы не отметал эту гипотезу сразу.
    Если бы мне пришлось жить в чужой стране, то я нашел бы одного-двух человек, которые кажутся дружелюбными, и сделался бы им полезным, чтобы либидо приходило ко мне снаружи, пусть даже в несколько примитивной форме, скажем, собаки, виляющей хвостом.
    Я бы выращивал животных и растения, находя радость в их благоденствии.
    Я бы окружал себя красотой, неважно, насколько примитивной или безыскусной – объектами, цветами, звуками. Я бы хорошо ел и пил.
    Когда тьма становилась бы гуще, я проник бы в самое ее сердце и основание, не оставляя попыток, пока среди боли не засиял бы свет, ведь in excessu affectus [в чрезмерном аффекте или страсти.] Природа обращается в другую сторону.
    Я бы пришел в ярость против себя и жаром этой ярости плавил бы свой свинец.
    Я отверг бы все и занялся самой мелкой деятельностью, если бы депрессия довела меня до жестокости.
    Я бы боролся с темным ангелом, пока он не сломал бы мне бедро.
    Ведь в нем же свет и голубое небо, которые он скрывает от меня.
    Из письма Карла Густава Юнга
     
    smilelolita, Гесер и Яна нравится это.
  10. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Логос и Эрос — это сформулированные разумом интуитивные эквиваленты архетипических образов Солнца и Луны.
    С моей точки зрения, эти два светила настолько образно и живо проявляют свой скрытый смысл, что я предпочитаю их таким более прозаическим терминам, как Логос и Эрос, несмотря на то, что последние более точно соответствуют некоторым психологическим особенностям, чем довольно неопределенные "Солнце и Луна".
    В любом случае, использование этих образов требует живости фантазии, которая не свойственна тем, кто в силу своего темперамента склонен к чисто интеллектуальным концепциям. Эти концепции предлагают нам нечто законченное и завершенное, в то время, как в архетипическом образе нет ничего, кроме его обнаженной полноты, которую разуму, похоже, постичь не дано. Концепции — это произведенный товар, являющийся предметом торга; образы — это жизнь.
    Если наша формула лунной природы женского сознания верна — а принимая во внимание consensus omnium по этому вопросу, трудно представить, чтобы это было не так — мы должны сделать вывод, что это сознание — более темного, более ночного качества, и в силу своей слабой освещенности оно может с легкостью не обращать внимания на различия, которые сознанию мужчины представляются труднопреодолимыми камнями преткновения.
    Поистине требуется очень "лунное" сознание, чтобы сохранить единство в большой семье, невзирая на все различия, и говорить и действовать таким образом, чтобы гармоничные отношения отдельных частей с целым не только на подрывались, но и упрочались.
    И там где пропасть слишком глубока, луч лунного света перебросит через нее мост...
    ...Лунная природа является самой лучшей маскировкой для самой себя, что сразу становится видно, когда мужской аспект женского бессознательного прорывается в сознание женщины и отталкивает в сторону ее Эрос.
    Затем он полностью посвящает себя борьбе с ее очарованием и успокаивающей полутьмой; женщина занимает ту или иную позицию и упрямо защищает ее, хотя каждое ее колючее замечание разувает ее собственную плоть, и с примитивной близорукостью она подвергает риску все, что является самой желанной целью женщины.
    А затем, по совершенно непонятным причинам — возможно, просто потому, что пришло время — картина совершенно меняется: молодая луна в очередной раз потерпела поражение.
    Солнце, которое персонифицирует женское бессознательное — это не дневное солнце, оно соответствует скорее Sol niger.
    Это не настоящее Sol niger мужской психологии, второе самость, брат Медард из романа Гофмана "Эликсир сатаны", или полное тождество противоположностей, которое мы находим у доктора Джекила и мистера Хайда.
    Бессознательное Солнце женщины может быть темным, но оно, в отличие от луны, не "черно, как уголь", оно больше напоминает хроническое затмение солнца, которое, в любом случае, редко бывает полным.
    Как правило, женское сознание излучает столько же тьмы, сколько и света, так что, если сознание женщины не может быть полностью светлым, ее бессознательное не может быть полностью темным.
    В любом случае, когда лунные фазы подавляются за счет слишком сильного солнечного влияния, сознание женщины приобретает слишком яркий солнечный характер, в то время, как с другой стороны, ее бессознательное становится все темнее и темнее — nigrum nigrius nigro (Черное, чернее черного (лат.) — Прим. ред.) — и, в конце концов, оба становятся невыносимыми друг для друга.
    Sol niger женщины так же лишено света и обаяния, как нежный лунный свет весь является небесно спокойным и магическим. Он отчаянно возражает против того, что он вообще является светом, потому что никакого света в нем и нет, и великой истиной, потому что он неизменно не попадает в цель, и высшим авторитетом, поскольку он все-таки всегда не прав, или прав настолько, насколько прав слепой кот, который пытался среди бела дня ловить воображаемых летучих мышей, но однажды случайно поймал настоящую, после чего решил, что ему уже нечему учиться. Я не Хочу показаться необъективным, но именно так выглядит женское Солнце, когда оно слишком выставляет себя напоказ. (Но оно должно немножко выставлять себя напоказ, чтобы мужчина мог понять его!).
    Карл Густав Юнг «Misterium continium»
     
