"Дюна"

Тема в разделе "ФИЛОСОФИЯ", создана пользователем Lilja, 2 дек 2006.

  1. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Познакомившись с фрименами, все планетологи рассматривают теперь жизнь как выражение энергии и ищут определяющие эту энергию взаимоотношения. Основываясь на малых фрагментах, кусочках и отрывках, расовая мудрость фрименов переходит тем временем в новую определенность. То, что есть у фрименов, как у народа, могут иметь и другие народы. Просто этим последним надо развивить в себе чувство энергетических взаимоотношений. Этим народам надо увидеть, что энергия пронизывает структуры всех предметов и создается посредством этих структур.
    ("Катастрофа Арракина" Харк аль-Ада)

    Слезы брызнули у нее из глаз, невзирая на все фрименское самообладание. Рот ее скривился в презрительной гримасе, а в мозгу началась уже знакомая ей борьба, охватившая все существо Алие. Она почувствовала, что в ней уживаются два человека. Один из них смотрит на ее плотские судороги с изумлением. другой мучается от страшной душевной боли, сдавившей грудь. Слезы ручьем текли из глаз Алие, а удивленный голос спрашивал: "Кто это плачет? Кто это плачет? Кто продолжает плакать?"

    Муад'Диб был лишен наследства и говорил от имени лишенных наследства во все времена. Вопль его души был направлен против той глубокой несправедливости, которая отчуждает индивида от того, чему его учили, того, во что он верит, от того, что кажктся ему правдой.
    ("Махдинат: анализ" Харк аль-Ада)
     
  2. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Халек свысока взглянул на Проповедникаю
    - Еще один Вещающий Истину.
    - Вещающим истину может стать каждый, даже ты, - сказал старик. - Это вопрос честности в оценке природы своих чувств. Вещание Истины требует внутреннего согласия с истиной, что и позволяет ее распознавать.
    - Зачем ты вмешиваешься? - угрожающе спросил Халлек и положил руку на нож. Кто этот Проповедник?
    - Я несу ответственность за все эти события, - сказал слепец. - Моя мать может, если хочет, вылить на алтарь всю свою кровь, но у меня совершенно иные мотивы. И я действительно понимаю всю глубину проблемы.
    - О?! - Халлеком действительно овладело любопытство.
    - Госпожа Джессика приказала тебе отличить волка от собаки, зе'еба от ке'леба. По ее определению волк - это тот, кто обладает властью, но неверно ею пользуется. Однако между временем волка и временем собаки бывает рассвет, когда ты не сможешь отличить пса от волка.
    - Это очень близко к сути дела, - произнес Халлек, заметив, что в комнате собирается все больше и больше людей, желающих послушать. - Откуда тебе это известно?
    - Мне известно это потому, что я знаю эту планету. Ты не понимаешь? Подумай. Под ее поверхностью прячутся камни, грязь, осадочные породы, песок. Это память планеты, слепок ее истории. То же самое относится и к людям. Собака помнит, как была волком. Каждая вселенная вращается вокруг ядра бытия, и из этого ядра исходит память, развертываясь до самой поверхности.
    - Все это очень интересно, - сказал Халлек. - Но как твои слова помогут мне выполнить приказ?
    - Присмотрись к слепку своей собственной истории, сделай это, как делают животные.
     
  3. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Он может стать жертвой того, что знает, - такие неудачи вообще свойственны человеку. Опасность заключается в том, что тот, кто предсказывает реальное событие, может просмотреть поляризующий эффект вследствие излишней уверенности в своей правоте. Пророки склонны забывать, что ничего в поляризованной вселенной не может существовать без своей противоположности.

    - Вода, которую мы разлили по пустыне, превратилась в кровь, - провозгласил Проповедник, широко разведя руки. - Кровь покрыла нашу землю! Берегитесь Пустыни, которая может цвести и плодоносить; она привлекла чужестранца и заманила его в нашу среду. Они пришли для насилия! Их лица закрыты перед последним ветром Карализека! Они отобрали пленяющую силу песка. Они выпили его богатство, уничтожили бесценное сокровище его глубин. берегитесь их, когда они принимаются за свою разрушительную работу, ибо сказано: "И я стоял на песке и видел зверя, поднимающегося из песка, и на голове этого зверя было Имя Божье!"
    По толпе начал разливаться гнев. Люди начали потрясать сжатыми кулаками.
    - Что он делает? - прошептал Фарад'н.
    - Я и сама хотела бы это знать, - ответила Алия. Она прижала руки к груди, чувствуя, смешанное со страхом волнение. Сейчас толпа кинется на пилигримов, если он продолжит в том же духе!
    Но в этот миг Проповедник обернулся, направив свои пустые глазницы на храм, и указал рукой на башню Алие.
    - Остается только одна богохульница! - страшным голосом закричал он. - И имя этой богохульницы - Алия!
    Над площадью нависла мертвая, леденящая душу тишина.
    Алия стояла, охваченная цепенящим ужасом. Она понимала, что толпа не может ее видеть, но ею овладело чувство собственной уязвимости, открытости. Успокаивающие голоса, раздававшиеся в ее мозгу не могли утишить (успокоить?) стук сердца.