    Гесер и smilelolita нравится это.
  11. kv

    kv ADMIN Команда форума

    В классической юнгианской трактовке анимус – это душевная энергия женщины, которой приписывают мужское начало. Однако многие женщины-психоаналитики, в том числе и я, на основе собственных наблюдений отказались от этого классического подхода и стали утверждать, что этот животворящий источник является не мужским, чуждым женщине началом, а женским, то есть близким и понятным.

    И все же я считаю представление об анимусе как о мужском начале вполне правомерным. Существует тесная взаимосвязь между женщинами, которые боятся творить – боятся проявлять свои идеи в мире или же делают это без должного уважения либо необдуманно, – и их снами, в которых могут присутствовать многочисленные образы раненых или наносящих раны мужчин. И напротив, в снах женщин, обладающих сильной способностью к самовыражению, часто присутствует образ сильного мужчины, каждый раз в новом облике.

    Анимус лучше всего понимать как силу, которая помогает женщине действовать во внешнем мире себе на благо. Анимус помогает ей конкретно выражать ее особые, женские, внутренние мысли и чувства конкретным образом: эмоционально, сексуально, материально, творчески и т.п. – а не в виде модели, которая равняется на обусловленный обществом стандарт мужского развития.

    Мужские образы в женских снах, скорее всего, означают, что анимус – это не душа женщины, а нечто "из, от и для" ее души. В уравновешенном и неизвращенном виде анимус – это необходимый "связующий" мужчина. Этот образ обычно обладает удивительными способностями, которые позволяют ему выполнять функцию поставляющего и связующего звена. Он снабженец души. Он импортирует и экспортирует знания и продукты. Он выбирает лучшее из того, что предлагается, назначает лучшую цену, контролирует правильность обмена, сопровождает, наблюдает.

    Еще один способ понять, что такое анимус, – видеть в Дикой Женщине, душе-Самости, художника, а в анимусе – руку художника. Дикая Женщина – водитель; анимус толкает машину. Она сочиняет песню – он ее аранжирует. Она изобретает – он дает советы. Без него пьеса может быть создана в воображении, но никогда не будет написана и тем более исполнена. Без него театр может быть переполнен, но занавес никогда не поднимется и не вспыхнут огни рампы.

    Если перевести здравый анимус как понятие на язык испанской метафоры, его можно назвать el agrimensor, землемер, – человек, который знает рельеф местности и, вооружившись компасом и рулеткой, измеряет расстояние между двумя точками. Он устанавливает пределы участка и его границы. Можно также назвать его eljugador, букмекер, – человек, который знает, сколько и на кого поставить, чтобы выиграть. Таковы некоторые важнейшие аспекты здравого анимуса.

    Итак, анимус курсирует по дороге, соединяющей два, а то и три мира: нижний, внутренний и внешний. Все женские чувства и мысли он берет с собой и возит по всем этим территориям, во всех направлениях, потому что ему люб весь мир. Он привозит ей мысли "оттуда", а мысли ее души-Самости везет через мост к созреванию и дальше, "на рынок". Без строителя и содержателя этого моста внутренняя жизнь женщины не смогла бы осмысленно проявляться во внешнем мире.

    Необязательно называть его "анимус" – выберите для него любые слова или образы по своему вкусу. Но имейте в виду, что сегодня в женской культуре к мужскому относятся подозрительно: для одних это боязнь "потребности в мужчине", для других – трудное выздоровление от нанесенной им травмы. Обычно такая настороженность – следствие боли от ран, которые только-только начали затягиваться, ран, нанесенных семьей и обществом в прежние времена, когда к женщине относились не как к личности, а как к рабыне. В памяти Дикой Женщины еще свежо то время, когда одаренных женщин отшвыривали, как мусор, когда женщина могла породить идею только тайно выносив и оплодотворив ее в мужчине, который потом открывал ее миру под собственным именем.

    Но я думаю, что в конечном итоге мы не можем отбрасывать ни одну метафору, которая помогает нам понимать и жить. Ведь я не выброшу палитру, если в ней не хватает красного цвета, или синего, или желтого, или черного, или белого. И вы тоже. Анимус – это главный цвет в палитре женской души.

    Кларисса Пинкола Эстес
     
    Ира, Гесер, smilelolita и ещё 1-му нравится это.
  12. kv

    kv ADMIN Команда форума

    «Мне не нужно верить, я знаю».
    22 октября 1959 года BBC показало телевизионное интервью Юнга с Джоном Фрименом в серии передач «Лицом к лицу».
    В ходе интервью Фримен спросил: «Вы верите в Бога?», на что Юнг после долгой паузы ответил: «Мне не нужно верить, я знаю».
    Эти слова послужили началом значительных споров, и Б. отправил Юнгу довольно уничижительный обзор от Мориса Ричадсона в лондонском Observer, 25 окт. 1959 г., а также некоторые письма о словах Юнга, опубликованные в том же издании. Б. спрашивал об их точном смысле.
    Письмо Юнга
    Дорогой сэр,
    Как вы узнали из сведений господина Ричардсона, я раздражающий человек.
    Я имею дело с сомнениями и взглядами, которые сбивают с толку современный ум как осознанно, так и бессознательно.
    Я то тут, то там наступаю на чью-то мозоль.
    В результате значительное количество времени я вынужден раздавать извинения и объяснения за то, что говорю вещи, указывающие на факты и идеи, неизвестные читателю.
    Более того, читатель ограничен своей позитивистской убежденностью, что истина проста и может быть выражена одним коротким высказыванием.
    Но «ничто не верно, и даже это не совсем так», как сказал Мультатули.
    Психолог, занимающихся лечением умственных расстройств, постоянно помнит об иллюзорности наших вербальных формулировок.
    Несмотря на все трудности, выпавшие на моем пути, я буду пытаться объяснить свою точку зрения.
    Все, что я воспринимаю снаружи или изнутри – это представление или образ, психическая сущность, вызванная, как я верно или неверно полагаю, соответствующим «реальным» объектом.
    Но я должен признать, что мой субъективный образ лишь grosso modo [в общих чертах – лат.] тождественен объекту. Всякий портретист согласится с этим утверждением, а физик добавит, что называемое нами «цветами» лишь длины волн. Разница между образом и реальным объектом показывает, что психика, воспринимая объект, изменяет его, добавляя или исключая некоторые детали.
    Образ, таким образом, не полностью вызван объектом; на него также влияют некоторые предшествующие психические условия, которые можно изменить только частично. (Мы не можем, например, убрать цветовосприятие.)
    Более того, мы знаем по опыту, что все акты апперцепции находятся под влиянием предсуществующих шаблонов воспринимаемых объектов (например, исходная посылка причинности), особенно очевидном в патологических случаях (представляющих собой преувеличения или искажения так называемого «нормального» поведения).
    Это исходные предпосылки, присущие всему человечеству. История человеческого разума дает безграничное количество примеров (например, фольклор, сказки, религиозный символизм и т.д.)
    Чтобы объяснить спонтанное происхождение такого параллелизма, теории миграции недостаточно.
    Я называю их архетипами, т.е. инстинктивными формами умственной деятельности.