    Бене Гессерит - это образец прагматизма во всем и до конца. я разделяю их взгляд на нашу вселенную. Ты несешь на себе отметины этой вселенной. Ты имеешь навыки правителя и умеешь классифицировать все в понятиях ценности или угрозы.

    --------------------------------
    Конец. Правда, м.б. со временем, прочитав эти книги в другом переводе, возьмусь написать цитаты заново.
    Впереди "Бог-император".
     
  4. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Перечитываю цитаты, страница 1, 5.01.08

    Легкие мои вдыхают ветер Времени,
    Пролетевший сквозь падающий песок...

    Сражаться ли станешь с тенями?
    С грезами вступишь ли в схатку?
    ты движешься словно во сне?
    Время ушло, ускользнуло.
    Украдена жизнь твоя.
    Ты так медлил с пустяками.
    Ты - жертва своего безрассудства
    (Плач по Джамису на Погребальных Равнинах. Из сборника "Песни Муад'Диба", сост. принцесса Ирулан)

    Насколько легче было бы вновь ускользнуть от реальности в сон!..
    Но сегодня днем она видела иной сон...до сих пор вспоминая его, она вздрагивала. Ей снилось, что она подставляет руки струящемуся песку, а песок сыплется, сыплется и заносит начерченное на песке имя: Герцог Лето Атрейдес. Она хочет поправить имя, но не успевает - первую букву засыпает прежде, чем она прочерчивает последнюю.
    И песок все течет, все сыплется...
    Сон завершился плачем-причитанием, который становился все громче и громче. Странный плач: какая-то часть разума осознавала, что это ее собственный голос - но детский, почти младенческий. От нее уходила какая-то женщина, чьи черты ускользали из памяти.
    "Моя неизвестная мать", - поняла Джессика.

    - Они взяли воду Джамиса. () Таков закон. Плоть принадлежит человеку. Но вода его тела - собственность всего племени... кроме тех случаев, когда человек погиб в поединке...
    - Вода поединка принадлежит победителю. - Это потому, что приходится биться без дистикомбов и полагается возместить победителю потерю воды.

    "Из вод положено начало всякой жизни"

    - Усул, ты плачешь!...
    - ты отдаешь влагу мертвым? Но чьим?..
    - Мертвым, которые не умерли еще
    - Тогда пусть живут, пока есть у них время!

    - Мир - лишь пустая оболочка, и все в мире смертно, - читал он нараспев, и голос его плыл над дюнами. - Кто отвратит десницу Ангела Смерти? И свершится установленное Шаи-Хулудом...

    Как только он отпустит стопор, манок застучит. Где-то в песках гигантский червь, Податель, услышит этот стук и придет на него ; пользуясь похожими на хлысты крючьями, учили Пауля, можно вскарабкаться вверх по крутому боку червя. Червь сам поможет ему: пока крюк оттягивает назад передний край одного из кольцевых сегментов его тела, открывая более нежную плоть колючему песку, животное не уйдет под поверхность и, более того, извернется так, чтобы открытый участок оказался насколько возможность дальше от песчаной поверхности.
    Я - наездник Пустыни, сказал себе Пауль.
    Он глянул на крючья в левой руке и подумал, что, для того чтобы заставить Подателя поворачивать и двигаться в нужную сторону, надо только передвигать эти крючья по краю сегмента гигантского тела. Он видел, как это делается. Ему помогали вскарабкаться на червя для коротких тренировочных поездок. Раз захваченного червя можно было гонять, пока тот не обессилеет и не встанет неподвижно в песках. Тогда приходилось подманивать свежего.
    Как только он пройдет испытание, он получит право совершить поездку за двадцать манков к югу, чтобы отдохнуть и восстановить силы в краю женщин и детей, укрытых от погромов среди новых пальмовых рощ, в тайных сиетчах под землей.
    Он поднял голову и взглянул на юг, напомнив себе, что в испытании есть два неизвестных: неукрощенный червь, вызванный из просторов эрга, и сам новичок испытуемый...
    "Тщательно оцени подходящего к тебе Подателя, - наставлял Стилгар. - Стой достаточно близко, чтобы вскочить на него, но не настолько, чтобы он тебя проглотил".
    Он решительно отщелкнул стопор. Трещотка завертелась, и по пескам разнесся размеренный стук: тумп... тумп... тумп...