    Это не унаследованные идеи, а ментально выраженные инстинкты, формы, а не содержания.
    Они влияют на наше создание образов.
    Как показывает опыт, архетипам присуща особая энергия, без которой они не вызывали бы таких каузальных эффектов.
    Так что когда мы пытаемся сформировать образ факта, называемого «Богом», то это во многом зависит от присущих, предсуществующих способов восприятия, тем более, что это восприятие изнутри, без посредства наблюдения физических фактов, которые могли бы придать видимые формы нашему образу Бога (хотя таких случаев множество).
    «Бог», таким образом, это прежде всего умственный образ, наделенный инстинктивной «нуминозностью», т.е. эмоциональной ценностью, придающей образу характерную автономию аффекта.
    Это мое основное утверждение.
    Люди, не привыкшие к строгому мышлению, полагают, что это последнее утверждение.
    Ни одно научное утверждение не окончательно: это скорее формулировка наблюдения и анализа.
    И она простирается только в пределах научного утверждения. Но научное утверждение не говорит и не может сказать, что такое «Бог»; оно только определяет, что Он в нашем уме.
    Ум – это ни мир сам по себе, ни воспроизведение его точного образа.
    Тот факт, что у нас есть образ мира, не означает, что есть только образ и никакого мира.
    Но именно таков аргумент тех, кто полагает, что, когда я говорю об образе Бога, то имею в виду, что Его не существует, так как он только образ.
    Наши образы – это, как правило, образы чего-то, и даже бред – это «образы» чего-то, как убедительно показала современная психология.
    Если, например, я представлю животное, которого в реальности, какой мы ее знаем, не существует, то сформирую картину мифологической сущности, следуя древнему занятию наших предков по представляю волшебных зверей и «лечебных животных».
    Я действую в рамках архетипа.
    В таком случае я под его сильным влиянием.
    (У архетипа есть действенность.)
    И хотя мы можем быть вполне уверены, что такого животного в физической реальности не существует, тем не менее, есть реальная причина, которая подтолкнула к созданию дракона. Образ дракона – это ее выражение.
    Образ Бога – это выражение фундаментального опыта чего-то такого, что недостижимо интеллектуальными средствами, т.е. научным познанием, если только не совершить непростительного нарушения.
    Когда я говорю, что мне не нужно верить в Бога, потому что я «знаю», то имею в виду, что знаю о существовании образов Бога в целом и в частности.
    Я знаю, что это вопрос всеобщего опыта, и, поскольку я не исключение, знаю, что и у меня такой опыт тоже есть, который я называю Богом.
    Это опыт столкновения моей воли с другой, зачастую более сильной, волей, пересекающей мой путь с кажущимися катастрофическими результатами, помещающей странные идеи мне в голову и направляющей мою судьбу иногда в самые нежелательные направления или придающей ей неожиданные благоприятные повороты, недоступные моему знанию и намерению.
    Странная сила, действующая против или за мои осознанные склонности, хорошо мне известна.
    Так что я говорю: «Я Его знаю».
    Но зачем называть это нечто «Богом»?
    Я бы ответил: «А почему нет?»
    Его всегда называли «Богом».
    Прекрасное и действительно подходящее имя.
    Кто может искренне сказать, что его судьба и жизнь были результатом одного лишь сознательного планирования?
    Есть ли у нас полная картина мира?
    Миллионы условий в действительности нам неподвластны.
    В бесчисленном множестве случаев наши жизни могли принять совершенно иной оборот.
    Индивидуумы, которые полагают себя хозяевами судьбы, как правило, рабы своей участи. Гитлер или Муссолини могли считать себя такими выдающимися умами. Respice finem! [Не упускай из виду конца - лат.]
    Я знаю, чего хочу, но сомневаюсь и колеблюсь, того же мнения Нечто или нет.
     
    Гесер и Яна нравится это.
  13. Гесер

    Гесер Авторы

    Я тоже знаю.
     
  14. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Нарцисс – это психологический монстр, о котором написано очень много.
    Миф о Нарциссе весьма полезен, когда надо проиллюстрировать, что устремление прочь от негативного идеала порой работает лучше, чем нацеленность на позитивный идеал.
    Вместо того чтобы задаваться вопросом: «Как я могу искупить своего Нарцисса? Как мне стать более альтруистичным?» – можно полюбопытствовать: «Эй, Нарцисс! Как ты оказался в моей душе? Кто дал тебе власть? Что ты там задумал? Как, когда, с кем и в каком эмоциональном контексте ты захватываешь меня?» Нарцисс, получивший власть в психике, – весьма распространенное и трагическое явление, и вред от него всегда один и тот же. Нарциссизм неизбежно разрушает умение радоваться, так как радость всегда связана с Другим, даже если этот Другой – дерево, океан, щенок, луковица тюльпана, которая просится в землю, пока не сгнила. Что бы вы ни делали, для ощущения радости необходима какая-то связь с теми, кому будет польза от ваших действий.
    Если я отправляю свой чек в организацию, которая помогает поддерживать в здоровом состоянии жизнь океана, я испытаю радость, читая об улучшении состояния воды, потому что я уже ощутила свою связь с океаном. Сначала Нарцисс испытывает радость, видя свое отражение в зеркале (в тихой воде пруда).
    Он думает, что наконец встретил того самого Другого, которого он сможет полюбить. Радость исчезает, когда он осознает, что связь с этим Другим невозможна.
    Нарциссическая личность всегда стремится установить связь со своим идеальным Я, со своим чудесным, богоподобным образом Самости. Половину времени нарцисс тратит на любовь к себе, а вторую половину – себя ненавидит, но по-прежнему зациклен на себе.

    Богоподобное в нас приносит радость, только будучи разделено с кем-нибудь. Даже самый большой затворник-ученый или самый робкий художник, работающий в уединении, может ощутить радость, если любовь к науке или искусству соединяет их с миром, с воображаемым Другим, который получит пользу от их достижений. Так как жизненная энергия и радость могут возникнуть только в связи с другими, то если власть захватывает Нарцисс или любой другой монстр, происходит иссушение сердца (судьба нимфы Эхо, полюбившей Нарцисса). Нарцисс не знает, что его самопоглощенность смертельно опасна и для него, и для Эхо. Он не понимает, что, глядя в лицо возлюбленной, он всего лишь любуется собственным отражением. Влюбленный в себя, он может только страдать от своей трагической судьбы, заключающейся в том, чтобы раствориться в зеркале. Ему не суждено уловить суть: «Дружище, взгляни, ведь в этой игре нет никого, кроме тебя».

    Жинетт Парис
     
    Ира, Гесер и Яна нравится это.
  15. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Индивидуальные проявления мужской анимы складываются, как правило, под воздействием материнских черт. Если мать человека оказывает отрицательное влияние, то его анима чаще всего будет проявляться в раздраженных, подавленных настроениях, состоянии неуверенности, тревоги и повышенной возбудимости. (Однако преодоление подобных негативных воздействий лишь помогает упрочить мужественность).

    В душе такого мужчины отрицательный образ матери — анима — бесконечно повторяет „Я никчемен. Все бессмысленно. У других все иначе, чем у меня. Ничто меня не радует“.
    Такие настроения вызывают хандру, страх заболеть, стать импотентом или жертвой несчастного случая. Вся жизнь видится тягостной и печальной. Это может даже довести человека до самоубийства; анима тогда становится демоном смерти.

    "Процесс индивидуации. Общая схема духовного роста", Мария Луиза фон Франц (статья из книги "Человек и его символы")
     