    - Существо, затратившее всю жизнь, чтобы воплотить собственное представление о себе, скорее предпочтет умереть, чем превратиться в собственную противоположность.

    Вечность забирает свое назад. Да, нашим телам недолго бороздить эти воды, попляшем в опьянении собой и любовью, выдумаем пару странных идеек, а потом каюк - время, бери нас! Что сказать? Вышло так, пожил... и все, исчез, но ведь - жил!
    (Что проку просить у солнца пощады. "Ламентации Муад'Диба"; из "Комментариев" Стилгара)
     
  5. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Следует отметить, что учеников любой школы шпионажа и/или контршпионажа объединяет общий тип основных реакций. Всякое закрытое учение оставляет свою печать, свой структурный рисунок - и этот отпечаток можно как уловить, так и использовать для предсказаний реакций противника.
    Далее мотивационные схемы у всех агентов-шпионов схожи. Иначе говоря, есть некоторые типы мотивации, общие для всех, несмотря на разные школы и противоположные цели.
    Вы будете изучать прежде всего, как вычленить для анализа этот общий элемент. Вначале вы увидите, как по общей схеме допроса вычислить внутреннюю ориентацию допрашивающего; далее мы займемся мысленно-речевой ориентацией объекта анализа. Вы увидите, что определить базовый язык объекта достаточно просто, пользуясь оттенками голоса и структурой речи...

    В сознании людей укоренилась поистине извращенная потребность в разумно устроенной, логичной и упорядоченной Вселенной. Но дело в том, что реальная Вселенная всегда, пусть на один шаг, опережает логику. (Принцесса Ирулан. «Избранные изречения Муад’Диба»)
     
    kv нравится это.
  6. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Легкие мои вдыхают ветер времени, пролетевший сквозь падающий песок…
     
  7. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Самыми постоянными законами Вселенной остаются случай и ошибка.

    Я умру четыре раза. Это будут четыре смерти. Смерть плоти, смерть души, смерть мифа и смерть разума. Каждая из этих смертей посеет семена возрождения. Лето Атрейдес. Рукописи, найденные в Дар-эс-Балате
     
  8. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    В глазах фрименов она неразрывно связана с Землей, полубогиня-хранительница, защищающая племена всей своей губительной мощью. Для них она — Преподобная Преподобных. Как полагают паломники, она возвращает мужчинам утраченную мужскую силу, исцеляет бесплодие… а еще она для них ментат навыворот. В ней воплощена достигающая предела тоска человека по тайне. Она — живое свидетельство того, что у логики есть свои ограничения, границы, вне которых она бессильна. Она — воплощение абсолютной напряжённости. Дева и девка одновременно — она остроумна, вульгарна, жестока… прихоти её губительны, словно кориолисова буря.
    ИЗ ОТЧЁТА ПРИНЦЕССЫ ИРУЛАН О СВЯТОЙ АЛИЕ, ДЕВЕ НОЖА
     
  9. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Пение становилось все громче и вдруг умолкло.
    А потом нежные, как заря, голоса завели:

    Она усмиряет бури,
    Глаза ее истребляют врагов,
    Терзают неверных.
    От шпилей Туоно,
    Где брезжит рассвет,
    Где текут чистые воды,
    Видна ее тень.
    В летнюю жару она
    Дарует нам хлеб и млеко
    Прохладное, благоухающее травами,
    Ее глаза испепеляют врагов,
    Терзают угнетателей
    И проникают все тайны.
    Она - Алия... Алия... Алия... Алия.

    Голоса медленно смолкли. Пауля замутило. Что же мы наделали, подумал он. Алия пока ещё только юная ведьма, но вот-вот повзрослеет и станет ещё страшнее.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 дек 2019

Поделиться этой страницей