    smilelolita, Гесер и Яна нравится это.
  16. kv

    kv ADMIN Команда форума

    В январе 1961 года К.Г. Юнг получает для себя мощную подпитку совершенно с неожиданной стороны: его находит запоздалое, но полное благодарностей письмо от Уильяма Вильсона, «Билла В.», одного из основателей движения Анонимных Алкоголиков. В нем он признавался, что данные К.Г. Юнгом в 1911 году рекомендации хроническому алкоголику Роланду Г. (что тот ни за что не вылечится от своей пагубной страсти, если «не сможет стать объектом религиозно-духовного опыта, то есть пока по-настоящему не обратится к вере») послужили прекрасным средством и для его собственного излечения и обращения, после чего на этой идее и было основано в 1934 году движение Анонимных Алкоголиков.
    Длинный, перемежающийся благодарностями рассказ заканчивался так:
    «Как видите, звенья этой удивительной цепи событий, фактически взявшей свое начало из Вашего врачебного кабинета, целиком и полностью выкованы из Вашей человечности и глубокого
    понимания этой проблемы. Многие из наших А.А. штудируют Ваши книги от корки до корки. Да нечто большее, чем интеллект, эмоции и два доллара стоимости всех составляющих его тело химических элементов!»
    Ответ К.Г. Юнга говорит сам за себя: «Из-за царившего в те дни вокруг меня сплошного непонимания я был вынужден следить за своей речью, с особой тщательностью подбирая слова и выражения, но меня все равно трактовали неправильно. Беседа с Роландом Г. не была исключением, однако мои взвешенные мысли диктовались достаточно солидным опытом общения с подобного рода людьми.
    Грубо говоря, его тяга к алкоголю была сродни духовной жажде. Жажде нашей плоти по утраченной целостности или, как сказали бы в Средневековье, по единению с Богом.
    Но как, каким языком выразить этот инсайт, в какие слова облечь его, чтобы не было разночтений его сути?
    Вижу только один легитимно-правильный путь: человеку самому нужно познать этот опыт, а это возможно лишь в том случае, когда он сам пойдет по тропке, ведущей к боле высокому пониманию. <…>
    Глубоко убежден: превалирующее ныне в мире зло все же погубит рано или поздно эту духовную потребность человека, если только не встретит достойной отпоры со стороны его реального духовного инсайталибо не разобьется как морская волна о мощный человеческого сообщества. В самом деле, одинокий, изолированный от общества и не оберегаемый силами свыше человек не сможет противостоять мощи господствующего зла, так подходяще названного “дьяволом”.
    Однако не следует необдуманно разбрасываться такими словами во избежание разного рода заблуждений и ошибок <…>
    Потому так откровенен с Вами, что по вашему честному прекрасно вижу, насколько выше Вы всех этих стереотипных точек зрения на проблему алкоголизма.
    Видите ли, слово “алкоголь” по-латыни пишется spiritus, а вы им обозначаете одновременно и высший духовный опыт, и всю массу бормотушного пойла. Тут, скорее, целая формула: spiritus contra spiritum.
    Благодарю Вас за такое теплое письмо.
    Искренне ваш – К.Г. Юнг»
    Из книги "Израненный лекарь души" Клэр Данн
     
    RioRita, Яна и Гесер нравится это.
  17. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Душа – иногда, противоречит желаниям и правилам поверхностной жизни. Когда мы посвящаем себя душе, другие привязанности могут ослабляться, и когда мы предоставляем душу с ее собственными стремлениями и целями самой себе, мы, возможно, перестаем цепляться за старые ценности и ожидания.
    Пути души исполнены парадоксов. Сегодня мы расстроены по поводу увольнения, а через год, возможно, мы придем к выводу, что это было лучшее из происходившего с нами. Нас что-то не устраивает в браке, а годы спустя мы осознаем, что этот дискомфорт указывал на желание чего-то более радостного.
    Если мы отнесемся к душе в отношениях с уважением, то нам, возможно, придется изменить наши взгляды на многие важные вещи, включая наши представления о морали. Ведь мораль определенно играет важную роль в отношениях и должна быть одновременно ненавязчивой и глубоко укорененной, если мы хотим, чтобы она соответствовала требовательным парадоксам души. Возможно, нам также понадобиться пересмотреть наши цели в отношениях. Душе недостаточно терпеть только ради продления отношений. Все знают, что отношения могут длиться годами после того, как их душа исчезла. Для того, чтобы заботиться о душе, необходимо уважать окончания отношений и радикальные изменения. Представления о сплоченности и разделении в отношениях могут меняться годами.
    Родственная душа – это тот, с кем мы чувствуем глубокую связь, и с кем общение и единение ощущается не как результат намеренных действий, а подарок свыше. Такие отношения настолько важны для души, что по мнению многих людей – это самое ценное в жизни. Мы можем найти душевного партнера в различных формах отношений – в дружбе, браке, работе, игре и семье. Эта редкая форма близости, но она не ограничивается одним человеком или одной формой.

    Томас Мур «Родственные души»
     
    Ира, smilelolita, Olesya и ещё 1-му нравится это.
  18. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Мужчина в своем первобытном качестве – охотника и воина приучен убивать, и Анимус, обладая мужской природой, как бы разделяет с ним эту предрасположенность. Напротив того предназначение женщины заключается в служении жизни, и, действительно, Анима вовлекает мужчину в жизнь. Другая характерная черта Анимы, а именно ее всецело смертоносный аспект, в сказках проявляется не часто; скорее можно говорить о том, что Анима представляет для мужчины архетип жизни.
    Анимус в его негативной форме образует, по-видимому, противоположность такой установке. Он уводит женщину от жизни и таким образом «убивает» для нее жизнь. Он имеет отношение к царству духов и стране смерти.
    Благодаря Анимусу у нас часто возникает ощущение отделенности от жизни. Мы чувствуем себя измученными и не способными жить дальше. В этом проявляется пагубная сторона влияния Анимуса на женщину. Он перекрывает каналы, связывающие ее с жизнью.
    В своем стремлении изолировать женщину от внешнего мира Анимус может принимать вид отца. В «Дроздобороде» рядом с принцессой нет никого, кроме отца, поэтому неприступность принцессы, отказывающей всем без исключения женихам, очевидно, как-то связана с тем, что она живет одна с отцом. Презрительная, осмеивающая, критическая установка, занятая ею по отношению к женихам, типична для женщин, которыми управляет Анимус. Такая установка напрочь разрывает все связи с людьми.
    Высокомерие дочери в подобной ситуации только по видимости вызывает гнев отца, в действительности же отец нередко сам привязывает дочь к себе и создает препятствия на пути предполагаемых женихов. Всякий раз, когда на заднем плане можно обнаружить в себе подобную установку, невольно убеждаешься в столь характерной для психологии родителей амбивалентности, когда они, с одной стороны, оберегают своих детей от встречи с реальной жизнью, а с другой – проявляют недовольство, что те оказываются не способны начать самостоятельную жизнь, покинув родной дом. (Отношения матерей со своими сыновьями очень часто развиваются по этой же схеме.) В качестве компенсации такой ситуации отцовский комплекс, вырабатывающийся в дочери, пытается причинить боль могущественному отцу тем, что заставляет девушку останавливать свой выбор на явно недостойных ее поклонниках.
    В другой сказке Анимус появляется сначала в образе старика, который позднее превращается в юношу, что является способом сообщить нам, что старик – отцовский образ – это только временный аспект Анимуса и что под этой маской скрывается юноша.
    Более яркий пример изолирующего воздействия Анимуса даст сказка, в которой отец буквальном смысле запирает свою прекрасную дочь в каменный сундук. Впоследствии бедный юноша освобождает ее из заточения, и они вместе спасаются бегством. В туркменской сказке «Волшебный конь» отец отдает свою дочь Дэву, злому духу, в обмен за ответ на загадку. В балканской сказке «Девушка и вампир» юноша, являющийся на самом деле вампиром, обманом увозит девушку и помещает ее в могилу на кладбище. Она убегает через подземный ход в лес и молит Бога о каком-нибудь ящике, в котором она могла бы спрятаться. Для того чтобы стать недосягаемой для вампира, девушке приходится испытать все неудобства пребывания в полностью закупоренном пространстве, с тем чтобы, в сущности, защитить себя от Анимуса.
    Угрожающее воздействие Анимуса и женскую защитную реакцию на него обычно трудно разделить, так тесно они слиты, и это лишний раз напоминает нам о двойственном характере, который носит деятельность Анимуса. Анимус способен либо превращать женщину в парализованное в своих действиях пришибленное существо, либо, наоборот, делать ее очень агрессивной. Женщины становятся или мужеподобными и самоуверенными, или, наоборот, демонстрирующими в своем поведении склонность к рассеянности, как если бы их душа во время общения была где-то в другом месте, что, возможно, и делает их очаровательно женственными, но несколько похожими на сомнамбулу; а все дело в том, что такие женщины совершают в эти минуты чудесные путешествия с анимусом-любовником, полностью погружаясь под его воздействием в грезы наяву, в чем едва ли отдают себе отчет.

    Мария-Луиза фон Франц
     
    Ира, Яна, Гесер и ещё 1-му нравится это.
  19. kv

    kv ADMIN Команда форума

    «Находясь в Индии, я по сути занимался одним-единственным интересовавшим меня тогда вопросом о психологической природе зла. И был глубоко поражен тем, каким необычным путем эта проблема интегрирована в духовную жизнь индийцев…

    Как я понял, в Индии духовность в равной степени вмещает в себя как добро, так и зло. Если христианин, постоянно уступая искушениям греха, все же тянется к добру, то есть падает, но встает и идет дальше, то устремления индийца совсем иные: с помощью йоги и медитации он стремится вывести свой дух за пределы всякого добра и зла. В корне не согласен с такой позицией, потому что в этом случае добро со злом так и не приобретают никаких своих реальных очертаний, а образуется некий застой. В итоге получается, что человек начинает не придавать большого значения ни злу, с одной стороны, ни добру – с другой…

    Заветная цель любого индийца – достичь нирваны, а вовсе не внутренней законченности в своем духовном совершенствовании. Ради достижения конечной цели –стать свободным от природы – путем длительных медитаций он старается полностью опустошить себя выкидывая из головы все возникающие там образы-видения. Я же, в отличие от него, ни за что не хочу отказываться от живого созерцания природы и всплывающих при этом в душе образных метафор. Я не желаю порывать духовных ниточек, незримо связывающие меня с остальными людьми, с природой, да и с самим собой, в конце-то концов, – ведь это самое величайшее дарованное мне чудо! Вся природа, душа и жизнь потихоньку разворачивают предо мной свою божественность – да разве ж я не могу желать еще чего-то большего? Наивысший смысл окружающего для меня Бытия вижу в том, что оно действительно существует…
    Только осуществив все то, что дано мне сделать, я
    смогу почувствовать свое реальное освобождение… Если же я пренебрегу какими-то заложенными в меня возможностями и не воплощу их в жизнь, то фактически собственно ампутирую соответствующую часть своей души…
    Человеку, не прошедшему до конца сквозь кромешный ад своих страстей, так и не удастся никогда совладать с ними… Помните, что всякий раз уступая их давлению или же осторожно обходя сторонкой, а то и вовсе забывая про них, вас всегда будет подстерегать
    серьезная опасность, что рано или поздно оставленные за спиною вещи вновь вернутся и вам, только уже
    на этот раз с удесятеренной направленной против вас
    силой»

    Карл Густав Юнг
     
    Гесер нравится это.
  20. kv

    kv ADMIN Команда форума

    Человек, находящийся «в строгих рамках» институциализированной религии, испытывает огромное искушение бездумно принять все «истины», которые проповедуют религиозные деятели, позволив себе в повседневной жизни чисто механически воспроизводить соответствующие действа.
    Такой человек больше не ведет духовный поиск и не испытывает личных страданий, связанных с религиозными проблемами, ибо это уже совершили другие люди, жившие много лет тому назад. Такой человек просто верит в то, что ему говорят.
    Поступая таким образом, он может избежать сильных душевных страданий, ибо, задавая вопросы о Боге или о смысле жизни в процессе духовного поиска, он обязательно погрузился бы в глубину и испытал мучительные страдания.
    Именно поэтому люди часто вытесняют подобные вопросы.
    Как говорится в одной христианской пословице, «чтобы стать хорошим человеком, оставь Бога в покое».
    Они не трогают Бога и не задают «жгучих» вопросов о том, кто Он, и как мы, самые обыкновенные люди, можем с Ним соединиться.
    Мария-Луиза фон Франц "Архетипические паттерны в сказках"
     
    Гесер и smilelolita нравится это.

Поделиться этой страницей